Без компаса, хронометра и навигационных инструментов. Марвин Кремер и его архаичная навигация.
После жестких испытаний южным индийским океаном или южным океаном, так моряки называют часть мирового океана, прилегающую к ледяным берегам Антарктиды, экспедиция прибыла на остров Тасмания, что на юге австралийского континента, в столицу острова - порт Хобард. Случилось это примерно в середине июня 1982 года. Это настоящая европейская цивилизация, но некоторые считают это место захолустным. Однако здесь достаточно комфорта и цивилизации, чтобы отдохнуть и физически и психологически нашим морякам, измученным многомесячным морским походом на маленькой яхте.
О других случаях и нюансах морской практики можете прочитать здесь на нашей учебной инфо ленте Дзен https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications
Порт Хобард на острове Тасмания известен многим российским яхтсменам по ежегодной рождественской 600 мильной гонке Сидней Хобард из серии парусных гонок Rolex Cup. Эта гонка известна яхтсменам, как одна из самых жёстких по погоде, ветра здесь бывают нередко более 40 и 50 узлов. Эту гонку можно назвать вершиной парусного спорта. На фото российская команда на гонке Сидней Хобард, за штурвалом шкипер Владимир Чирков, баковый (стоит лицом) Александр Водоватов, оба преподаватели нашей морской академии.
Несмотря на начало климатической зимы в южном полушарии, начало июня – это часто пора спокойной и нехолодной ровной погоды на местной акватории. Тасманово море, - своя «домашняя» акватория для яхтсменов Австралии, Тасмании и Новой Зеландии. Это своё «внутреннее» море. Тасманию от Австралии отделяет небольшой Бассов пролив, который нужно преодолеть на пути от Хобарда в Сидней, что на восточном континентальном берегу Австралии. После Бассова пролива экипаж мог двигаться вдоль берега континента на север, наблюдая прежде всего на сам берег и приметные береговые ориентиры на нём.
Покидая Тасманию, яхтсмены могли наблюдать скалы, напоминающие органные трубы на северной оконечности острова, смотрите фото.
Предположительно, во время своих «каникул» на острове Тасмания, экипаж сделал выводы о нокдаунах или кувырках на огромных волнах в южном океане на предшествующем этапе экспедиции. Они пополнили свое оснащение прочным плавучим якорем и прочными перлинями с грузами, чтобы противостоять этой напасти. После этого упоминаний о "нокдаунах" в информации о экспедиции уже не было. Чтобы немного погрузиться в эту проблему посмотрите иллюстрации.
Без плавучего якоря или прочных перлиней с грузами яхта, без такого центрирующего «хвоста» превращается на огромных волнах в беспомощную щепку.
«Лайфхак» от знаменитого австралийского кругосветчика Джона Сандерса.
В «последнее» путешествие он взял плавучий якорь, но металлические крепления отломились, и он потерял его. Поэтому, вместо плавучего якоря буксировал за собой старую автомобильную покрышку, которую он подобрал на острове Маврикий: «Я просто вывесил веревку и тащил ее на буксире, привязанном от правого угла кормы к левому углу кормы. При установке этой «оснастки» позволил покрышке соскользнуть вниз по веревке. Оказалось, что это хорошо работает».
Неожиданно в Сиднее яхтсменов ждал не отдых, а разочарование. Проявляющие в то время небывалую активность борцы-активисты «за мир без ядерного оружия», обеспокоенные последствиями ядерных испытаний в тихом океане и во всём мире, обратили своё внимание на маленькую яхточку под американским флагом. Посчитали профессора и его спутников представителями американского империализма. Гнев протестантов обрушился на экипаж яхты. И не было отдыха и покоя яхтсменам у причалов Сиднея. Предположительно, что где-то в начале второй декады июля яхта «Глобе Стар» направилась на север Новой Зеландии. И в этом был и практический смысл: яхта выдвигалась как можно ближе для преодоления, пожалуй, самого трудного этапа экспедиции, по южной части Тихого океана, по «ревущим сороковым» широтам южного океана. От Новой Зеландии до мыса Горн предстояло пройти примерно 4500 морских миль и до стоянки на Фолклендских островах, уже в южной Атлантике, ещё 200 морских миль. Путь от Сиднея до порта Вангарей на севере Новой Зеландии хоть и был достаточно коротким для нашей экспедиции (около 1200 морских миль), однако занял почти две недели.
И немного о навигационных особенностях данного этапа и акватории. Наблюдения ночного неба на юге Австралии, Новой Зеландии, Аргентины имеют свою особенность. Если «рога» молодой и стареющий луны-месяца мысленно соединить прямой линией, то эта линия на горизонте укажет на север (напомним, в северном полушарии наоборот укажет на юг).
В предшествующих частях и в прологе упоминалось о том, что Марвин Кремер был преподавателем географии и опытным яхтсменом, разбирался в морской навигации и умел пользоваться секстантом, для определения координат яхты в океане. Однако по условиям эксперимента, которые он задал себе сам, он не мог мастерить палочки-дощечки, угломеры и примитивные «астролябии» и секстанты для определения в угловой градусной мере «высоты над горизонтом» луны и солнца, звёзд и планет. Такие ухищрения он не мог себе позволить, однако визуальные наблюдения (кроме солнца и луны) звёзд и планет были вполне доступны. Это не было нарушением чистоты эксперимента по архаичной навигации. Такое «знакомство» со звёздами и планетами было вполне доступно и древним мореходом, при известном уровне их «древнего морского» образования и наблюдательности. Отметим, что в предшествующих частях настоящего текста мы ознакомились с ежесуточным наблюдением солнца, его восходы, положением в полдень и закатами и.т.п. Смотрите иллюстрации.
В некоторой степени мы освоили и наблюдение луны, главное: луна отстает от солнца на 12 часов (пол - суток) или если вечером солнце заходит на западе, то луна восходит на востоке, и т.д. Смотри схему.
Чем может было полезно наблюдение звёзд и планет, даже если мы их «узнаем»? Прежде всего, это дополнительный источник возможно уточняющей местоположение корабля информации. Каким образом - постараемся ответить на это позже. Отметим пока важное для наблюдений с палубы корабля.
1. Звезды всегда восходят и заходят в одних и тех же точках горизонта. 2. Меридиональная высота звезд (на каждом конкретном меридиане) всегда постоянна, в отличие от меридиональной высоты солнца, которая изменяется с каждым днем, о последнем говорилось ранее.
3. Продолжительность дня (или ночи) в течение года непостоянна. Это особенно заметно, если сравнить продолжительность летнего и зимнего дней в больших широтах. Звезды над горизонтом находятся всегда одинаковое количество времени. Продолжение следует.
Всем счастливых морских миль!
Море и паруса всегда с вами в вашем смартфоне.
О других случаях и нюансах морской практики можете прочитать здесь на нашей учебной инфо ленте Дзен https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications и в наших всегда доступных бесплатно на экране вашего смартфона учебных пособиях по управлению крейсерской парусной яхтой на нашем сайте.