Если мы посмотрим на корабельный состав Черноморского флота по состоянию на август 1914 года (т.е. на начало Первой Мировой) то минно-тральных кораблей специальной (и не очень специальной) постройки мы не увидим. Фактически, все тральщики ЧФ были мобилизованными кораблями.
Мы рассказали очень короткую биографию двух тральщиков типа «Альбатрос», но следующий рассказ будет намного длиннее, ибо «биография» у этого корабля была и длинная и бурная.
В 1880 году на верфи Чарльза Митчелла в Ньюкастле был построен пароход… Нет, не совсем так, два однотипных парохода. Потом они носили имена «София» и «Ольга».
Их характеристики иднтичны: длина 56,38 метров, ширина 8,8, осадка порожнем 0,92 метра, в грузу 1,88 метра. Корпус стальной клепаный, надстройка деревянная. 4 трюма, вместимость 455 брт. Машины компаунд (двойного расширения) 2 шт. Котлы барабанные, оборотные. Освещение пиронафтовое (типа керосиновых фонарей, работающих на «осветительном масле»- пиронафте). Связь с машиной по переговорным трубам. В общем, корабль своего времени.
Строились они для русского судовладельца, но первые десять лет их эксплуатации проследить не удалось. По состоянию на 1891 год обе паровые шхуны принадлежат таганрогскому 1-й гильдии купцу Александру Стороженко. Возможно, именно он и заказывал эти корабли в Англии. Про него писали: «Стороженко – единственный коренной крупный русский купец во всем Таганроге».
В 1907 году корабли прошли капитальный ремонт и модернизацию, в частности, на них было установлено электрическое освещение. Корабли переименованы, они носили имена «Омск» и «Томск», оператором их стал купец М.В.Варваров из Ейска.
Потом хозяйство Стороженко начало приходить в упадок, и весь флот был куплен всего за 35 тыс. рублей фирмой «Луи Дрейфус и К». Дрейфус была одной из первых иностранных компаний, получивших разрешение на торговлю в Российской империи. К этому времени, основанная в 1851 году Леопольдом Луи Дрейфусом, она уже являлась крупной европейской кампанией и специализировалась именно на экспорте зерна. К началу ХХ века компания Louis Dreyfus стала ведущим зерновым трейдером в Российском империи, обладающим обширной сетью отделений по стране. Кампания Дрейфус имела свои отделения во всех черноморских и азовских портах. Были зарегистрированы четыре фирмы: «Луи Дрейфус и К», Иосиф Дрейфус и братья К», «Братья Дрейфус и К», «Густав Дрейфус и К». Но компания «Братья Дрейфус» и фирма Иосифа Дрейфуса закрылись в 1895 г. Право временного пребывания (в течении 5 месяцев) в Области войска Донского (а именно, в Ростове и Таганроге) по торговым делам получили только Луи и Шарль Дрейфус, сыновья главы фирмы «Луи Дрейфус и К» находились в Париже. Кампания Дрейфус в конце XIX-ХХ вв. была зерновым лидером среди экспортных фирм, работающих в ростовском порту. И если в первые годы работы в Ростове-на-Дону Дрейфус осуществляла лишь 10% экспортной торговли зерном, то уже в 90-е годы XIX века она набрала обороты до 22,3%. К моменту покупки флота, ранее принадлежавшего купцу Стороженко, эта иностранная компания контролировала 40% оборота российского зерна.
На момент мобилизации по судовой повинности судно носило прежнее имя «София» 09.09.1916 г. "София" была мобилизована и 13.11.1916 г. зачислена в состав ЧФ как тральщик "Т-295". По действиям в Первую Мировую данных нет, кроме того, что Т-295 входил в тральных отряд Севастопольского порта. Известно, что тральщик выходил на боевое траление, вел артиллерийскую поддержку сухопутных войск Румынского фронта в районе Констанцы, осуществлял воинские перевозки и обеспечение боевых действий разнородных сил флота, но подробностей нет.
1-го мая 1918 года, этот корабль (так же как и очень многие корабли ЧФ) был захвачен немцами. После капитуляции Германии попал в руки Антанты. С декабря передан союзниками в состав флота ВСЮР, получил новый номер "Т-395". В январе 1920 года корабль захвачен красной армией и передан Главводу под именем «София». 20.06.1290 г. вооружен и включен в состав Азовской флотилии в качестве канонерской лодки под названием «Советская Россия» (Вооружение — два 120-мм орудия).
Разоружена 20 декабря 1920 г., в 1922 г. возвращена гражданскому флоту. Вновь мобилизована 29 октября 1939 г. и возвращена в гражданский флот 10 ноября 1940 года. В третий раз мобилизована 29 июня 1941 г. Пишут, что «как тральщик Т-486». Не совсем так. Номер появился позже. Пока тральщик звался «Советская Россия». Тральщик получил в качестве вооружения трал Шульца, змейковый трал две 45-мм артустановки 21К и 2х1 7,62-мм пулемета М-1. Корабль мог брать 50 мин заграждения. Организационно он числится в 4-м дивизионе тральщиков Главной базы.
19-го июля 1941 года тральщики «Очаковский канал» и «Советская Россия» доставили 108-й подвижный артдивизион ЧФ из Евпатории в Скадовск.
10 августа тральщик доставлял грузы из Мариуполя в Керчь. В сентябре 1941 года тральщик доставлял грузы в Одессу. В октябре тральщик ведет эвакуацию грузов из Одессы.
1 декабря тральщик прибыл в Темрюк, и вошел в состав Азовской флотилии. Началась подготовка к десанту.
Для участия в операции были выделены:
– канонерские лодки «№ 4», «Дон», «Днестр»;
– тральщики «№ 61» («Заря»), «№ 65» («Норд»), «№ 43» («Советская Россия»), «№ 51» («Белобережье»), «№ 52» («Кизилташ»);
– сторожевой корабль «Севастополь»;
– гидрографические суда «Норд», «Глобус»;
– морские охотники «МО-123» и «МО-128» (так указано в «Отчете», по факту ПК-13 и ПК-128);
– катерные тральщики «Ураган» и «Акула»;
– сторожевой катер «Буревестник».
«Советская Россия» под командованием ст. л-та Шатаева приняла на борт 436 человек, две 45-мм и две 76-мм пушки (загрузка запредельная). (Капитан-лейтенант Николай Алексеевич Шатаев, начальник штаба дивизиона бронекатеров АзВФ, погибнет в другой десантной операции в январе 1944 года).
Тральщик «Советская Россия» был включен в состав восточной группы 4-го отряда с задачей высадиться в районе Юраков Кут (совр. Юркино), но…
Командир корабля проскочил район высадки. Командир 2-го отряда В.С. Грозный-Афонин внезапно обнаружил, что не только его отряд производит высадку в этом районе. А.В. Свердлов пишет об этом так: «Уже совсем рассвело, когда Грозный-Афонин увидел неподалеку корабль, который высаживал десантников в небольшой бухточке, где волна была тише, и противник почти не оказывал сопротивления. Грозный-Афонин и Михайлов, на свой страх и риск, направили туда отряд. Корабль оказался тральщиком «Советская Россия», входившим в 4 отряд» . Командир тральщика старший лейтенант Н.А. Шатаев ошибся в счислении курса, и вышел намного западнее (в два раза!) от намеченной точки высадки, высадив десант в районе д. Челочик.
Из воспоминаний С.Г. Горшкова: «В этих тяжелых условиях первому (командир – капитан-лейтенант Ф.П. Шиповников) и второму (командир – капитан 2 ранга В.С. Грозный-Афонин) отрядам, а также тральщику «Советская Россия» из состава четвертого отряда удалось высадить около мыса Зюк 1378 человек, выгрузить три танка, два 37-мм, два 76-мм орудия и девять 120-мм минометов. Оставшиеся войска и боевую технику пришлось возвратить в Темрюк».
Высадив первый эшелон десанта, корабль был включен в отряд высадки 2-го эшелона. После обеда 28 декабря 1941 г. начался выход кораблей второго эшелона к подходному бую. Во второй эшелон вошли: колесный пароход «Ейск», тральщик «Советская Россия», тральщик «Норд», буксир «Дофиновка» с баржой «Лаба», морские охотники ПК-123, ПК-128. «Отчет» указывает еще буксир «Шторм» с баржой «Донец», правда, пока уточнить что это за буксир, не удалось, под этим названием в составе Азовской военной флотилии числится катерный тральщик с бортовым номером 574, но это бывший сейнер Крымгосрыбтреста, водоизмещением всего 36 т. Вряд ли он мог буксировать баржу. В группу высадки вошли:
– сводный отряд 83-й бригады (в основном, 3-й батальон) на ТЩ № 43 «Советская Россия» (587 человек),
– сводный отряд 160-го стрелкового полка 224-й стрелковой дивизии (в основном 2-й батальон, 697 человек) на теплоходе «Ейск»,
– четыре 122-мм орудия 111-го артполка и сводный отряд 1-го батальона 185-го стрелкового полка на буксире «Дофиновка» с баржой «Лаба» и т.д.
Всего загрузили 2213 человек, 3 танка, 15 орудий.
Около часа ночи отряд прибыл на траверз м. Хрони, но тральщик «Советская Россия» потерялся по дороге. Капитан тральщика опять ошибся со счислением, и вместо м. Хрони вышел к м. Тархан.
По дороге, отрядом была подобрана шлюпка в которой было 11 бойцов во главе с командиром, которые сообщили, что весь берег бухты Булганак занят противником. Получив эти сведения, командование отряда передало информацию в штаб 51-й армии.
Тральщик «Советская Россия» высадил около м. Тархан 587 человек из 3-го батальона 83-й бригады.
5 января 1942 года тральщик вмерз в лед Азовского моря. Весной «Советская Россия» возила грузы из Темрюка в Керчь. Корабль избежал судьбы остальных кораблей АзВФ, взорванных в Темрюке.
9-го августа при налете авиации тральщик был поврежден и ушел на ремонт в Сухуми. Корабль числится в 5-м дивизионе Потийской ВМБ (на тот момент Главная ВМБ). При создании Керченской военно-морской базы (в январе 1943 года, задолго до освобождения Керчи) тральщик был включен в ее состав, но он по-прежнему числится в ремонте.
15.10.1943 г. при следовании из Поти в Туапсе был торпедирован германской подводной лодкой "U 23" в районе м.Кодор, но остался на плаву и своим ходом прибыл в Сухуми для устранения повреждений.
21.06.1944 г. переоборудован в электромагнитный тральщик. С 21.06.1944 г. - "ЭМТЩ-486".
01.12.1944 г. был разоружен, возвращен АГМП для использования в качестве грузового парохода и 22.01.1945 г. исключен из списков судов ВМФ.
13.05.1946 г. поступил в подчинение ММФ, 15.03.1953 г. - ММРФ и 25.08.1954 г. - вновь ММФ.
05.03.1955 г. был выведен из эксплуатации и исключен из списков судов ММФ в связи с передачей "Главвторчермету" для демонтажа и разделки на металл.
Ну, если коротко, то все, и так на целую статью набралось (а, вы говорите «мелюзга, какая-то паровая шхуна J)). Удивительная судьба у корабля.