Найти тему
Морена Морана

Слабое звено системы Тепляковых

Недавно посмотрела новое видео Евгения Теплякова с его канала «Учимся с Алисой». Мне показалось, что одежды на Евгении становится все меньше, а вот экстраординарных мыслей – все больше, что немного настораживает меня как клинического психолога. А вот как блогер я рукоплещу Евгению – это надо умудриться в такие дни заслонить своими усами вопросы геополитики. Медийность - его второе имя.

Именно благодаря этой медийности мы можем знать мнение Евгения по широкому кругу тем. А в новом видео он высказывался о том, как повысить рождаемость. Как я поняла, не обойдется без технологий, разработанных многодетной семьей. Не просто так же они экспериментируют.

«Никто не мешает взять на вооружение наши технологии и ускорить процесс окончания школы без потери качества. Ребенок будет получать высшее образование уровня магистратуры к 16 годам. Это гораздо лучше, чем колледж с ноготочками, и полезнее для развития экономики», — резюмирует Тепляков.

Тут у меня возникает тот же вопрос, что возникал много раз раньше. А зачем? Зачем в школу идти в пять, в институт поступать в одиннадцать и заканчивать его в 16? Чтобы что? Наконец, ответ на этот животрепещущий вопрос был найден. Когда высшее образование было получено, впору начинать строить семью!

«Ребенок, который в 15 лет закончил ВУЗ, совершенно спокойно может, и здесь главное слово – «может», потому, что никто его не заставляет, выстраивать семью. У него есть опыт, у него есть ресурсы, у него есть возможности», — рассуждает Тепляков.

А у меня в голове словно начали собираться пазлы в единую картинку. Как, знаете, иногда придает смысл картинке последнее звено. Это последнее звено – переходный возраст.

У меня, безусловно, нет такого серьезного образовательного бэкграунда, как у Евгения (МГУ – серьезный аргумент). Но психолого-педагогическое образование есть, и я – мать, и очень хорошо знаю ту перестройку, которую проходят дети в переходном возрасте. 15,16,17, даже 18 лет – это подросток, переживающий один из тяжелейших кризисов в своей жизни. Это время, когда психика ранима и тонка, когда может дебютировать все, что угодно, вдруг откуда ни возьмись проявиться доставшееся по наследству от прабабушки или прапрадедушки. Переходный возраст требует от родителей серьезных усилий. Их нельзя сравнить с теми, которые нужны во время ухода за грудничком. Там нужно терпение, внимательность, готовность раз за разом объяснять одно и то же, и достаточно крепкая психика, чтобы переносить постоянную депривацию сна.

А вот маме (и отцу, и отцу!) подростка нужна гибкость, невероятная чуткость и эмпатия. Нужна готовность наступить на горло собственной песне и принять то, что теперь у этого нового, почти взрослого человека внутри. Нужно увидеть и почувствовать, как взрослый человек, которого подросток еще секунду назад демонстрировал тебе, сменяется вдруг ребенком, веселым, полным энергии, инфантильным и безответственным. Нужно понимать, какое значение приобретает в этот период общение со сверстниками. Нужно выдержать окончательное смещение себя самого с пьедестала. Признать, принять потребность в других. В ровесниках. В веселых компаниях. В юношестве и девичестве. Во всем том, что бывает в студенчестве.

Исключения могут быть. Как бывают люди с аномально ранним развитием. Но это не система. Система заключается в том, что 15 лет – рано для семьи. А для детей тем более рано. Я не знаю, было ли высказано это предположение Евгением в серьез. Как по мне, он гениальный пиарщик. Мне кажется, я бы горы свернула, будь во мне хоть одна сотая этой пробивной тепляковщины. Но мне кажется очевидны, что делать какие-либо выводы об эффективности любой системы можно только тогда, когда дети в ней преодолели переходный возраст и вышли в мир. И могут этому миру сами все рассказать. Иногда эти рассказы могут быть добрыми, а иногда и страшными.

Ну а от слишком раннего и неосознанного родительства, особенно в тот период, когда психика подростка проходит серьезные испытания, молодежь стоит поберечь. Материнство и отцовство – это слишком тяжелый труд. И тем более тяжело рожать кого-то в тот момент, когда ты и себя-то еще толком не родил. Двойные муки получаются.