Найти в Дзене

Демон Максвелла: Врата

Что ж, вот и завершён цикл. Когда я оглядываюсь назад, мне кажется, что три года пролетели мгновенно, хотя время растягивалось, вмещая в себя длинную историю.

Аннотация к циклу:

Долгое время люди вели кровопролитные войны с обитателями параллельного мира - векшами, которым покровительствовала богиня Воды. Чтобы спасти свой народ, вождь Калки обратился за помощью к богу Огня, пообещав в замен отдать все, что тот попросит. Ценой стало сердце Калки. Взамен он получил силу Изначального Пламени и запер Врата между мирами.

Люди не оценили жертвы Калки, позавидовали его новой силе и решили убить. Отобрав силу огненной магии и став творцами, они захотели большего. Сотню лет назад творцам удалось призвать на Землю богиню Воды, чтобы присвоить себе и магию воды тоже. Но попав в чужой мир, богиня, без того ненавидящая людей, вовсе сошла с ума и почти уничтожила мир.

Ее удалось временно запереть в подземельях Шамбалы. Чтобы совсем избавиться от злобной богини, необходима сила избранного. Только как распознать в огромном море людей реинкарнацию Калки? И будет ли он помогать предавшим его без своего любящего сердца?

Аннотация к роману:

Врата открылись, но героям удалось удержать мир на краю гибели. Однако равновесие - штука неустойчивая, и любая мелочь может его пошатнуть: дурной сон, рожденный измученным сознанием; вера в себя, вновь переросшая в самоуверенность; слабая искорка, рожденная чернотой выгоревших пальцев... Сумеет ли Мила обуздать богиню до срока? Не сдаст ли Ян, как и обещал, Рубежи? Не заблудится ли Дэн в лабиринте памяти прошлых жизней? Вероятности пророчат разное. Только одно остается неизменным - имя человека, который закроет Врата.

Дисклеймер:

Обзор может содержать мнение, отличающееся от вашего, а также незначительные спойлеры!

Итак, если говорить о цикле в целом, то у него есть крайне любопытная особенность, которую, не припомню, чтобы встречала где-либо ещё. Здесь крайне мало движения вперёд по сюжету, его развитие идёт скорее вглубь. В этот раз читателя порадовали полноценными историями Калки и Лин Вея с супругой. Если говорить о Калки, то его главы я считаю самыми увлекательными в романе и даже в цикле из-за отличного нагнетания напряжения. Читатель знает, что дерьмо случится, но как и когда... плюсом идёт трансформация образа Калки. Каким видим мы его в легенде первой книги? Иконический герой, святой, Данко, отдавший сердце за свой народ, и чей подвиг не был оценён. Тут же у нас правитель, чей ореол святости не развеет ничто, даже его грех, потому что никто не может поверить в черноту, образовавшуюся в душе героя, а когда поверили, он поплатился. Повествование в этих главах выстроено грамотно, и чувства Калки, который перед появлением Кирана потерял всё, вполне можно понять. Другое дело, что мы ещё раз разбираем тему, которая, как мне кажется, в этом цикле основная.

Избранным быть плохо.

Как ни странно, тема в культуре поднимается достаточно редко в подобном ключе. Наоборот, масспродукты втюхивают образ избранного и особенного как привилегированный, ценный, желанный. В "Демоне Максвелла" куча избранных (пять в настоящем, если точнее, ещё можно приплюсовать Мигеля), и все от этого только горя хлебнули. Досталось Дэну, который расхлебывал кармическую вину предшественника, Илье, Лане и Миле. Относительно легко отделался Ян (если не считать, что с ним произошло ближе к финалу, но та виной не его избранность). Финал выглядит счастливым, потомучто герои сбрасывают с себябремя ибранности, обретая каждый желанное, возвращаясь к творчеству, а не творцам.

-2

Если тема творчества была центральной в первой книге, то в этой красной линией проходит тема войны, её бессмысленности для обеих сторон, хотя они в настоящем не сильно-то и враждуют, принцесса Шанкьяхти вообще постоянно с главными героями тусуется. Но война всё идёт, не иссякает ненависть отравленной горем утраты векшской богини. Боги страдают сильнее, и последствия их страданий тяжелее, что мы также видим в истории Калки. Однако даже при всём том, что богиня натворила, ещё и будучи в чужих телах, её не хочется называть злодейкой. Антагонисткой, но не злодейкой. Она не справилась со своей болью, и боль её, обретя форму тьмы, вылилась на оба мира. С богами так бывает. Полноценными злодеями являются разве что Дерек Штраут да маньяк из первой части (не пишу его имя, потому что спойлеры), но и то их роль в общей картине второстепенна.

Также мы знакомимся с легендой об Огненном Цветке и пляшущем боге (думаю, всем всё понятно, что имелось ввиду и под тем, и под другим), а ещё надеждами Агни, что людям хватит если не ума, то хотя бы любви, чтобы не повторить катастрофу безымянных миров. К сожалению, мы знаем, что не хватит, и для меня рождение Шивы в финале выглядит скорее предостережением, чем возможностью для него прожить жизнь, не использую свою силу.

Зато Тримурти собрались.

-3

Но война, какая бы она ни была, здесь не первостепенна. На передний план выходят истории разных семей, иногда многопоколенные, а иногда и тянущиеся через перерождения. Первая книга у нас была про Смирновых, вторая - про Давыдовых-Воронцовых, третья - сразу про несколько, хотя, конечно, лично для меня выделяются семейства Калки и Лин Вея. Тем, что несут общую историю и общую тему (оба героя не смогли предотвратить катастрофу, будучи сильнейшими, и печать их досталась другим), и тем, что повествование о них идёт непрерывно.

Кто же тут главный герой, если избранных аж пять, и каждому достаются главы? В первой части центральным поначалу выглядел Ян, потом Лана, во второй - Дэн с Ильей в равной степени. В третьей... Дэн с Ильёй снова претендовали, учитывая, сколько внимания по сюжету уделили их предыдущим воплощениям, но нет, они не главные. В тот раз главного нет, хотя, по логике, должна быть Мила, которая из себя представляла бомбу замедленного действия. Зато прояснилась её химия с Мигелем. Это тонко.

-4

Если останавливаться отдельно на героях, то хотелось бы выделить Лану, чья история служит завязкой цикла. Лана дважды проходит в сущности один и тот же путь: сначала она жертва в руках психопата, всецело полагающаяся на других, но затем берёт себя в руки и делает дела. Это было в первой книге, а затем заново начинается во второй-третьей. Хотя, и с учётом этого, финал меня удивил и выглядит вполне справедливым с учётом всех ролей и отношений. Другое дело, что он показался слишком стремительным. Мы шли к этому долго, но для легенды о плачущей богини был выбран формат почти легенды, а не полновесной сцены. А дальше только спойлеры.

Мне нравится, что авторы иронизирую над текстом:

— Та не, — Сергей махнул рукой. — Мать эту «Санту-Барбару» смотрела, причем с повторами. Однушка, телек один на семью, и эт еще хорошо, что был. В общем, волей-неволей будешь в курсе тамошних событий. Так вот в «Санта-Барбаре» все куда понятнее. Иден с Крузом, Мейсон с Джулией, и Сиси аки Зевс перетрахал всех, до кого дотянулся, и это все не выходя из комы. У вас же черт ногу сломит и то без бутылки не разберется! Кто кому все эти сват-брат-реинкарнат, кто кого проклял, кто тупо денег одолжил, а кто просто идиот. Я Евгеничу лучше просто скажу, что Лизка вон его послала, и он пошел — можно не переживать. А то если все ваше пересказывать, сердечко еще прихватит.

Ещё мне нравится юмор и отсылочки:

- Ты хоть и молодая, а бесполезная.

Как "старый, но не бесполезный".

-5

В общем: впечатления от цикла у меня приятные. Потому что:

а) индийская мифология, да и вообще много нетривиального
б) вечные темы
в) написано приятно

Я лично рада, что эти три года прошли в том числе и с этим циклом.

Автор рецензии Майя Трефилова