Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Ярослав Мудрый" (СССР, 1982), "Ягуар" (СССР, 1987) и "Буря над Азией" (СССР, 1965): мнения кинокритиков и зрителей

Ярослав Мудрый. СССР, 1982. Режиссер Григорий Кохан. Сценаристы Павел Загребельный, Григорий Кохан. Актеры: Юрий Муравицкий, Пётр Вельяминов, Людмила Смородина, Константин Степанков, Леонид Филатов, Андрей Харитонов, Николай Гринько, Вацлав Дворжецкий, Лембит Ульфсак, Раиса Недашковская и др. 17,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Григорий Кохан (1931–2014) известен по сериалу «Рожденные революцией» (1974–1977). Всего на его счету 14 фильмов и сериалов, из которых в тысячу самых кассовых советских фильмов удалось войти только исторической драме «Ярослав Мудрый».

Советская пресса отнеслась к «Ярославу Мудрому» вполне почтительно.

К примеру, журнал «Искусство кино» опубликовал рецензию Юрия Щербака, отметившего, что «к чести творцов «Ярослава Мудрого» следует сказать, что, преодолев неисчислимое множество творческих и организационных препятствий на своем пути, они создали произведение, подчиненное единой исторической и эстетической концепции. … Рамки картины гораздо более широкие, нежели в обычном биографическом фильме. Это историческая хроника, лаконичный, часто на грани документальности кинопересказ событий X—XI веков; отсюда фрагментарность, «фресковость» отдельных эпизодов, в которых значительное внимание уделяется запутанной генеалогии рода Рюриковичей и политическим реалиям тех лет; отсюда, наконец, от этой, условно говоря, «документально–прозаической» концепции фильма — впечатляюще жестокая откровенность, едва ли не натуралистичность многих сцен, в которых предстает не облегченно–приключенческий литературный мир костюмированной мелодрамы, а подлинная жизнь и неподдельные страдания предков… В этом эпическом фильме нет искусно сочиненных сюжетных «линий» и «треугольников», нет того хорошо придуманного, но, в сущности, мертворожденного механизма интриги, с помощью которой кинематограф порой склонен подогревать зрительский интерес. Авторы фильма делают ставку на истинные страсти и противоречивое развитие живых человеческих характеров. … Поэтичность, свойственная фильму «Ярослав Мудрый», — это поэтичность особого рода, не имеющая ничего общего с ходульной, навязчивой риторикой лент «романтической» школы. Г. Кохан и Ф. Гилевич не подавляют зрителя выспренними символами и сверхсложными метафорами. Они ищут и находят поэзию в суровой прозе своего по–мужски сдержанного, неболтливого повествования — и оттого сильнее веришь авторам, не стесняющимся порой быть нежными» (Щербак, 1982: 86, 92).

Кинокритик Юрий Тюрин (1938–2016) в «Советском экране» был более сдержан в оценках: «Картина «Ярослав Мудрый» поставлена к юбилею славного города. Это делает честь нашей исторической памяти. Авторы «Ярослава Мудрого» удержались на высоте задачи. В основном. Ибо есть издержки вкуса, потери чувства меры, неточность отбора материала в фильме все же есть. Он то многословен, то тороплив, порой недостает ему страсти и теплоты. Но эта картина нужна экрану, зрителю. Она обратилась к образу человека, который возвысил молодую Русь» (Тюрин, 1982: 13).

Мнения сегодняшних зрителей об этом фильме существенно расходятся:

«Фильм … интересен хотя бы тем, что в нём показаны наши первые князья, легендарные, по сути, люди. Мне все они интересны. … Спасибо за фильм» (Икс).

«Понятно, что фильм весь пронизан идеологией. Но даже такой фильм можно было сделать интересным и продуманным. А так масса отрывочных судеб, мельтешение лиц, ни один образ не раскрыт. … фильм оставил тусклое впечатление» (Сима).

Киновед Александр Федоров

-2

Ягуар. СССР, 1987. Режиссер Себастьян Аларкон. Сценаристы Себастьян Аларкон, Татьяна Яковлева (по мотивам романа Марио Варгаса Льосы "Город и псы"). Актеры: Сергей Векслер, Артём Каминский, Адель Аль–Хадад, Сергей Газаров, Янина Хачатурова, Владимир Татосов, Всеволод Шиловский и др. 17,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Себастьян Аларкон (1949–2019) поставил 13 фильмов, из которых в тысячу самых кассовых советских кинолент удалось войти только политической драме «Ягуар», рассказывающей историю курсанта военного училища во времена диктатуры в одной из латиноамериканских стран.

Кинокритик Мирон Черненко (1931–2004) весьма позитивно оценил эту работу С. Аларкона, подчеркнув, что она входит в его цикл политических драм и притч, начатый драмой «Ночь над Чили» (1977) (Черненко, 1987: 8).

Кинокритик Яков Варшавский (1911–2000) также положительно отнесся к «Ягуару», подчеркнув, что фильм рассказывает страшную метафорическую историю о «расчеловечевании человека, о бунте души» (Варшавский, 1987: 19).

Мнения зрителей XXI века об этом фильме часто полярно расходятся:

«Глупый и бессмысленный фильм. … Ягуар больше на гопника–старшеклассника походил, устраивающего беспорядок в учебных заведениях» (Е.А.).

«Фильм не понравился. Такое ощущение что смотришь "дедовщину" в родной советской армии. Решил перенести латиноамериканскую диктатуру на Россию» (Фильмоскоп).

«Даже не верится. … Пацанами мы в очередь становились чтобы купить билет на этот фильм. Настоящий фурор производил танец "Брейк–данса" с автоматом. … Интересное было время. С удовольствием еще посмотрел!» (Джозеф).

«И фильм, и его книжный первоисточник в первую очередь ценны тем, что такой тип юноши или мужчины, как Ягуар, практически не исследован ни мировой литературой, ни кинематографом. Ягуар — это не нежный влюблённый, не романтик, идущий к цели, … не философ, не искатель счастья… Ягуар — это подлинное воплощение тупой грубой силы, герой казармы с её плоскими пошлыми остротами» (К. Сафонов).

Киновед Александр Федоров

-3

Буря над Азией. СССР, 1965. Режиссер Камил Ярматов. Сценаристы: Владимир Алексеев, Одельша Агишев, Михаил Мелкумов, Назир Сафаров, Камил Ярматов. Актеры: Шукур Бурханов, Руслан Ахметов, Анатолий Соловьёв, Аббас Бакиров, Александр Барушной и др. 17,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Камиль Ярматов (1903–1978) поставил 16 полнометражных игровых фильмов, из которых в тысячу самых кассовых советских кинолент вошли только две историко–революционных драмы о событиях в Средней Азии в начале 1920–х – «Гибель Чёрного консула» и «Буря над Азией».

В этой драме речь идет о вожаке восставших декхан, которого выводят на верную дорогу истинные революционеры…

Сегодня эта лента основательно забыта, и вспоминают о ней очень немногие зрители:

«Фильм «Буря над Азией», несмотря на то, что он о революции, политизированный, для меня - просто о хороших и мудрых людях» (Халима).

«Эта лента – образец той лживой пропаганды, которыми пичкали советских людей» (Правдоруб).

Киновед Александр Федоров