То есть конечно же не людей, а их земную оболочку, которую покинула душа.
На самом деле, храмовый комплекс Пашупатинатх знаменит не только, и даже скорее, не этим.
Хотя, что уж скрывать, многие туристы приходят как раз посмотреть этот погребальный обычай.
Одно из самых священных для индуистов мест с храмами, куда нет входа туристу и территорией, где турист может свободно гулять между погребальных костров и древних святилищ, по которым скачут обезьяны.
Место, где реальные садху соседствуют с нарядно раскрашенными, активно позирующими туристам, но при этом внимательно следящими, чтобы те, кто фотографирует, не забывал денежки положить.
Иначе вся благостность с так называемого садху тут же слетает, как осенний лист с дерева.
После восхождения у нас образовался один свободный день в Катманду, который мы решили провести, знакомясь с местными достопримечательностями.
Для начала с утра пораньше отправились в Пашупатинатх.
Когда попадаешь в Катманду в первый раз, то глаза и мозги разбегаются в кучку от того, сколько здесь всего необычного и интересного, как здесь шумно, живо и пёстро.
Кажется, что чтобы разобраться во всём этом смешении древностей и современностей, во всех культурно-религиозных особенностях и достопримечательностях, проще всего взять экскурсию, и пусть водитель возит по самым знаковым местам, а гид рассказывает.
Но присмотревшись к Катманду повнимательнее, вдруг обнаруживаешь, что до всех достопримечательностей несложно и недорого добраться на такси, а про историю и смыслы, можно самостоятельно почитать.
Гораздо интереснее бродить без привязки к сжатой экскурсионной программе.
Бродить, смотреть, чувствовать, пытаться понять свои эмоции.
Нет-нет, я вовсе не пытаюсь отговорить вас от сити-тура с экскурсоводом. Если вам такое нравится.
Просто не надо думать, что это единственный вариант знакомства с Катманду.
Экскурсий мы не хотели. Мы хотели гулять и смотреть.
Поэтому взяли такси и приехали к Пашупатинатху.
Прошли через пёстрые торговые ряды, заплатили 1000 рупий за вход - насколько я знаю, эту плату берут только с туристов.
Итак, что же такое Пашупатинатх?
Так как люди здесь все грамотные, читать умеют, при желании вы можете найти подробную информацию в интернете.
Поэтому ограничусь коротеньким изложением фактов (стыренными из википедии) и своими домыслами.
Пашупатинатх. Это немного странное для нашего уха и трудно произносимое для языка название вряд ли что-то скажет большинству.
Зато второе имя божества Пашупати, которому посвящён храм, более привычно нам - Шива.
Таким образом, Пашупатинатх - одна из важнейших индуистских святынь, самый главный в мире храм Шивы - царя и покровителя всех животных.
Пашупатинатх - старинный храмовый комплекс. Датируется где-то 400 годом нашей эры.
Располагается на двух берегах священной реки Багмати.
А как известно, у индусов, чем священнее река, тем почётнее быть погребённым на её берегу. Обряд погребения, и это тоже вы наверняка знаете, простой. Усопшего сжигают, останки сбрасывают в реку.
На слуху больше всего у людей такая история про Индию, реку Ганг и город Варанси.
Будем считать, что Пашупатинатх - этакий филиал Варанси.
Прямо на берегу установлены платформы для погребальных костров.
Ещё несколько лет назад смотреть на погребальные костры можно было только с другого берега. Сейчас же никаких ограничений нет. Ходи где хочешь.
Единственно куда туристов не пускают - это на территорию главного храма.
Погребальных платформ, как вы могли заметить, много.
На каких-то уже горят костры, на каких-то только приготовлены дрова.
Быть сожжённым в этом месте - удовольствие (простите за каламбур) достаточно дорогое.
Однако, желающих проститься именно здесь со своим родственником много.
Уже потом я прочитала, что территория погребальных костров делится на две части. Та, что справа - для людей из каст победнее (в Непале, как и в Индии очень сильна кастовость и семейность).
В другой стороны моста - погребения для людей из каст повыше.
Погребальные помосты понаряднее.
Казалось бы, одна река, один путь. Но нет. Касты, понимаешь ли.
Вот для тех, кто победнее.
Вот для тех, кто побогаче.
А вы говорите, в саване карманов нет...
На самом деле, их нет. Костёр горит для всех одинаково.
И на всех одинаково равнодушно с высока поглядывает бык.
Священное животное, между прочим.
В завершении этой невесёлой темы. Прах и богатых, и бедных, и людей из низших каст, и из высших сбрасывают в реку.
В этой же реке омывают умерших перед погребением. Совершают ритуальные омовения живых.
А ниже по течению ходят люди и собирают какие-то вещи, которые сбрасывают в воду после погребения.
Мы же пока давайте пока временно переместимся на другой берег реки.
Здесь прямо напротив погребальных костров люди сидят, словно на пикнике. Что-то едят. Чем-то торгуют.
Как я уже говорила, Шива - покровитель всех животных. Поэтому для животных в храме раздолье.
Обезьян здесь никто не гоняет.
Поэтому сидят они себе спокойно, смотрят на проходящих людей глазами, наполненными вселенской тоской.
Эх, то чувство, когда у обезьяны маникюр лучше чем у тебя.
А вот семейка с совсем малышастиком.
У малышей забавные морщинистые лица стариков.
От реки поднимаемся по ступеням в основной парк.
Здесь расположены одиннадцать храмов Шивы и лингамы.
Честно скажу, не знаю, что именно из этого храмы Шивы и как называются небольшие каменные строения с красивой резьбой.
Именно здесь восседают садху, позирующие для туристов.
То есть сначала он убеждается, что все положили денежки, и только после этого принимает форографичную позу и осеняет мир жестом руки.
Если ещё денег положить (впрочем, какие там деньги, так, мелочь какую-то все кидают), то можно прям с ним сфотографироваться.
А вот про лингамы расскажу.
Что есть лингам?
Лингам есть символ божественной воспроизводящей силы, а вовсе не того, о чём вы могли подумать, глядя на картинку.
Хотя по некоторым версиям, это оно самое и есть. Вернее, он самый. Тем более в сочетании с йоно - как на этой фотографии(на фотографии это как бы подставка в форме варгана, по крайней мере у меня именно эту ассоциацию она вызывает), из которой торчит лингам.
Эта фигура символизирует неделимое сочетание мужского и женского начал, от соединения которых исходит жизнь.
В принципе, красивыми словами назвали простые вещи...
Про жизнь и мужское начало здесь не только лингамы напоминают. Но и многочисленные скульптуры быков.
И завершив обзор этого славного берега изображением ещё одного божества - Ганеши. Который словно заблудился среди этих многочисленны быков и лингамов. И выглядит очень чужеродно. Если только не знать, что он сын Шивы.
Впрочем, не знаю, зачем вам эти знания.
Мы же возвращаемся обратно на берег, откуда начли осмотр храмового комплекса.
Нет-нет. Не волнуйтесь. Костров больше не будет.
Здесь и кроме костров много разного интересного.
Только для этого надо пройти чуть дальше от реки. В сторону главного храма, куда не пускают туристов.
Но рядом-то ходить никто не запрещает.
А там и девушки красивые голубей кормят.
И садху ходят уже не туристически ряженные.
Вот один особенно колоритный. К нему по-очереди подходили получить кусочек святости. Для этого он клал руку на лоб и что-то шептал.
Ну, а потом сфотографироваться на память. Куда ж без этого.
Представляете, у нас бы в храме:
- Отпустите грехи, батюшка. Ой, и давайте теперь сфотаемся.
Хотя я не знаю, может и так бывает.
Интересно, о чём они говорят...
Ну, вот и всё. Проведя пару часов, мы решили, что с нас хватит.
Что сказать? Место неоднозначное.
Даже не могу написать дежурную фразу, что это интересное место, которое обязательно для посещения, чтобы почувствовать одну из граней Катманду, чтобы прикоснуться к совершенно чуждой нам культуре.
Посещать такое или нет, каждый решает для себя.
После первого посещения Пашупатинатха в первый приезд в Катманду, я потом надолго закрыла для себя эту тему.
Потому что: да ну, там прям людей жгут, там воняет и вообще, зачем ходить на кладбище на похороны смотреть.
Прошло десять лет, и я решила съездить туда ещё раз.
Во-первых, не воняет. Не знаю, почему в первый раз у меня осталось ощущение тяжёлого запаха от костров, вы поняли чего...
Во-вторых... Теперь это воспринимается как интересный элемент культуры народа для которого тема смерти и похорон не табуирована, для которого смерть - ступенька к перерождению и продолжение жизни.
В-третьих... хорошее место для размышления о жизни.
А мы поехали дальше - в старый город Патан.
Ой, кажется, нашему водителю руль не выдали. Но так тоже бывает.
В предыдущей серии:
Весна в Непале. Мера пик. Возвращение в Катманду. Когда твой пилот легендарный Симоне Моро.