22 июля 1946 года около 11 часов 45 минут по Восточноевропейскому времени к иерусалимской гостинице “Царь Давид” подъехал небольшой фургон. Из него вышли шестеро молодых людей в длинных белых рубахах. Как и большинство палестинских арабов того времени. Поверх тобы на каждом были надеты короткие куртки джуббе с символикой обслуживающего персонала отеля.
Они выгрузили из фургона шесть стандартных молочных бидонов. Затем, никуда не торопясь, в два захода перенесли их в подвал кафе “Регент”. Которое располагалось в западной части первого этажа Южного крыла гостинцы “Царь Давид”.
Триста пятьдесят килограммов взрывчатого вещества в молочных бидонах расположили у несущих колонн здания. Затем также без спешки покинули помещения отеля. Один из них, которого называли Гиди, перед этим привел в действие часовой механизм. Через десять минут из подвала выбежали сотрудники кухни, которых приехавшие блокировали на складе.
На их крики и призывы о помощи никто не обратил внимания. Ведь к тому времени на улице уже началась паника. За несколько минут до этого кто-то взорвал небольшое устройство напротив. А в 12 часов 47 минут раздался мощный взрыв, который обрушил западный угол Южного крыла гостиницы “Царь Давид” и унес жизни 91 человека.
Вскоре после взрыва к “Царю Давиду” прибыли многочисленные спасательные команды. На протяжении нескольких дней продолжался разбор завалов Южного крыла. В итоге вывезли около двух тысяч грузовиков, груженных обломками стен и перекрытий. Спасти удалось лишь шесть человек. Еще сорок получили ранения различной степени тяжести.
Среди погибших: 17 евреев. Пятеро греков и армян. И 28 англичан. Вот они то и были главной целью атаки. Но основное количество жертв “Царя Давида” все же оказались арабами. Их насчитали 46. У британских властей не было никаких сомнений в том, кто совершил этот подрыв.
Последний дорожный патрульный из Королевской Военной полиции знал, что это сделали члены радикальной Национальной Военной Организации. Что на иврите Иргун Цвай Леуми. Или сокращенно Эцель. Но наиболее известной как просто Организация. То есть Иргун. Они стояли за рядом последних террористических атак на территории Палестины.
Этот, как и многие другие, был составной частью Еврейского восстания. Начавшегося в Подмандатной Палестине в 1944 году. Диверсионно-террористическая война стала одной из причин вывода британских войск с этой территории в 1948-м. Что, в свою очередь и в довольно значительной степени привело к образованию Государства Израиль.
За четыре года войны Владычица Морей изрядно подустала от тягот и лишений Первой Мировой. Противостояние с Германской Империей — не борьба с зулусами. Потому с лихвой забирала практически все силы Британии. Да так, что на войну с одряхлевшей Сиятельной Портой, которая должна была вот-вот “завалиться на бок”, мощи не оставалось ну никакой. А османские территории на Ближнем Востоке веками оставались в приоритете интересов Лондона. Жадное око и слабый зуб никак не приходили к общему удовлетворению.
Англичане сделали ставку на подрыв единства многонациональной и многоконфессиональной Турецкой державы. Что-что, а ссорить рыб в озере они умеют. Арабский, курдский и еврейский национализм, поддержанный золотом и оружием, делал то, чего не могла Британская армия и ее самый могущественный в мире флот.
В 1917 году Форин-Офис Его Величества передал Всемирной Сионистской организации письмо. Которое вошло в историю как “Декларация Бальфура”. По фамилии Министра Иностранных Дел, его подписавшего. В сем документе неконкретно, но практически однозначно говорится, о национальных правах и вероятной возможности создания еврейского государства. На деле же обсуждалось что если евреи окажут содействие Лондону в его борьбе с Троинственным Союзом по всему миру, то Великобритания “с одобрением рассмотрит вопрос о создании в Палестине национального очага…”.
И евреи оказали. Деньгами, что обычно. И, что тогда стало новостью, мужеством на полях сражений. И окопной, и партизанской войны. В зависимости от театра военных действий. Но Компьенское соглашение, принесшее мир Европе и новые завоевания победителям, не принесло ни свободы, ни мира Палестине. Да и Курдистану тоже. Англичане напрочь забыли о данных ими “одобрениях”. Видимо, на радостях.
Тем более, что по результатам раздела мира Лига Наций передала им Мандат на управление частью Палестины. Другую заполучила Франция. В Британскую входили земли, что евреями считаются Эрец Исраэль. В историческом плане очень широкое понимание Земли Израиля. Современное Еврейское Государство составляет лишь часть его.
В 1919 году началась Третья Алия. То есть очередная серия массового переселения евреев на Землю Обетованную. Но в своей Ближневосточной политике англичане делали ставку в основном на арабов. Между двумя семитскими народами начинались конфликты. Как это случается между двумя не очень добрыми соседями. Тем более что Палестина еще не успокоилась от Второй Алии, проходившей с 1904 по 1914 год.
Мандатным властям постоянное бурление недовольства пришлось вполне даже по рецепту. Стой себе. Да пенку снимай. Но накал противостояния между евреями и арабами возрастал год от года. Или, скорее, от парохода к пароходу. С переселенцами, соответственно.
В 1920 году Всеобщей Федерацией Еврейских Трудящихся и по инициативе Рабочей Партии Ахдут Ха-Авода были созданы силы самообороны, или Хагана. Основной костяк организации составили переселенцы с территории бывшей Российской Империи.
Немало людей среди них имели приличный опыт революционной и подпольной борьбы. А также достаточный военный, приобретенный в годы Первой Мировой и Гражданской войн. На протяжении девяти лет евреи отвечали погромами своими на каждый со стороны арабов. Англичан не трогали. Пока.
В 1929 году командование Хаганы провозгласило “Политику сдержанности”. Акции возмездия временно прекратились. Евреи надеялись, что начнется процесс умиротворения и накал противостояния снизится. Однако кровопролитие только усилилось. Волна массовых убийств, изнасилований и грабежей прокатилась по поселениям и второй, и особенно третьей алии.
Ответом стало учреждение 10 апреля 1931 года в рядах Хаганы нового, более радикального боевого подразделения. А именно Иргун Цваи Леуми. До 1939 года на территории Палестины фактически шли открытые бои между арабами и евреями. В которых Эцель принимал наиболее активное участие.
После провозглашения 17 мая Министром Колоний так называемой “Белой Книги” ситуация изменилась кардинально. Британские власти окончательно отвернулись от еврейских переселенцев и фактически встали на сторону арабов. С этого момента Иргун, или Организация, объявила англичанам войну.
Террористическую войну, что длилась до 1948 года. Правда, с перерывом на Вторую Мировую. В которой и Хагана, и Эцель, и еще более радикальная Леви приняли сторону антигитлеровской коалиции. Известны примеры, когда диверсанты, подготовленные сионистскими специалистами, входили в группы Королевских Сил Специальных Операций.
В 1943 году руководителем Иргун Цваи Леуми стал будущий Премьер-Министр будущего Израиля Менахем Бегин. С его приходом террористические атаки на Мандатные власти англичан в Палестине возобновляются. И уже не стихают вплоть до 1948 года. Что не мешало еврейским националистам с беспримерным мужеством и отчаянной отвагой воевать бок о бок с британцами против германских нацистов.
Боевики Организации громили полицейские участки и подразделения налоговых органов Подмандатной Палестины. В отместку за казни своих соратников публично вешали английских военнослужащих. Захватили здание тюрьмы в Акко и освободили всех заключенных. Подрывали ветки нефтепроводов, и уничтожали радиостанции. При этом, конечно, гибли британские подданные, а нередко и евреи. Но наибольшее количество жертв всегда составляли арабы.
В ночь с 25 на 26 июня 1946 года Королевская Военная полиция совместно с Управлением Криминальной полиции Палестины провели операцию “Агата”. Состоявшую из серии облав, задержаний и обысков в конспиративных явочных помещениях сионистских боевых организаций. В историю это событие вошло как “Черная Суббота”.
Еврейскому радикальному подполью был нанесен существенный урон. Под стражей оказалось множество довольно значимых фигур Сопротивления. Но что еще важнее, большое количество секретных документов Хаганы и Сахнута. Содержание которых носило секретный и наиважнейший характер.
Власти быстро оценили изъятое. А потому коробки с документами свезли в помещения Южного крыла гостиницы “Царь Давид”. Дело в том, что там располагались органы администрации и Штаб-квартира руководства Подмандатной Палестины. В том числе и Управления Королевской Военной и местной Криминальной полиции.
В здании постоянно находилось большое количество сотрудников самой разной национальности. А кроме того, проходил большой поток посетителей. Значимость “Царя Давида” была огромна. Отель стал неким символом Британской власти в регионе. Ну а кроме того, там оказались документы, что подлежали немедленному уничтожению. Так же, как и англичане, что теперь работали с ними.
1 июля 1946 года Менахем Бегин получил от Начальника Штаба Хаганы Моше Сне зашифрованное послание. Содержащее приказ о глубоко законспирированной подготовке и проведении диверсионно-террористической акции. Целью которой была “операция на цыпленке”. Так на подпольном звучит “уничтожение части помещений “Царя Давида””.
В 7 часов утра 22 июля 1946 года в религиозной школе иешиве при иерусалимской синагоге Бейс Аарон собрались участники акции по взрыву в гостинице “Царь Давид”. Один из командиров еврейского боевого подполья, репатриант из России Ицхак Саде назначил руководителем операции девятнадцатилетнего Исраэля Леви.
Его заместителем стал Генрих Рейнгольд. Двадцатитрех лет от роду. Впоследствии выяснилось, что он был осведомителем британских спецслужб. В совещании также принимали участие: двадцатичетырехлетний Амихай Плагин, он же Гиди или Гедеон, Адина Хей и Сара Агасси. Обе шестнадцати лет.
Вероятно, большое количество жертв не входило в планы Иргуна. Потому приняли решение предупредить власти о готовящемся теракте за несколько минут до события. А кроме того, запланировали совершить подрыв устройства небольшой мощности. На улице напротив гостиницы.
В 12 часов произошел первый взрыв. Однако вместо того, чтобы испугать прохожих и предупредить находящихся в гостинице, он, наоборот, привлек большое количество любопытных. Они собрались за уличными столиками ресторана “Регент”, расположенного на первом этаже “Царя Давида”.
На соседней улице вдруг завязалась перестрелка неизвестных с английским военным патрулем. В результате чего погиб боевик Организации, репатриант из России Авраам Абрамович. Но и это не особо испугало иерусалимцев. Некоторые перебежали на улицу ближе к “Царю Давиду”.
В 12 часов 10 минут Исраэль Леви подал знак, и Адина Хей с Сарой Агасси позвонили в гостиничное управление, редакцию газеты “Палестин Пост” и Посольство Франции. Они предупредили о готовящемся в “Царе Давиде” взрыве. Однако эвакуацию начали только французы.
По свидетельству очевидцев, делали они это очень неспешно. Некоторые даже расположились в уличном кафе. Видимо, в ожидании “интересного”. И оно произошло в 12 часов 47 минут. Молочные бидоны подорвали опоры несущих колонн. Эхо "Черной субботы" забрало жизни не только находившихся в отеле палестинских и британских чиновников. Но и любопытных. На улице и в кафе. Национальности не разбирая вовсе.
Неизвестно, удалось ли уничтожить документы еврейского подполья, изъятые британцами, но скандал получился огромным. В той или иной степени он повлиял на решение Великобритании уйти из Палестины. На тот момент этот теракт уже не был крупнейшим в истории человечества. Но в истории страны “Над которой никогда не заходит солнце” он остался одним из самых траурных моментов. Во всяком случаи, тогда.
Чего не скажешь об Израиле. В 2006 году Центр Менахема Бегина организовал общегосударственные празднования, посвященные “героическому событию”. В мероприятиях принял участие Беньямин Нетаньяху. Тогда еще бывший, но скоро вновь Премьер-Министр Израиля. Возмущению Британии не было предела.