Дивное узорочье: нарышкинское барокко.
Своим названием это направление в архитектуре обязано боярскому роду Нарышкиных, строившим храмовые сооружения с элементами европейского барокко в своих имениях (комплекс архитектуры конца 17 – начала 18 вв.: относят церкви в Филях, Троицком-Лыкове, Уборах, Дубровицах, Успения на Маросейке).
#Московскоебарокко стало связующим звеном между зодчеством патриархальной Москвы и петербургским строительством в европейском стиле. От архитектуры XVI века. он отличается многоярусностью и пронизывающей вертикальной энергией, скользящей по сторонам стен, и выбрасывает пышные волны узоров. #Нарышкинское барокко – явление типично русское, легко узнаваемое и ставшее важной вехой на пути становления русского барокко.
Отличительные черты «нарышкинского стиля»:
Для зданий «нарышкинского стиля» характерны смешение противоречивых тенденций и течений, внутренняя напряженность, разнородность структуры и декоративной отделки. В них присутствуют черты европейского барокко и маньеризма, отголоски готики, ренессанса, романтизма, слившиеся с традициями русского деревянного зодчества и древнерусской каменной архитектуры. Характерен двойственный масштаб — одного гигантского, вертикально устремленного, и другого — миниатюрно-детального. Эта особенность нашла воплощение во многих архитектурных проектах в Москве в течение всей первой половины XVIII в. Многие традиции нарышкинского стиля можно обнаружить в проектах И. П. Зарудного (Меньшикова башня), Баженова и Казакова.
Элементы наружной отделки типично маньеристического стиля использованы не для расчленения и украшения стен, а для обрамления пролетов и украшения ребер, как было принято в традиционном русском деревянном зодчестве. Противоположное впечатление производят элементы внутреннего декора. Традиционный русский растительный узор приобретает барочную пышность.
Характерное для европейского барокко непрерывное движение, динамика перехода лестниц от наружного пространства к внутреннему, в нарышкинском стиле не получило столь явного воплощения. Лестницы его скорее нисходящие, чем восходящие, изолирующие внутреннее пространство зданий от наружного. В них видимы скорее черты традиционного народного деревянного зодчества.
Нарышкинское барокко обладает рядом характерных черт, трудно сопоставимых с западноевропейским направлением. Нарышкинский стиль значительным образом сказался на общем облике Москвы, а также послужил связующим звеном между архитектурой древней столицы и молодого Санкт-Петербурга. Из московского барокко выросло петербургское, а затем распространилось из Северной столицы по всей России. Во многом благодаря нарышкинскому стилю сформировался самобытный образ русского барокко.
Позже, в конце XIX века. Архитектура Нарышкина, которая широко воспринималась к тому времени как типичное российское явление, оказала определенное влияние на формирование так называемого псевдорусского стиля.
Я не буду долго и утомительно описывать словами постройки нарышкинского стиля: предлагаю просто полюбоваться этими исконно русскими красотами.