Найти тему

Дом как обитель искусств, Или знакомство со скульптором Ириной Дукиной

Заслышав звучание слова «дом», тотчас я ощущаю, как в памяти всплывают разные образы: какие-то из прошлого, иные, мечтательные, из грядущего. А есть еще значимые истины здесь в настоящем, и хочется коснуться их. И именно через художественный аспект взаимосвязи современной женщины и ее восприятия своего личного жилого пространства, дома. И это будет довольно необычное приглашение в гости. Зайдем?

Каждый раз я удивляюсь, какими же поворотными могут быть нечаянные встречи. И как все-таки важно доверять собственной интуиции, сказав ей быстрое и короткое «да» в скором жизненном потоке. И да, в наше время, бывает, не хватает именно душевных знакомств, с последующими живыми и приятными беседами обо всем на свете. Когда такие беседы вдруг случаются в просторном доме творческой девушки — современного скульптора Ирины Дукиной, в ее уютной мастерской среди работ разных периодов. И все это сопровождается бесконечным множеством совпадений между нами: в понимании своей женственности, в специфике рода своей деятельности и даже в ближних планах на будущее. Что это, если не любовь? Да, именно она — любовь к искусству!

И мой новый очерк на сей раз не будет средоточием лишь моих рассуждений. Он будет представлен в новом формате лаконично-сжатых размышлений самой Ирины, записанных уже после нашего длительного и теплого разговора в мастерской ее дома.

«Я получила художественное образование на своей малой родине в Белгородской области, но так сложилось, что долгие годы не работала по профессии. Уже спустя более 15 лет, живя в Санкт-Петербурге и родив третьего ребенка, я ощутила переломный момент в своей жизни. И я вновь захотела вернуться к своей детской мечте — заниматься искусством!»

«Глина совершенно случайно попала мне в руки. Начав с ней работать, я поняла, что мне нравится создавать что-то в трехмерном пространстве. И мне также удается передать идеи из своей головы и воплотить их в жизнь. Пластичность и податливость такой техники остановили мой выбор на скульптуре, в частности на интерьерной скульптуре.
Все свои работы я делаю всегда для себя и от себя — без оглядки на зрителя. Мне в первую очередь важен сам творческий процесс. И когда сторонний человек видит мои произведения, то, как он их воспринимает, зависит исключительно от него самого. Мне будет радостно, если его видение вдруг совпадает с моим. Но если так не происходит, и он видит что-то свое, то это тоже очень здорово и имеет место быть»

«Все художники находятся в поисках своего стиля. И при этом, как бы парадоксально это ни звучало: у каждого уже есть свой стиль. И от этого никуда не деться, это как почерк — он есть у каждого. Свой стиль вытекает из твоей собственной жизни, твоего опыта, особенностей твоего пути. Это становление идет само по себе как течение реки. Ты можешь уплыть куда-нибудь против, но тебя все равно снесет в твой стиль. Так вышло и у меня»

«В моих работах одновременно сочетаются неидеальность формы и изящные, будто бы застывшие в движении, линии. На становление такого стиля очень сильно повлияло мое материнство и интерес к миру женщин в целом. То, как меняется сама женщина в процессе жизни: начиная от девушки, ее трансформации особенно во время беременности и рождения детей. При этом, она умудряется совмещать все это еще и с работой, с профессией.
Наверное, многое у меня здесь именно про чувствование этой истории с женщинами. Здесь есть некий неуловимый момент движения жизни, который я пытаюсь остановить в своих скульптурах. Движения такого женского, аутентичного, без каких-либо прикрас, без специальных костюмов. Словно легкий миг, словно взмах руки. И это намеренный мой отказ от стремления к идеальности формы, но в итоге же я ее достигаю»

-5
«Несколько лет назад мы с мужем решили построить свой дом для нашей большой семьи. Он был из дерева. Стройку закончить так и не удалось, нам пришлось заехать в недостроенный дом. Весь пол тогда был завален стружкой, среди которой нам приходилось жить. Опилки были везде, цеплялись за одежду и носки. Мы хотели от них избавиться и закрыть голые доски, закрасить стены. Все эти доделки увеличивали и увеличивали процесс стройки.

И это натолкнуло меня на вопросы: почему человек возводит вокруг себя все больше и больше сложных вещей? Становлюсь ли я лучше, обладая «сложной» вещью? Могу ли я быть счастлива, обедая за простым деревянным столом? Ответы я нахожу в процессе работы над новыми скульптурными объектами в мастерской своего недостроенного до конца дома. В ней намеренно все просто — деревянные стеллажи и простой деревянный стол. И именно так зародился мой проект «Простые вещи» — как раз через переживание всей этой большой стройки»

«Моя мастерская — это не только отдельная комната, но есть еще и отдельный домик с печами, где я обжигаю керамику. И получается, что мастерская вместе с этим рядом стоящим домиком, а также я со всеми своими работами, которые как готовые, так и в эскизах, — мы все являемся частями одного большого дома. Мы неразрывно и органично связаны друг с другом как один целостный организм. Одно без другого будто и не сможет уже существовать отдельно.
Долгое время я никогда никого не принимала у себя в мастерской, она была только моим личным, закрытым пространством. И лишь год назад я стала потихоньку приглашать к себе людей, но это всегда происходило и происходит очень выборочно. Здесь случаются только сердечные диалоги и значимые для меня встречи. Мне все-таки очень важно оставить в этом месте некую свою сакральность и особую теплоту творчества»

Да, а мне очень повезло, что Ирина пригласила меня к себе в свой дом и в свою мастерскую. Повезло благодаря нашему взаимному сходству во взглядах на дело жизни: ее — в создании скульптурных объектов, мое — в создании женской одежды. И это наше общее совпадение так и запечатлелось на чудесных снимках, где Ирина предстает вместе со своими произведениями и в одежде моего бренда.

TEAM

CONCEPT: NATALIA ALAEVA

PHOTO: OLGA GILEVA

MUSE: IRINA DUKINA

CLOTHES: NATALI VINNI

Автор статьи: Наталья Алаева

*ССЫЛКИ В МАТЕРИАЛЕ УКАЗЫВАЮТ НА INSTAGRAM

(ПРИЗНАНА ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НА ТЕРРИТОРИИ РФ)

© GREY CHIC MAGAZINE