В Майкопском уезде недаром находились Апшеронск и станица Ширванская! У последней в 1909 году, совсем как на реальном Апшероне на берегах Ширвана, из скважины небольшого "Бакинско-Черноморского нефтепромышленного товарищества" (не путать с Ротшильдовским гигантом "Каспийско-Черноморским нефтепромышленным обществом"!) ударил мощный нефтяной фонтан.
Вскоре поисками нефти по окрестным горам занимался цвет отечественного и англосаксонского капитала, и участвовали в этих поисках личности от Ивана Губкина до Герберта Гувера: первый впоследствии - великий советский геолог, в честь которого назван город-"столица" Курской Магнитной Аномалии, второй - американский президент, в честь которого названа одна из самых зрелищных ГЭС на Земле.
И хотя центрами промыслов стали Апшеронск и Хадыженск, тылом их освоения служил Майкоп, куда армавирские предприниматели в 1910 году протянули первую ветку Туапсинской железной дороги. И хотя уже к началу Первой Мировой было ясно, что нефтяному чуду под Майкопом не бывать, вокзал тех лет стоит и ныне:
В залах его тихо и пусто: прямой поезд на Москву давно отменён, но в сезон назначаются "Ласточки" до Туапсе и Сочи. Зато у платформы стоял длинный состав с непривычно разноцветными вагонами, среди которых была и тарахтящая мобильная электростанция. Рядом бродили, тревожно озираясь, длинноволосые люди с модными взглядами, и на мой вопрос, откуда поезд, один из них перепуганно ответил - туристический.
Куда больше жизни на соседнем автовокзале:
Огромный зал которого впечатляет витражами и панно:
На пыльной площади - кольцо троллейбусов, с 1974 года весьма активно курсирующих по Майкопу.