Стенограмма из выступления на форуме «Сделано в России»
«Традиционная приоритезация экспорта базируется на очень простом и очевидном факте. На деньгах. И мы делим его на сырьевой и несырьевой. В реальности есть значительно более важные универсальные виды экспорта, которые здесь не упомянуты. А они, на мой взгляд, определяют возможность и того экспорта, и другого.
Первое направление и самый главный экспорт - это экспорт русской культуры и русского языка. Все, кто ездил и вел переговоры в любой из стран, которые здесь упоминались, прекрасно знают, что если напротив тебя сейчас сидит выпускник Менделеевского института и он во время переговоров вспоминает свою молодость, он наполняется очень большим количеством позитивных эмоций. Он говорит: «Я помню, там вот в Москве…». И дальше идет рассказ про мороженое, там еще про что-то. И я вас уверяю, это в реальности 30% результата этих переговоров. Мы говорим о том, что русский язык важен и русская культура важна, но мы никогда не рассматриваем это в контексте именно экспорта. А этот экспорт русской культуры и русского образования значительно, поверьте мне, важнее экспорта любого другого продукта. Потому что любой другой продукт может исчезнуть, он может оказаться некачественным, а вот русское образование живет в людях поколениями. И я имел массу тому примеров. Не буду тратить ваше время на это.
Второй очень важный элемент экспорта, про который тоже мало говорится, – это бренд. Все говорят: экспорт нефти, газа. Но никто не говорит, что существует понятие экспорта русского бренда. Как в трех словах объяснить, что ваш продукт надежен? В трех словах это можно выразить так: «Он надежен как автомат Калашникова». И я вас уверяю, вы можете провести этот эксперимент в любой стране мира, с любым абсолютно человеком. Если он мужского пола, в основном все знают автомат Калашникова, все без исключения. Я бы хотел, чтобы русские бренды были не только про оружие. И слава Богу, они существуют и их надо поддерживать. Но они были бы и про пищу, и про косметику, и про какие-то другие вещи и, надеюсь, про те виды техники, которые мы производим. Это очень, поверьте мне, важно.
Третий очень важный аспект приоритезации экспорта – это экспорт инфраструктуры и оборудования. Почему? Потому что и то, и другое существует много лет, и это раз. Существенно дольше, чем любой сырьевой товар. И вторая очень важная вещь заключается в том, что они определяют технологический уклад. Почему сегодня компания «Трансмашхолдинг» имеет возможность поставлять, например, подвижной состав в республики бывшего Советского союза? Потому что колея та же самая. Мы уже имеем конкурентное преимущество. Нам не надо перестраивать свое производство. Оно уже на это настроено. И поэтому технологические элементы – например, атомная станция, металлургический завод, гидроэлектростанция – они определяют массу других видов продукции, которая может последовать за ней. И это должно быть третьим, на мой взгляд, приоритетом.
И только четвертым то, что традиционно называется словом commodities (англ. сырьевые товары. – Прим. ред). То есть то, что может быть универсальным, легко производится, утилизируется и дает, тем не менее, конечно же, самый большой возврат на вложенный капитал».
Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK