Найти тему

Из каких мест пришло слово "Алатырь" на берега Балтики

Город Алатырь, на реке Алатырь у впадения в реку Сура
Город Алатырь, на реке Алатырь у впадения в реку Сура

Помимо важных сведений, замеченных исследователями русской старины, существуют и другие свидетельства, говорящие о принадлежности обширных территорий: от Балтики и Белого моря до Дуная, и от Эльбы до Волги, к Русской земле.

Есть наука — Топонимика (по древне-гречески «место» + «имя, название») — которая изучает географические названия (топонимы), их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение. Топонимика является интегральной научной дисциплиной, которая находится на стыке наук и широко используется в различных областях знаний: лингвистике, географии, архитектуре, истории.

Если обратиться к топонимике слова «алатырь», то, помимо первого названия Балтийского моря и камня «янтаря», существуют река и город, называемые — Алатырь.

Река Алатырь относится к бассейну реки Волги; она берет своё начало в Нижегородской области, протекает по Мордовии, и впадает в реку Суру в Чувашии. На месте впадения этой реки в Суру стоит город — Алатырь.

Что говорят на этот счёт словари

В «Полном церковнославянском словаре», составленном Григорием Дьяченко в 1898 году, на странице 10 говорится:

«Алатырь — (др. рус.) — бел горюч камень в Голубиной книге объясняется сионскими преданиями о камне, положенном Спасителем в основание сионской церкви: возможно алатарь из алтарь. Алатырским морем — называлось в старину Балтийское, алатырь камень — янтарь, лит. gintaras, латин. elektrum, который искони привозился в Россию из стран прибалтийских и служил у нас не только ожерельем, но и лекарством, с чем вполне соответствует употребленное о нем в Голубиной книге выражение: снадобье (Русск. беседа, 1859 г., кн. 2. О русск. народ. мифах).»

В «Толковом словаре живаго великорусскаго языка», составленном Владимиром Ивановичем Далем в период с 1819 по 1866 годы, даётся следующая информация: слово «алатырь» в словаре есть, но пояснение его перенаправлено к слову «алабор».

«Алабор — стар., а местами (твер.) и ныне: устройство, распорядок, порядок; от этого: алаборить, ворочать делами, переворачивать, переделывать, приводить по-своему в порядок. Всякий начальник алаборит по-своему. Алаборщина ж. перебой, переворот, склока, новые порядки или беспорядки. Немой алабор или алабырь костр. бранно: бестолковый; косноязычный; немой. Алабырь, алатырь м. загадочный камень, поминаемый в сказках и заговорах: бел-горюч камень, лежащий на дне морском, либо на море на кияне, на острове буяне; вероятно янтарь, греч. электрон, переделанное на татарский лад. Алатырь и алатырец м. арх. бранное, неопределенного знач. пройдоха? Алахарь м. вор. дармоед, мироед, лежебок.»

Как мы видим, слово «Алатырь» достаточно старое, успевшее распространиться на большой площади, и принимающее противоречивые значения у разных народов. В частности, у татар в 19-м веке оно носило бранный характер. А вот у мордвы этим словом названа река, а у чувашей — город.

Мордва и чуваши, а также волжские булгары (казанские татары) проживают на средней Волге и имеют к Алатырю позитивное отношение. А вот крымские татары, называемые в русских былинах последними словами, типа «собака, поганый татарин», принесли немало бед русскому народу. Вполне возможно, у тех татар существовала взаимная неприязнь к русскому воинству: богатырям или алатырцам. Отсюда и бранная характеристика слова «алатырь».

Продолжение в статье Богатырский эпос и где была самая первая Русь.

Авторы - Валерий и Ольга Салфетниковы

Валерий Салфетников