Санатана Дхарма (то что мы привыкли называть индуизмом) развивалась на протяжении тысячелетий и охватывает широкий спектр верований, практик и философских традиций. Одним из наиболее интересных аспектов индуизма является концепция мультивселенной, которая описывает бесконечную, вечную и постоянно расширяющуюся вселенную, содержащую множество миров, измерений и планов существования.
В кино мы часто смотрим фильмы, в которых говорится о возможности существования различных измерений и мультивселенных. Санатана Дхарма говорила, что это возможно уже в своих самых древних текстах. Концепция мультивселенной является неотъемлемой частью древнеиндийских эпических произведений, и в этой статье мы разберем примеры этой идеи, основанные на Пуранах и Ведах.
Цикл созидания и разрушения
авйактад вйактайах сарвах прабхавати хар-агаме ратрьягаме пралийанте татраивавьякта-санджнаке
- Бхагвата Гита, глава 8, стих 18.
Значение: Как появляется и исчезает вселенная? С наступлением дня Брахмы все живые существа происходят из непроявленного источника. И с наступлением его ночи все воплощенные существа вновь сливаются со своим непроявленным источником.
Согласно Упанишадам и Пуранам, космос вечен и существует циклами. Вселенная и Земля, как и все живые существа, подвергаются повторяющимся циклам творения и распада, известным как пралайя. Общий взгляд индуизма на Вселенную заключается в том, что она все время воссоздается от цикла к циклу.
Возраст Земли оценивается примерно в 4 миллиарда 320 тысяч лет, что равно одному дню Брахмы. Это в 1 тысячу раз больше, чем суммарная длительность четырех юг. В конце каждого цикла Земля разрушается через силу огня или силу воды.
Затем Брахма находится в покое одну ночь, по времени равную дню. Этот процесс, известный как пралайя, повторяется в течение 100 лет Брахмы, что эквивалентно 311 триллионам и 40 млрд лет, и представляет собой продолжительность жизни каждого Брахмы.
Так Вселенная существует от цикла к циклу. При созидании несколько вселенных и лок формируются одновременно и движутся как атомы, причем каждая вселенная имеет свой собственный набор божеств, включая Брахму, Вишну и Шиву*.
*В Шиваизме же Шива является высшей Реальностью или Брахманом и существует всегда.
Пураническая концепция мультивселенной
Пураны — это собрание древних индуистских текстов, содержащих истории и учения о различных аспектах индуизма. Согласно Пуранам, во вселенной существует множество лок или миров, населенных различными существами, включая богов, демонов и людей.
Наиболее часто упоминаемые локи в Пуранах — это три мира, а именно:
- Сварга (небеса),
- Притхви (земля),
- Патала (подземный мир).
Сварга считается обителью богов, где они наслаждаются плодами своих добрых дел. Притхви — это мир людей, где они живут своей жизнью и выполняют свои обязанности. Патала – мир демонов, где они творят свои злые дела.
Однако в Пуранах упоминается 14 Лок: Сатья-лока (Брахма-лока), Тапалока, Джаналока, Махарлока, Сварлока (иногда называемая Сваргалокой, а также Индралокой), Бхуварлока, Бхурлока, Аталалока, Виталалока, Суталалока, Талаталалока, Махаталалока, Расаталалока и Паталалока. Каждая из этих лок имеет свои уникальные характеристики, жителей и предназначение.
Концепция нескольких планов существования
В дополнение к этим локам существуют также различные измерения и планы существования, которые описываются как наложенные друг на друга, образующие иерархию существования. Считается, что эта иерархия взаимосвязана, и существа могут перемещаться между разными планами существования в зависимости от своей кармы и духовного развития.
Низший план существования — это физический мир, где обитают люди и другие материальные существа. Выше этого находится астральный план, населенный тонкими существами, такими как призраки, духи и ангелы. За астральным планом находятся причинный и ментальный планы, где обитают высшие существа.
Адвайта Веданта и концепция Мультивселенной
Некоторые школы индуистской философии, такие как Адвайта Веданта, предполагают существование бесконечного числа вселенных или реальностей, каждая из которых имеет свои уникальные характеристики и законы физики. Считается, что эти вселенные взаимосвязаны и сосуществуют друг с другом, образуя мультивселенную.
В Адвайта Веданте мультивселенная рассматривается как проявление Брахмана, который является высшей реальностью и источником всего творения. Считается, что разные вселенные в мультивселенной являются результатом разных проявлений Брахмана.
Упоминания концепции мультивселенной в индуистских текстах
Концепция существования Мультивселенной описана и восхваляется в различных шлоках (стихах) из индуистских Пуран и Упанишад. Приведем некоторые шлоки из «Бхагавата-пураны», «Йога-Васиштхи» и «Гарга-самхит».
Бхагавата Пурана
Бхагавата Пурана, также известная как Шримад Бхагаватам или Бхагавата, является одной из восемнадцати главных пуран Санатаны. Она была написана на санскрите Ведой Вьясой и представляет собой религиозное произведение, пропагандирующее поклонение Кришне, аватару Вишну.
- "Каждая вселенная имеет 7 слоев — земля, вода, огонь, воздух, небо, энергиея и ложное эго. Каждый из этих слоев в 10 раз превосходит предыдущий. Кроме того, существует бесчисленное множество вселенных, и хотя они безгранично велики, они движутся, как атомы, в Тебе. Поэтому Тебя называют безграничным (Ананта)".- Шримад Бхагаватам, 16.6.37.
- "Поскольку Ты безграничен, ни владыки небес, ни даже Ты Сам никогда не смогут достичь конца Твоей славы. Бесчисленные вселенные, каждая из которых заключена в свою оболочку, вынуждены колесом времени блуждать внутри Тебя, подобно частицам пыли, летающим в небе."- Шримад Бхагаватам, 10.87.41.
- "Слои или элементы, покрывающие вселенные, каждый в десять раз толще предыдущего, и все вселенные, сгруппированные вместе, кажутся атомами в огромной комбинации".- Шримад Бхагаватам 3.11.41
Йога Васиштха и Гарга Самхита
Есть еще два текста, где говорится о множественной вселенной. Первый из них - Васишта Йога Самхита. Текст назван в честь мудреца Васиштхи , который почитается в седьмой книге Ригведы и считается первым мудрецом школы веданты индуистской философии Ади Шанкары.
Второй текст - Гарга-самхита, приписываемая почитаемому мудрецу Гарге, представляет собой древнее вайшнавское писание, в котором основное внимание уделяется индуистским божествам Радхе и Кришне. Написанный на санскрите, он в первую очередь сосредоточен на религиозных повествованиях, связанных с этими божествами, и поклонением им их преданными.
Находим здесь такие упоминания:
- Ты знаешь одну вселенную. Живые существа рождаются во многих вселенных, как комары во многих плодах удумбара. - Гарга Самхита, 1.2.28
- Все, что находится где угодно, производится и существует в пространстве. Оно всегда есть все во всех вещах, которые содержатся в нем как частицы. Таково чистое пустое пространство Божественного разумения, которое, как океан света, содержит в себе эти бесчисленные миры, которые, как бесчисленные волны морские, вечно вращаются в нем. - Йога Васиштха, Книга 3, Глава 30, Стихи 16-17
Значение мультивселенной в индуизме
Индуистская концепция мультивселенной отражает необъятность и сложность вселенной, а также веру в существование множества планов существования и реальностей за пределами нашего собственного мира. В ней также постулируется взаимосвязь всех вещей и идея о том, что каждое существо является частью более крупного космического порядка.
Более того, концепция мультивселенной имеет важное значение для индуистской духовности и философии. Она подчеркивает идею кармы и перерождения, которые являются центральными в индуизме, предполагая, что существа могут перемещаться между разными планами существования в зависимости от своих действий и духовного развития.
Независимо от конкретной интерпретации, концепция мультивселенной в индуизме показывает нам необъятность и сложность Вселенной, которую наука только учится постигать.