Найти тему

Редкие образы Богородицы: КРАСНОСТОКСКАЯ икона Божией Матери

Оглавление

Происхождение иконы

Из рода в род по женской линии передавалась Красностокская икона Пресвятой Богородицы в семье князей Урусовых. Молились перед древним образом несколько поколений обрусевших крещеных татар Урусовых, чьи мужи с воинством прошли всю русскую землю до Литвы. А пришла пора — соединились ветви двух славных родов браком и передали икону в семью белорусских дворян Тышкевичей как благословение.

Евфросиния Тышкевич «благословила мужу брать с собой в военные походы» против шведов Красностокскую икону. О том, как горячо почитали образ в роду Тышкевичей, говорит желание графини Евфросинии создать его список. Его выполнил, по преданию, известный тогда художник-немец Иоганн Шреттер, живший в Гродно.

Икона, с которой создавался список, была выполнена как дорожная — в виде складня, на створках которого были написаны еще два святых лика. Много боев повидал чудотворный образ-складень. И защищал супруга покров Пресвятой Богородицы по молитвам благочестивой Евфросинии. Эта смелая женщина нередко и сама сопровождала мужа в военных походах.

Чудотворный список

Новую икону Евфросиния поместила у себя в спальне. Она ежедневно возжигала лампаду перед образом и украсила его венком из засушенных цветов. Оставаясь дома, молилась Божией Матери о спасении супруга в боях.

Однажды в праздничный день Введения во храм Пресвятой Богородицы — в 1652 году, 21 ноября по старому стилю, на незажженной лампаде вспыхнул огонек. Это же чудо повторилось еще трижды: 29 ноября, 3 декабря и 5 декабря.

Потрясенная Евфросиния поняла, что явление это — проявление Божией благодати. По совету монахов она решила перенести икону в гостиную. В присутствии дворовых людей, желая дать им возможность поклониться Божией Матери, она сняла венок из сухоцветов, вынула икону из киота…

Как только икону сняли со стены, комнату наполнило благоухание, и все присутствующие стали свидетелями еще одного чуда: семь бутонов на венке расцвели, лишь один так и остался сухим. Чудо произошло в 1658 году.

После этого образ признали чудотворным. В память о событии епископ Александр (Сапега) благословил построить в Красностоке деревянный костел, который был освящен в 1668 году. Со временем доминиканцы перестроили здание, и вместо небольшого деревянного с 1759 по 1785 годы появился большой каменный костел.

Епископ Александр (Сапега)
Епископ Александр (Сапега)

Почитаемую икону облекли в ризу. Следы от нее на обратной стороне иконы говорят о том, что оклад периодически обновлялся. А надпись, сделанная на славянском языке, свидетельствует о православном вероисповедании Евфросинии Тышкевич.

Вот что пишет генерал-лейтенант Н.И. Воронов об этой надписи в книге «Воспоминания по Западному краю»: «При рассмотрении святой иконы членами Церковного Комитета, первое, что бросилось всем в глаза, это серебряная планочка, или скорее можно назвать ее дощечкой, положенная во всю длину иконы, видимо, с намерением закрыть сделанные надписи на образе. Надписи можно было прочесть, хотя с трудом и то при помощи увеличительного стекла; гласило следующее: "возобновлена риза Тышкевичей… урожденная Сологуб"… далее "княж" или "кня", еще можно прочесть слово "овой", далее невозможно; тогда по догадкам мы предположили: не "Урусовой" ли. Еще было написано по-славянски, но трудно прочитать, буквы некоторые выпали, остались пустые места».

-3

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Потеря и обретение чудотворного образа

Далее история подлинной чудотворной Красностокской иконы Божией Матери складывалась так. Она проделала большой путь в военном багаже князя Тышкевича. За время похода святыня на Подлясье вместе с обозом попала в плен к шведам.

Вот какие сведения можно прочесть об этом в книге, составленной неким католическим летописцем: «Того же 1659 года, когда неприятельское войско вторглось в пределы Подлясья, Тышкевич, видя ясно свою небезопасность, вынужден был уезжать, но отъезд его был несчастлив. Когда он уходил, ночью, в дни молодого месяца, отряд неприятельского войска напал на него, взял все его возы, в одном из которых был сложен и образ Пресвятой Девы Марии Богородицы; едва сам Тышкевич с женой своей успел уйти… Когда неприятели бросились грабить их возы, они наткнулись на образ Пресвятой Богородицы и начали его открывать (так как перед этим он был заперт дверками); тотчас тому, кто первый бросился открывать образ, скрючило руки… Тогда один безумец, поднявши саблю, хотел разрубить образ Пресвятой Богородицы, но, промахнувшись, так тяжело себя ранил, что упал на землю в глубоком обмороке».

По преданию, шведы из страха перед чудотворной силой иконы бросили ее в колодец. Но на этом история не заканчивается. Кто-то, убоявшись Бога, извлек образ из колодца.

Граф Тышкевич чудом отыскал икону-складень уже в 1660 году. А в праздник Успения Пресвятой Богородицы стараниями семьи Тышкевичей чудотворный образ перевезли в Красносток, где теперь уже находился его список.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы Красностокского монастыря. Польша, Подляское воеводство. 1910 год
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы Красностокского монастыря. Польша, Подляское воеводство. 1910 год

Обе иконы — и подлинник, и копия — стали почитаемыми христианами, к обеим люди шли со своими молитвами и благодарениями.

Известие о том, что в Красностоке теперь две чудотворные иконы, быстро облетело близлежащие города, местечки и селения, к ним шли и ехали паломники и получали по своим искренним молитвам помощь и утешение.

Чудотворные подлинник и список у католиков

Поселившиеся здесь монахи-доминиканцы, изучив образ, сделали вывод, что икона эта православная. Об этом говорили ее письмо и происхождение, а также уже упомянутая надпись на обороте доски.

Ксендзы решили, что негоже народу одинаково поклоняться обеим иконам. В каменном доме, выстроенном для них рядом с храмом, католики-доминиканцы соорудили каплицу (часовню) и алтарь и перенесли туда подлинник, оставив в храме список иконы Божией Матери. Они посчитали верным скрыть образ от прихожан-католиков, живущих в ближайшей деревне Сток и других селениях. Так образ практически попал в заточение и стал недоступным для христиан. Постепенно он был предан забвению: чудотворную икону, имеющую богатую историю военных походов, пленения  и других чудес, даже не включили в список икон Красностокского храма. В него была внесена только ее копия.

А в 1662 году, убедившись, что копия Красностокской иконы Божией Матери прославилась чудотворениями, епископ Виленский Георгий (Белозор) провел ее «бенедикцию» — благословение.

Но как ни желали католики превознести копию, а подлинник святой иконы предать забвению, Царица Небесная не позволила небрежения к Своему образу.

Красностокский храм и здания доминиканского ордена перешли к Православной Церкви в 1867 году после подавления польского восстания. Все иконы стали доступны для поклонения православным христианам, в том числе и оба чудотворных образа.

Старожилы-крестьяне вспоминали о том, как католики хотели увезти подлинную чудотворную икону: «Когда принимались в Церковный Комитет в 1867 году здания и иконы бывшего Ружаностокского костела, то ксендз, желая скрыть подлинную чудотворную икону Красностокскую, завернул ее в разный хлам. Крестьянин, присутствующий при передаче имущества, указал священнику на скрытую икону, которая была извлечена из-под хлама и отдана православным». Сама Пресвятая Богородица заступилась за Свой образ и сделала так, чтобы тайное стало явным.

Где Красностокская икона в настоящее время?

Гродненский женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы 6 сентября 1901 года был переведен в Красносток. Та икона, с которой Тышкевич прошел военные походы (на образе остались следы от створок и крепления лампады), хранилась в алтаре. Во время богослужений икону выносили в центр храма, чтобы люди могли приложиться и помолиться. 8 сентября 1901 года в храме появилась специально созданная копия иконы на холсте (124×90 см) для поклонения верующих. Она и стала основной иконой, по образцу подлинника к ней были приделаны привесы.

Свято-Рождество-Богородичный ставропигиальный женский монастырь в г. Гродно, Беларусь
Свято-Рождество-Богородичный ставропигиальный женский монастырь в г. Гродно, Беларусь

А древний чудотворный образ монахини доставили в Санкт-Петербург, в храм подворья Красностокского монастыря в Полюстрове. В смутный период начала ХХ века храм был закрыт. Тогда одна из сестер тайно перевезла образ в Новгород, а после — во Псков. После смерти подвижницы икону хранила вдова священника Вельского. Лишь в 1956 году святыня вернулась на белорусские земли, в Гродно. Стараниями игумении Гавриилы (Рисицкой) она была передана в храм Рождества Пресвятой Богородицы Гродненского Рождество-Богородичного ставропигиального женского монастыря.

В 1960 году монастырь закрыли, а монахини оказались в Жировичском Свято-Успенском монастыре. Они взяли с собой список Красностокской иконы. Более тридцати лет он находился в Жировичах. В 1990-е годы Красностокская икона была перенесена в восстановленный Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь в храм в честь Преображения Господня и по сей день остается в нем.

О том, где находится подлинник — сама древняя Красностокская икона Божией Матери, сегодня ничего неизвестно. Но как знать, возможно, путь чудотворений этой великой святыни еще не закончен и по милости Божией мы когда-нибудь о нем узнаем.

Сестры нашей обители с любовью помолятся за вас и ваших близких Царице Небесной.
Присылайте, пожалуйста, нам Ваши записки для поминовения. Для этого перейдите по
ссылке >>

-7

МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ, ВИДЕО И ФОТО

НА САЙТЕ МОНАСТЫРЯ OBITEL-MINSK.RU