С запада на восток от края до края Майкоп пересекают несколько улиц, одна из которых не спроста носит название Курганная. В 3 километрах от центра, в последних кварталах города, на перекрёстке с Подгорной неприметную лужайку у частного дома отмечает памятник (1972) Майкопскому кургану, под которым в 1897 году археолог Николай Веселовский нашёл богатое погребение. А вместе с ним - и целую Майкопскую культуру, 6 тысяч лет назад возникшую на перекрёстке путей к цивилизации:
Находки из Ошада, как называли огромный (10м высотой и около 100 в диаметре) курган адыги, ныне хранятся в Эрмитаже, но и в Майкопском музее представлены чрезвычайно убедительные копии вместе с реконструкцией жилища и одежды.
И в том числе - найденные буквально в единичных погребениях предметы "майкопского звериного стиля", от которого, вероятно, произошёл скифский звериный стиль, на тысячи лет от Алтая до Крыма оставшийся самым ярким искусством Турана.
В стилистике этих предметов учёные видят влияние Месопотамии, что вполне логично: центром мира в те далёкие века, когда Египет был молодым государством, а Вавилон ещё даже не основали, являлся Урук - укреплённый город в низовьях Евфрата, на протяжении почти 3 тысяч лет (!) непрерывно остававшийся крупнейшим людским поселением на планете.
Там жило от 50 до 80 тысяч человек, кварталы занимали шесть квадратных километров, а масштаб ремесленной жизни был таков, что урукские рудознатцы пешком (иных способов перемещения тогда не знали!) доходили до гор Кавказа. Где, может быть, имели своё поселение, а может - попадали к горцам в плен и выдавали им секреты своего искусства.
Ведь на горлышке майкопского кувшина правее раскидистого Мирового Древа изображён как будто бы Эльбрус, священная Белая гора праиндоевропейцев, да и химсостав примесей указует на местные руды. А стало быть - всё это было создано здесь же!
На каком языке говорили майкопцы, каким поклонялись богам - науке пока не известно... Но с находками Майкопского кургана в музее соседствует копия Майкопской плиты (подлинник - в питерском Этнографическом музее), обнаруженная в 1960 годах где-то в том же районе. Знаки на ней подозрительно похожи на иероглифы, ну а местные учёные, подгоняя их под финикийское письмо и абхазо-адыгейские языки, умудряются даже получать осмысленные тексты.
Например, майкопский профессор Георгий Турчанинов назвал эти знаки ашуйским письмом и, прочёл его так:
"Этот азегского царя Великого Марны сын есть. Крепость Айя его собственность. Пагя из Хизы сюда выйдя в начале месяца сева в 21 году, соорудил крепость в стране скал, в золотоносной земле, в долине Паху".
Его коллега-адыгеец Нурбий Ловпаче пошёл ещё дальше:
"Великий жрец Хебату, наместник бога касутава, 51-летний муж, придя в сады, построил город отпрыску царского дома Сапуле, младшему брату Арнувады. Тысячу рук, маталла и агари доставил правитель в город. В 25й год хатама правитель освятил дворцовую крепость Маэ жертвой 21 овцы божеству зерна Хаяме, обпахав его".
За пределами Адыгеи от столь смелых переводов воздерживаются, но что бы ни гласили эти знаки, начертаны они были не менее 5000 лет назад: Майкопская плита - древнейший письменный памятник России в нынешних и всех былых границах. И - один из мировых претендентов на это звание вместе с несколькими столь же неоднозначными находками от Балкан до Китая.
Чуть больше о майкопцах может сказать генетика, утверждающая, что с горцами Кавказа у них больше общего, чем с белокурыми варварами волго-донских степей. Майкопцы жили оседло, в овальных турлучных домах с очагами наподобие тандыров и компостными ямами за стеной, мотыжили просяные поля и разводили коров, овец, свиней и лошадей, но даже последних - больше на мясо.
Зато оказались майкопцы лучшими металлургами той глухой эпохи, своей бронзой потеснив медь былых племён от Карпат до Памира. Что, однако, не мешало им использовать в обиходе каменные топоры, наконечники стрел и даже кремневые кинжалы.
Из камня тут вообще творили чудеса... За полсотни километров от Майкопа, если свернуть на восток в крупной станице Абадзехской, можно попасть в станицу Новосвободную на реке Фарс. Верхне-Фарсовской её в 1861 году и назвали, но считанные месяцы спустя переименовали в Царскую - по случаю визита Александра II на встречу с делегацией адыгских князей.
В 1920 году станица и вовсе сделалась Новосвободной. Там сохранились руины часовни, построенной к 20-летию государева визита, и несколько старых кирпичных домов, а в окрестностях есть живописные пещеры и водопады. Но ценнее всего этого оказался могильник с говорящим названием Клады, в 1898 впервые раскопанный тем же Веселовским и с тех пор давший миру немало научных сенсаций.
Особенно - в 1980-90-е годы, когда Кладами плотно занялся майкопский археолог (сам родом из Челябинской области) Алексей Резепкин. Так, он извлёк здесь на свет древнейшие в мире (4600 лет) меч, струнный музыкальный инструмент наподобие гуслей или горского щичепшина (ныне в фондах Эрмитажа) и даже, внезапно, похожую на тележную ось одинокую колонну на тысячи лет старше минойских или египетских колонн:
Которая подпирала, к тому же, свод первой в мире шатровой постройки, дальнего предка кочевничьих юрт и космических ракет:
Веселовский увидел в Кладах какой-то очень поздний, высокий майкоп, Резепкин же пришёл к выводу, что это была другая, пришедшая майкопу на смену новосвободненская культура, белокурые потомки которой, вооружившись достижениями Древнего Востока, теперь живут где-то на берегах Балтики и Северного моря.
Символом новосвободненцев остались огромные каменные подкурганные гробницы с гравировкой и опять же древнейшими в мире (не считая петроглифов на естественных камнях и сводах) сохранившимися росписями. Ну, по крайней мере здесь так считается: однозначно старше из известного мне были фрески знаменитого Чатал-Гююка, однако и с ними учёным только предстоит разбираться, что создали в своих глиняных "квартирах" древние, а что первооткрыватель Джеймс Меллаарт подделал на старости лет.
В такие чудеса, да ещё и не где-нибудь в долинах Инда или Нила, не очень-то верится, а потому, вероятно, адыгейскими Кладами не заинтересовался Эрмитаж - в майкопском музее хранятся подлинники:
В новосвободненских гробницах нетрудно признать прототипы знаменитых кавказских дольменов, многие из которых изначально были засыпаны камнями или землёй, то есть по сути дела представляли собой те же подкурганные гробницы. Близ Новосвободной есть Богатырская поляна, на которой ещё во времена Веселовского стоял целый город дольменов - более 400!
Теперь их остались единицы, но хотя эти сооружения больше ассоциируются с Черноморским побережье Кавказа, не так уж редки дольмены и в лесах Адыгеи. Вобрав какие-то черты майкопа, дольменная культура ушла в глухие горы, которые не покидала вплоть до Кавказской войны - пожалуй, её носителей и можно считать прямыми предками черкесов.
На равнине же майкопскую культуру, через промежуточную стадию новосвободненской, вобрала ямная культура степных кочевников, строивших курганы не над каменными гробницами, а над ямами. С ними наука теперь отождествляет праиндоевропейцев, вероятно пришедших на Днепр и Дунай с Армянского нагорья.
И вот тут-то начинается самое интересное: на витринах - макеты повозок, в том числе - аутентичные древние макеты из глины, похожие на светильники. То ли из ямников, то ли из майкопцев был Квеклос, как называют теперь безвестного человека, что изобрёл колесо.
Впрочем, тут стоит оговориться, что при всей своей красоте колесо - вторично, а настоящий рубеж цивилизации - ось, то есть неподвижная основа вращающегося круга. Ведь копьё или кинжал - это клык или коготь, одежда - это шкура, дом - это гнездо, и даже противоестественный для всего живого огонь горел сам по себе, а человек лишь приручил его, как лошадь и собаку. Подсмотреть же идею оси человеку было попросту негде: она стала первым в своём роде изобретением, созданием чего-то такого, чего прежде не существовало никогда и нигде.
На первой оси вращался гончарный круг - как считается, где-то в Месопотамии, в том же Уруке... вот только слово ось (акс) на праиндоевропейском значит "плечо", а колесо восходит к корню "квело" - "вращаться". Весьма вероятно, что создано оно было именно тут, на границе Кавказа, где сошлись привнесённый майкопцами из Месопотамии гончарный круг и кочевая культура ямников, так нуждавшихся в грузоподъёмном транспорте.
Добавить к этому можно и то, что в те века заумные земледельческие цивилизации были скорее экспериментами Истории, порой, как например Хараппская цивилизация, так и оставаясь тупиком. В авангарде прогресса же шли кочевники-скотоводы, преуспевшие в металлургии, оружии, одежде, транспорте, а всеми инновациями обменивавшиеся через "Внутри-Азиатский горный коридор", где новые знания плавно переходили от кочевья и кочевью.
И те из них, кто первыми придумали колесо да повозку - погрузили на неё весь свой скарб да разъехались кто в индийцы, кто в европейцы, ассимилируя встречные племена. Следующим подобным прорывом тысячи лет спустя стал косой парус, изобретённый на краю задыхавшейся от перенаселения Европы и распространивший индоевропейский мир на новые континенты, ну а в будущем подобный эффект человечеству сможет дать разве что появление космического корабля, пригодного для освоения новых планет.
Дольменники же в своих глухих лесах и крутых горах просто не знали, какая им польза от колеса, и в их быту остались разве что настольного размера керамические повозки, вероятно использовавшиеся в ритуалах... Но какие идеи древних праадыгов усвоили в той тьме веков соплеменники Квеклоса, прежде чем разнести их по свету на своих телегах, кораблях, ракетах?