Найти в Дзене
Истории Кристины

Икона на рыбе: кому это пришло в голову и - зачем?

Оглавление

Перед вами самая настоящая икона на высушенной камбале. И нет, это не оскорбление чувств верующих и не современный арт-проект, а реальный предмет искусства из XIX века (более ранние образцы по понятным причинам до нас не дошли).

С двух сторон этой рыбуси: образы Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Хранится в Этнографическом отделе Русского музея в Санкт-Петербурге.
С двух сторон этой рыбуси: образы Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Хранится в Этнографическом отделе Русского музея в Санкт-Петербурге.

Кто это сделал?

Писать лики святых на таком необычном материале – это древняя традиция чумаков. Это были люди, объединенные не национальностью, а родом деятельности: на телегах, запряжённых волами, они ехали к Чёрному и Азовскому морям за солью и рыбой, а затем развозили их по ярмаркам.

Чумак во всей свой красе.
Чумак во всей свой красе.

Чумацкие караваны бороздили пространства нынешней Украины и юга России вплоть до начала XX века, когда из-за развития железнодорожного транспорта воловьи упряжки потеряли свою актуальность.

Времена те были весьма неспокойные, поэтому и чумаки были ребята суровые, а в их отрядах царила практически воинская дисциплина. Иногда они дополнительно нанимали казачьи отряды, когда понимали, что дорога предстоит особенно жаркая. А как известно, на войне атеистов нет.

Почему рыба? Уж не оскорбление ли?

Вообще рыба - это древний христианский символ. Первые ученики Христа были рыбаками, откуда в Библии и появилась фраза: «Сначала вы были ловцами рыбы, теперь вы станете ловцами душ человеческих», а одно из чудес Иисуса — приумножение рыбы и хлебов. Также ихтис — рыба с греческого — акроним слов Иисус Христос Божий Сын Спаситель, это было тайным словом первых христиан.

Древний акроним (монограмма) Ихтис/Иисус часто изображался аллегорическим образом – в виде рыбы.
Древний акроним (монограмма) Ихтис/Иисус часто изображался аллегорическим образом – в виде рыбы.

Во времена гонения на христиан даже существовал специальный "ритуал", позволявший узнать единоверца. Если при встрече один незнакомец чертил на земле дугу, а другой дорисовывал вторую, они понимали, что исповедуют одну веру.

Несмотря на запрет исповедовать христианство, рисовать рыб все-таки было можно.
Несмотря на запрет исповедовать христианство, рисовать рыб все-таки было можно.

"Подорожная" икона

Таким образом, чумаки не нарушали никаких запретов, а скорее даже наоборот - вернулись к истокам. Иконы на сушеной рыбе вешали на повозки в качестве оберегов - чем-то они напоминали иконки в автомобилях у современных шоферов. Также их дарили храмам вместе с ценной по тем временам солью. Так чумаки надеялись заслужить покровительство святых в своих небезопасных странствиях.

А это уже современная попытка вернуться к корням. Симпатичная рыбуля.
А это уже современная попытка вернуться к корням. Симпатичная рыбуля.

К сожалению, иконы на рыбах канули в Лету вместе с чумаками, которые и сами остались лишь на полотнах русских живописцев.

Айвазовский И. К. Чумаки в Малороссии, 1885
Айвазовский И. К. Чумаки в Малороссии, 1885

Друзья, если было интересно, поставьте, пожалуйста, лайк, и чиркните доброе слово в комментариях!

Буду благодарна,
Ваша Кристина