Найти в Дзене
СВОЛО

Быка – за рога

Мне случилось когда-то (см. тут) открыть, не побоюсь этого слова, сверхсюжет маленьких трагедий Пушкина: всё большее приближение к идеалу консенсуса в сословном обществе. Идеал 1830 года.

А до этого (в 1829 году) у Пушкина был другой идеал – Дома и Семьи.

Так вот мне мерещится, что Швейцер, вставив в свой фильм «Маленькие трагедии» (1979) для части «Каменный гость» в качестве песни Лауры (у Пушкина отсутствующей) песню на слова Пушкина же «Жил на свете рыцарь бедный» (1829), - мне мерещится, что я теперь глубоко понимаю, КАК это идеал Дома и Семьи превратился в идеал консенсуса в сословном обществе. В этом стихотворении Матерь Божья, взяв к себе на небо грешника, любившего Её земной любовью, осуществила Консенсус низкого и высокого.

Жил на свете рыцарь бедный,

Молчаливый и простой,

С виду сумрачный и бледный,

Духом смелый и прямой.

.

Он имел одно виденье,

Непостижное уму,

И глубоко впечатленье

В сердце врезалось ему.

.

Путешествуя в Женеву,

На дороге у креста

Видел он Марию деву,

Матерь господа Христа.

.

С той поры, сгорев душою,

Он на женщин не смотрел,

И до гроба ни с одною

Молвить слова не хотел.

.

С той поры стальной решетки

Он с лица не подымал

И себе на шею четки

Вместо шарфа привязал.

.

Несть мольбы Отцу, ни Сыну,

Ни святому Духу ввек

Не случилось паладину,

Странный был он человек.

.

Проводил он целы ночи

Перед ликом пресвятой,

Устремив к ней скорбны очи,

Тихо слезы лья рекой.

.

Полон верой и любовью,

Верен набожной мечте,

Ave, Mater Dei кровью

Написал он на щите.

.

Между тем как паладины

Ввстречу трепетным врагам

По равнинам Палестины

Мчались, именуя дам,

.

Lumen coelum, sancta Rosa!

Восклицал всех громче он,

И гнала его угроза

Мусульман со всех сторон.

.

Возвратясь в свой замок дальный,

Жил он строго заключен,

Все влюбленный, все печальный,

Без причастья умер он;

.

Между тем как он кончался,

Дух лукавый подоспел,

Душу рыцаря сбирался

Бес тащить уж в свой предел:

.

Он-де богу не молился,

Он не ведал-де поста,

Не путем-де волочился

Он за матушкой Христа.

.

Но пречистая сердечно

Заступилась за него

И впустила в царство вечно

Паладина своего.

1829

Одно меня смущает – год создания фильма Швейцером: 1979. Это за три года до «воцарения» Андропова, чёрт знает сколько времени до того взявшего курс на конвергенцию социализма (так называемого) с капитализмом. Тоже, мол, некий консенсус. – Неужели Швейцер такой пронзительный? Чуял в 1979-м, куда идёт… То есть то, что я называю реализмом, чуянием того в социуме, чего ещё никто не почуял.

Самое жуткое (для меня), что это учуяла Белохвостикова, игравшая Донну Анну (так можно понять её разговор на программе «2Верник2»).

«- Это был Швейцер… Маленькие трагедии…

- Ну конечно. Данна Анна.

- Да!

«Д о н н а А н н а (парализовано):

Вы, говорят, безбожный развратитель,

Вы сущий демон. Сколько бедных женщин

Вы погубили?

Д о н Г у а н (тоже парализованный):

Ни одной доныне

Из них я не любил.

Д о н н а А н н а (с горькой усмешкой»:

И я поверю,

Чтоб Дон Гуан влюбился в первый раз,

Чтоб не искал во мне он жертвы новой!

».

- Ну вот магия Высоцкого… Тоже… Вы играли любовь… Это Пушкин… По-моему, ни с кем больше… вот это вот… Слова любви… Никому он не говорил в кадре, кроме Натальи Белохвостиковой в кино.

- Да? Я не знала.

- Объяснение в любви было только Анне Белохвостиковой.

- Да. Может быть. Да. Но Пушкин… Вообще было феерическое… Швейцер…

- Швейцер-то вас хоть познакомил перед кадром? Вы с Владимиром Семёнычем встретились уже на съёмочной площадке?

- На съёмочной площадке. Его не утверждали три месяца.

- Представляешь, как Швейцер, да? Он три месяца бился за Высокого. Все начальники говорили: «Нет. Закрыт. Высоцкого не снимать». Да? И уж точно не в Дон Гуане.

- Да.

- И пробил. Снял! Успел. И как он это делал?

- Тут тоже чудо произошло. Потому что Михаил Абрамыч знал… Они были очень близки с Володей и… Он снимал в его объединении картины с мужем, с Наумовым. И мне позвонил он.

- Швейцер?

- Швейцер. Артистке звонит режиссёр

- Артистке звонит великий Швейцер.

- Да. Потому что я его знала хорошо. Говорит: «Наташенька, я начинаю снимать «Маленькие трагедии». Хотел бы, чтоб ты сыграла Донну Анну. – Я вот. Пауза. Я говорю: «Михал Абрамыч, на прбу надо приехать?» - «Нет, я приглашаю тебя в фильм…»

- Без проб?

- Да. Я говорю: «Она же испанка». На что мне отвечает, что… «Да. Я понимаю. Вот Софья Абрамовна (Милькина)… Мы так много всё это обсуждали. Но вот я думаю, что в России ангел должен быть с белыми волосами».

У нас была очень тяжёлая съёмка, когда Дон Гуан в этой: «Вы чёрные власы на мрамор бледный / Рассыплете»… И съёмка это наступила. И Пушкин, и чёрные власы… И ходил Володя в своём костюме по декорации, подходит ко мне и: «чудные власы на мрамор бледный». Сняли. – Никто не ругал. Никто не заметил. Ни в одной рецензии. Я никогда слова осуждения за то, что переписали Пушкина…

- Энергетически сложно было с Высоцким?

- Нет! Нет. Нет. Нет.

- Характер?

- Замечательный. Было легко, удобно. Мне было свободно.

- Истовый тоже в работе? Да?

- Да. Да, да, да, да. Как последний раз. Я когда видела его вены на лице, я как-то говорила, что Володя… Тяжело… Не надо…

- Тяжело?

- Ну как-то всем от смерти тяжело. Как-то страшно и бесстрашно.

- Швейцер снимает с тобой, с Высоцким, с Юрским – всех не перечислишь – «Маленькие трагедии» – и это такая современная картина!

-Да» (https://www.ontvtime.ru/index.php?option=com_content&task=view_record&id=1490&start_record=2023-10-19-16-10).

Мистика какая-то. Я уж думал, что так, как понимаю реализм я, никто его не понимает. А вот… И ведь только годы и годы спустя стала ясна роль Андропова…

И не важно, что он ошибся, и как равную РФ Запад не принял. Но так думалось. И не только ему. А, вот, и Швейцеру.

Или они, Верники и Белохвостикова, просто для красного словца сказанули?..

19 октября 2023 г.