Найти в Дзене

Почему юнит экономика – не панацея, но без её понимания сложно управлять продуктом грамотно

Оглавление

Сейчас столько курсов на тему юнит экономики, карт, калькуляторов, докладов на конференциях — просто глаза разбегаются. Что это такое на самом деле? Есть в ней хоть что-то полезное, или это просто очередная модная концепция западного менеджмента навроде TQM или JIT?

Если кто-то думает, что юнит экономика сама по себе настолько крута, что поможет взлететь вашему продукту, то это не так. Знание пары десятков сокращений типа MRR, APRPPU, CAC и COGS не сделает из вас гуру Growth Hacking'a. Важно понимать не расшифровку сокращений, а прежде всего контекст, внутри которого применяются метрики юнит экономики.

Что такое юнит и юнит экономика

Прежде чем перейти к пониманию контекста, неплохо было бы определиться, о чём вообще, собственно, речь.

На случай если вы впервые зашли на мой канал, кратко представлюсь: финансовый аналитик CIMA, 15 лет работал в компаниях из списка РБК-500, где управлял денежными потоками на ₽ 6 млрд/год. 4 года развивал как свой, так и клиентский бизнес.
На случай если вы впервые зашли на мой канал, кратко представлюсь: финансовый аналитик CIMA, 15 лет работал в компаниях из списка РБК-500, где управлял денежными потоками на ₽ 6 млрд/год. 4 года развивал как свой, так и клиентский бизнес.

Юнит — любая сущность, через которую можно оценивать прибыль.

Юнитом может быть клиент, сделка, рекламный канал, торговая точка, средний чек, товар / услуга.

Понятие можно использовать как в цифровой экономике, так и в традиционной.

На основе этого можно определить юнит экономику как набор или систему метрик, которые описывают состояние бизнеса в моменте. И при этом являются объектом управленческого воздействия для улучшения экономики бизнеса.

В крупном бизнесе много ролей: кто-то воздействует на работу торговых точек, кто-то — на рекламные каналы или средний чек. С помощью метрик мы можем определить, насколько хорошо это у них получается не только в целом, но и у каждого по отдельности.

Почему юнит экономика, а не финансовые отчеты?

Есть 2 основные причины:

  • Юнит экономика не требуют от стейкхолдеров понимания финансово-бухгалтерских тонкостей типа момента признания затрат расходами, а поступления денег — выручкой.
  • В отличие от того же PnL метрики гораздо более атомарны, и поэтому позволяют разглядеть картину более детально, тогда как финансовая отчетность дает обобщенные цифры.
Например, в стандартных формах финансовой отчетности затраты могут делиться крупными блоками на постоянные/ переменные или коммерческие / административные без разбивки по отдельным статьям, что неинформативно.

Метрики как продукт

Если подойти к метрикам как к продукту, то, говоря маркетинговым языком, важно понимать ситуацию их потребления.

Айтишники сказали бы «Use Case».

Если есть юзкейсы, то должны быть и акторы (actors) и/или заинтересованные лица (stakeholders). И они есть.

Акторы и стейкхолдеры

Перечисляю список лиц, заинтересованных в использовании метрик для принятия решений:

  • продакт менеджеры
  • маркетинг тим-лиды
  • финансовый менеджер
  • владелец
  • потенциальные инвесторы

Юзкейсы для юнит экономики или Когда, как и для чего правильно использовать метрики

Чаще всего метрики используют продакт менеджеры во время бизнес-анализа для понимания сути и мест возникновения проблем. Если конкретнее — то изучение метрик незаменимо в процессе Root Cause Analysis для структурирования проблем с экономикой продукта и генерации решений этих проблем в процессе оценки:

  • барьеров Customer Journey Map
  • эффективности воронки продаж

Иллюстрирую место юнит-экономики в процессе поиска корневых причин проблем, требующих первоочередного решения

Наиболее частый контекст  применения (use case) юнит-экономики в продуктовой компании: её метрики используют для оцифровки ключевых показателей операционной деятельности в целях определения проблемных зон, возникающих в связи с этим потребности, требований и генерации вариантов решений задачи, удовлетворяющих требованиям.
Наиболее частый контекст применения (use case) юнит-экономики в продуктовой компании: её метрики используют для оцифровки ключевых показателей операционной деятельности в целях определения проблемных зон, возникающих в связи с этим потребности, требований и генерации вариантов решений задачи, удовлетворяющих требованиям.

Юнит экономика с разных точек зрения покажет, как выглядит ваша бизнес-реальность — это да. Но что с этим знанием делать — решать будете вы.

Метрики дают оцифрованную пищу для анализа. На выходе которого получается четко структурированная и обоснованная цифрами формулировка проблемы. А формулирование проблемы — первый из трёх шагов в поиске решения.

Фреймворк структурирования проблемы ↑
Фреймворк структурирования проблемы ↑

А ситуация их потребления такова, что метрики ради метрик никого не интересуют. Все хотят знать, как их можно «приладить» к финансовым целям продукта, и извлечь из этого знания максимальную выгоду в денежных знаках.

И, должен сказать, что метрики приспособлены для этого как нельзя лучше

Поскольку юнит экономика охватывает метриками весь описанный Ф. Котлером в классической концепции маркетинга путь клиента от осознания потребности в продукте до получения статуса «адвокат бренда», это даёт бизнесу возможность не только найти узкие места и точки роста на всем пути взаимодействия бренда с клиентом, но и замерять ключевые параметры этого увлекательного процесса в динамике.

Процесс принятия решения о покупке (Ф. Котлер)
Процесс принятия решения о покупке (Ф. Котлер)

Поскольку этому процессу соответствуют 5 уровней AARRR-воронки, ↓

AARRR-воронка ("пиратская" воронка)
AARRR-воронка ("пиратская" воронка)

то это значит, что бизнес может отслеживать эффективность своих действий на каждом этапе, и понимать влияние одних метрик на другие ↓

Метрики юнит экономики e-com бизнеса на каждом этапе путешествия клиента (AARRR воронки)
Метрики юнит экономики e-com бизнеса на каждом этапе путешествия клиента (AARRR воронки)
Можно сказать, что AARR-воронка — это оцифрованный путь клиента или CJM

Основное предназначение метрик

Главный use case, основное предназначение метрик — помогать принимать управленческие и продуктовые решения, которые улучшат экономику продукта.

Например,

финансовый менеджер сформулировал проблему: «выручка ниже плановой → попадём в кассовый разрыв → пропустим платеж по кредиту → беда, нельзя допустить».

У него такой контекст, и проблема сформулирована в соответствии с ним. Тогда будет одна цепочка структурирования проблемы и подходящих решений ↓

Структурирование проблемы на уровне топ-менеджмента
Структурирование проблемы на уровне топ-менеджмента

… а по управленческой лестнице эта же проблема дойдёт до непосредственного исполнителя в другом виде, и решения также будут звучать иначе ↓

Структурирование проблемы на уровне исполнителей
Структурирование проблемы на уровне исполнителей

Так работает иерархия целей. Как видим, топам в принципе всё равно за счет чего случится рост выручки на 15% до конца месяца. Их основное требование в этой ситуации: «идите сделайте уже что-нибудь». Существует несколько решений, соответствующих поставленным требованиям. Решения же они в принципе не способны генерировать, поскольку они лежат вне зоны их компетенций и будут реализовываться не на их уровне.

Но мы исполнителю так поставить задачу не можем, ему нужна конкретика.

Поэтому мы садимся за дашборд с метриками юнит-экономики, минут 30 изучаем его, и говорим: „Вася, дело такое: нужно увеличить конверсию в Trial на 10%, давай проведём пару А/В тестов ...“

И поэтому когда к нам вбегает маркетинг с требованием «нужно запустить акцию» мы его просим показать юнит экономику до акции и после. И попутно просим:

  • рассказать, кому и зачем нужна эта акция? Кто и каких результатов от неё ждёт?
  • посмотреть метрики объявлений в рекламном кабинете, ведущих на нужную нам конверсионную страницу,
  • и просчитать экономику и сроки запуска емэйл-рассылки по базе пользователей, скачавших, но не начавших юзать наш продукт.

Что тут важно?

Что варианты решений и гипотезы для тестирования взялись не с потолка, не по прошлому опыту в другой компании, не из распиаренного кейса на конференции, а после анализа метрик юнит-экономики конкретно нашего продукта.

Именно они нам подсказали, что проблемное место — в конверсии из установки в пробу, и при этом корень проблемы не в рекламных объявлениях, а в самой странице. Мы провели бизнес-анализ, перестали гадать и распылять усилия команды, и смогли сфокусироваться на том, что даст результат здесь и сейчас.

•••••

(с) mikhailmorozov.ru личный сайт

---
Читайте
ТГ-канал "CFO на Минималках" про рост бизнеса через учет финансов и автоматизацию процессов, где я помогаю разложить бизнес на цифры и влиять на них.

Какая польза?
вам --> прозрачность по деньгам за пару кликов
команде --> четкие процессы вместо чат-менеджмента
бизнесу --> надежный фундамент и рост без пробуксовки

•••••