Что ж, вот и завершён цикл. Когда я оглядываюсь назад, мне кажется, что три года пролетели мгновенно, хотя время растягивалось, вмещая в себя длинную историю.
Аннотация к циклу:
Долгое время люди вели кровопролитные войны с обитателями параллельного мира - векшами, которым покровительствовала богиня Воды. Чтобы спасти свой народ, вождь Калки обратился за помощью к богу Огня, пообещав в замен отдать все, что тот попросит. Ценой стало сердце Калки. Взамен он получил силу Изначального Пламени и запер Врата между мирами.
Люди не оценили жертвы Калки, позавидовали его новой силе и решили убить. Отобрав силу огненной магии и став творцами, они захотели большего. Сотню лет назад творцам удалось призвать на Землю богиню Воды, чтобы присвоить себе и магию воды тоже. Но попав в чужой мир, богиня, без того ненавидящая людей, вовсе сошла с ума и почти уничтожила мир.
Ее удалось временно запереть в подземельях Шамбалы. Чтобы совсем избавиться от злобной богини, необходима сила избранного. Только как распознать в огромном море людей реинкарнацию Калки? И будет ли он помогать предавшим его без своего любящего сердца?
Аннотация к роману:
Врата открылись, но героям удалось удержать мир на краю гибели. Однако равновесие - штука неустойчивая, и любая мелочь может его пошатнуть: дурной сон, рожденный измученным сознанием; вера в себя, вновь переросшая в самоуверенность; слабая искорка, рожденная чернотой выгоревших пальцев... Сумеет ли Мила обуздать богиню до срока? Не сдаст ли Ян, как и обещал, Рубежи? Не заблудится ли Дэн в лабиринте памяти прошлых жизней? Вероятности пророчат разное. Только одно остается неизменным - имя человека, который закроет Врата.
Дисклеймер:
Обзор может содержать мнение, отличающееся от вашего, а также незначительные спойлеры!
Итак, если говорить о цикле в целом, то у него есть крайне любопытная особенность, которую, не припомню, чтобы встречала где-либо ещё. Здесь крайне мало движения вперёд по сюжету, его развитие идёт скорее вглубь. В этот раз читателя порадовали полноценными историями Калки и Лин Вея с супругой. Если говорить о Калки, то его главы я считаю самыми увлекательными в романе и даже в цикле из-за отличного нагнетания напряжения. Читатель знает, что дерьмо случится, но как и когда... плюсом идёт трансформация образа Калки. Каким видим мы его в легенде первой книги? Иконический герой, святой, Данко, отдавший сердце за свой народ, и чей подвиг не был оценён. Тут же у нас правитель, чей ореол святости не развеет ничто, даже его грех, потому что никто не может поверить в черноту, образовавшуюся в душе героя, а когда поверили, он поплатился. Повествование в этих главах выстроено грамотно, и чувства Калки, который перед появлением Кирана потерял всё, вполне можно понять. Другое дело, что мы ещё раз разбираем тему, которая, как мне кажется, в этом цикле основная.
Избранным быть плохо.
Как ни странно, тема в культуре поднимается достаточно редко в подобном ключе. Наоборот, масспродукты втюхивают образ избранного и особенного как привилегированный, ценный, желанный. В "Демоне Максвелла" куча избранных (пять в настоящем, если точнее, ещё можно приплюсовать Мигеля), и все от этого только горя хлебнули. Досталось Дэну, который расхлебывал кармическую вину предшественника, Илье, Лане и Миле. Относительно легко отделался Ян (если не считать, что с ним произошло ближе к финалу, но та виной не его избранность). Финал выглядит счастливым, потомучто герои сбрасывают с себябремя ибранности, обретая каждый желанное, возвращаясь к творчеству, а не творцам.
Если тема творчества была центральной в первой книге, то в этой красной линией проходит тема войны, её бессмысленности для обеих сторон, хотя они в настоящем не сильно-то и враждуют, принцесса Шанкьяхти вообще постоянно с главными героями тусуется. Но война всё идёт, не иссякает ненависть отравленной горем утраты векшской богини. Боги страдают сильнее, и последствия их страданий тяжелее, что мы также видим в истории Калки. Однако даже при всём том, что богиня натворила, ещё и будучи в чужих телах, её не хочется называть злодейкой. Антагонисткой, но не злодейкой. Она не справилась со своей болью, и боль её, обретя форму тьмы, вылилась на оба мира. С богами так бывает. Полноценными злодеями являются разве что Дерек Штраут да маньяк из первой части (не пишу его имя, потому что спойлеры), но и то их роль в общей картине второстепенна.
Также мы знакомимся с легендой об Огненном Цветке и пляшущем боге (думаю, всем всё понятно, что имелось ввиду и под тем, и под другим), а ещё надеждами Агни, что людям хватит если не ума, то хотя бы любви, чтобы не повторить катастрофу безымянных миров. К сожалению, мы знаем, что не хватит, и для меня рождение Шивы в финале выглядит скорее предостережением, чем возможностью для него прожить жизнь, не использую свою силу.
Зато Тримурти собрались.
Но война, какая бы она ни была, здесь не первостепенна. На передний план выходят истории разных семей, иногда многопоколенные, а иногда и тянущиеся через перерождения. Первая книга у нас была про Смирновых, вторая - про Давыдовых-Воронцовых, третья - сразу про несколько, хотя, конечно, лично для меня выделяются семейства Калки и Лин Вея. Тем, что несут общую историю и общую тему (оба героя не смогли предотвратить катастрофу, будучи сильнейшими, и печать их досталась другим), и тем, что повествование о них идёт непрерывно.
Кто же тут главный герой, если избранных аж пять, и каждому достаются главы? В первой части центральным поначалу выглядел Ян, потом Лана, во второй - Дэн с Ильей в равной степени. В третьей... Дэн с Ильёй снова претендовали, учитывая, сколько внимания по сюжету уделили их предыдущим воплощениям, но нет, они не главные. В тот раз главного нет, хотя, по логике, должна быть Мила, которая из себя представляла бомбу замедленного действия. Зато прояснилась её химия с Мигелем. Это тонко.
Если останавливаться отдельно на героях, то хотелось бы выделить Лану, чья история служит завязкой цикла. Лана дважды проходит в сущности один и тот же путь: сначала она жертва в руках психопата, всецело полагающаяся на других, но затем берёт себя в руки и делает дела. Это было в первой книге, а затем заново начинается во второй-третьей. Хотя, и с учётом этого, финал меня удивил и выглядит вполне справедливым с учётом всех ролей и отношений. Другое дело, что он показался слишком стремительным. Мы шли к этому долго, но для легенды о плачущей богини был выбран формат почти легенды, а не полновесной сцены. А дальше только спойлеры.
Мне нравится, что авторы иронизирую над текстом:
— Та не, — Сергей махнул рукой. — Мать эту «Санту-Барбару» смотрела, причем с повторами. Однушка, телек один на семью, и эт еще хорошо, что был. В общем, волей-неволей будешь в курсе тамошних событий. Так вот в «Санта-Барбаре» все куда понятнее. Иден с Крузом, Мейсон с Джулией, и Сиси аки Зевс перетрахал всех, до кого дотянулся, и это все не выходя из комы. У вас же черт ногу сломит и то без бутылки не разберется! Кто кому все эти сват-брат-реинкарнат, кто кого проклял, кто тупо денег одолжил, а кто просто идиот. Я Евгеничу лучше просто скажу, что Лизка вон его послала, и он пошел — можно не переживать. А то если все ваше пересказывать, сердечко еще прихватит.
Ещё мне нравится юмор и отсылочки:
- Ты хоть и молодая, а бесполезная.
Как "старый, но не бесполезный".
В общем: впечатления от цикла у меня приятные. Потому что:
а) индийская мифология, да и вообще много нетривиального
б) вечные темы
в) написано приятно
Я лично рада, что эти три года прошли в том числе и с этим циклом.
Автор рецензии Майя Трефилова