Новый исторический роман Алексея Иванова мне хочется сравнить по масштабу с «Войной и миром». Его надо изучать в школах и институтах – это яркая часть нашей истории!
В «Бронепароходах» огромное количество действующих лиц всех социальных уровней: от «арфистки» Стешки и крестьянского паренька Феди до Льва Троцкого и Великого князя Михаила. Однако, в отличие от романа Толстого, Алексей Иванов показал нам один из самых драматических периодов в истории России – Гражданскую войну. Действие романа проходит в течении двух навигаций: 1918-го и 1919 годов. Место действия – реки Волга и Кама и прибрежные города.
Показать жизнь людей во время Гражданской войны через призму битвы пароходов – очень неожиданный ход. И он удался Алексею Иванову благодаря его опыту не только как писателя, но и как сына речника. С детства пароходы были для Алексея родными и понятными.
– Те, кто жил на Волге и на Каме в советское время, помнят такой теплоход-музей — «Волгарь-доброволец». Это бронированная и вооруженная канонерка Гражданской войны. Каждый сезон «Волгарь» мотался по рекам, швартовался в городах, и школьников водили по нему на экскурсию, рассказывали о сражениях флотилий. Девочки скучали, а пацанам нравилось. Я раз сто бывал на этом судне, рассматривал пулеметы, пушку, диораму в экспозиции. Тогда впервые и узнал о событиях, которые сейчас легли в основу романа. Рано или поздно я должен был об этом написать, – из интервью А. Иванова журналу Forbes.
Сразу скажу, что я слушала аудиокнигу в исполнении актера театра и кино Сергея Бурунова. Это лучший спектакль, где один актер говорит голосами разных персонажей так, что ты нисколько в них не сомневаешься. Мне очень нравится, как чтец передает характерный акцент Мамедова, холодное пренебрежение Горецкого или Раскольникова, доброту пожилого дяди Вани или Феди Панафидина, а как смешно он выводит комика-шулера!
В романе несколько сюжетных линий. Иванову удалось сплести их в гармоничную картину, достойную немедленной экранизации. Главной сюжетной линией романа является убийство Великого князя Михаила. С ней переплетается захват золотого запаса Российской империи в Казани, и ижевское восстание, и конкуренция крупных пароходств. Еще одна сюжетная линия – борьба нефтяных компаний братьев Нобель и Shell за новые технологии и Россию как рынок сбыта.
Как отмечает сам автор, в романе огромное количество реальных исторических деятелей:
– Это не только Троцкий и Колчак, адмирал Старк или Лариса Рейснер. Скажем, сарапульский военком Седельников, чекист Жужгов или инженер Турберн – реальные люди, хотя читатель наверняка решит, что я их выдумал. Матрос Волька Вишневский – будущий драматург Всеволод Вишневский. Многие герои имеют прототипы. Пароходчик Якутов списан с пароходчика Мешкова, а матрос Грицай – с матроса Бабкина. Реальные люди закончили не так, как мои герои, но были похожи на описанных, – из интервью А.Иванова журналу Forbes.
В романе много и реальных кораблей: лайнер «Фельдмаршал Суворов», царский пароход «Межень», буксиры «Левшино» и «Русло», миноносцы, «баржа смерти» и бронепароход «Ваня-коммунист».
Меня очень тронуло, с какой любовью автор описывает суда:
«”Святитель Николай Чудотворец” был плавучей церковью, переделанной из буксира «Пират». Этот пароход окормлял рыбаков на каспийских рейдах. Вся Волга потешалась над нелепым судёнышком с луковками и звонницей».
«Иван Диодорович смотрел на затон, заставленный на зимовку пароходами и баржами. Дымовые трубы, мачты с такелажем, трапы, плоскости палуб, ряды квадратных окон, дуги шлюп-балок, струны лееров, барабаны лебедок, изгибы колесных кожухов – привычный и любимый хаос речного флота.
Или словами Феди Панафидина: «Пароходы топить нельзя, – тщательно взвешивая слова, сказал он. – Мы, лоцманы, для сбережения судов созданы. Хоть одно судно, да сберегу».
Алексей Иванов дает нам почувствовать всем сердцем красоту русских рек, описывая их в разные времена года, дня и ночи: «Волны переменчивы, а неизменно только течение», «Впереди свободно блистала Кама». «Река покажет», – говорил капитан Нерехтин, рассчитывая, что гнилое нутро человека проявится во время плавания.
И по этим рекам, как по течению времени плыла Гражданская война, а с ней и наши герои. Теплые воды реки и золотые облака, описанные в романе, резко контрастируют с ужасами, которые творятся на бронепароходах. Герои, к которым ты начинаешь привыкать и которым сочувствуешь, трагически погибают, а судьбы оставшихся в живых причудливым образом переплетаются.
Главная героиня романа – Катя, девушка из английского пансиона, взяла все в свои руки, чтобы спасти любимого человека. Ее жизнь коренным образом поменялась после Революции и смерти отца – знаменитого пароходчика Дмитрия Якутова: «Прежней Кати нет. Есть Катя, которая потеряла отца, спасла… и плывет по гражданской войне на бронепароходе».
Мы видим, как нежная Катя влюбляется в князя Михаила. И смотрим не нее его глазами: «Его тянуло к этой девушке, сдержанной по-английски и самоотверженной по-русски. Катя просто стояла у самовара и смотрела на него. Князь Михаил стройный, невысокий, к тому же лысеющий, вовсе не был красавцем, но в его движениях была свобода человека, никогда не знавшего принуждения, а в чертах лица – врожденное спокойствие высшей власти… То, что он делает сейчас, кажется значительнее всего, что с ним происходило раньше».
В противоположность Кате другой яркий женский персонаж книги – валькирия Революции Ляля, Лариса Рейснер – кровавая королева большевиков, бывшая юная поэтесса, у которой не получился роман с Гумилевым. Очень порадовалась, когда она сама оказалась хоть частично в положении тех, над кем по ее команде совершали расправы большевики.
Сама себя Ляля сравнивает с Клеопатрой. Богиня Гражданской войны, как называл ее муж Федор Раскольников. Она возбуждалась от запаха свежей крови и вида смерти: «Ляле нравилось ощущать демоническую природу силы. Важен был не результат, а месмерическая энергия, наполняющая душу свежестью. Ляля молча и торжествующе смотрела, как матросы «Межени» сгоняют пассажиров и команду «Суворова» точно стадо на верхнюю палубу и переворачивают всё в каютах». Вот жуткий персонаж, демонстрирующий насколько убийственно опасной может быть влюбленная в себя красотка.
Мой самый любимый герой – это, конечно, дядя Ваня Нерехтин, капитан буксира «Левшино». Наверное, он и есть олицетворение Николая Чудотворца или, как его называли речники, «Николы Якорника». Тихий, пожилой мужчина, он был настоящим капитаном своего корабля и за своих людей бился до последнего.
«А судоходство держалось на людях вроде капитана Нерехтина… Да что там судоходство – на них опиралась сама жизнь! И сейчас он был прав, Иван-то Диодорыч. Он не устрашился и пришёл прямо в логово врага, чтобы попросить об одолжении…»
«Иван Диодорович уже не боялся, он устал. Он смотрел на Бубнова, а видел Стешку в темном трюме баржи. Судьба никогда Стешку не щадила, а сейчас совсем залютовала – Стешка была одна против тридцати матросов, давно отведавших пьяной свободы насилия. Ивану Деодоровичу нестерпимо было думать о том, что там, в ужасе железного трюма Стешка даже не надеется, что ее, бросовую девку, кто-то будет спасать. И Стешкино неверие в человечность впилось в сердце Ивана Диодоровича как своя собственная вина, ведь он – капитан и на своем пароходе он всем заменяет и отца и Бога».
Второй притягательный для меня персонаж – Хамзат Хидиевич Мамедов. Это неоднозначная фигура. Поражаешься его беспринципности и сметанию всех преград на пути к цели. И уважаешь за мудрость. Именно он говорит сыну погибшего пароходного магната Алешке Якутову, что убивать просто, а быть инженером сложно, а «Привыкнешь к простому – сложное не нужно будет».
Мамедов в романе проходит путь от хитрого головореза до заботливого и верящего в чудеса науки дяди Хамзата, по-отечески опекающего талантливого Алешу Якутова: «Он слушал бред мальчишки и словно заглядывал ему в душу. Там, в душе по рекам плыли удивительные корабли, могучие, многоярусные, с крыльями и пропеллерами, все в электрических огнях, там рычали машины и распадались волны под непобедимыми форштевнями, там не было денег, не было большевиков и пушек, но были папа, мама и сестра».
Совершенно чистый и добрый персонаж – лоцман Федя Панафидин с иконкой Николы Якорника. Он, как ангел, который жалеет всех: «Федя едва не плакал, глядя на Пирожкова, неподвижного, как на иконе. Феде казалось, что там, в своей тьме, капитан увидел то, что незримо для глаз, — божью тайну жизни, и потому застыл в ошеломлении. Вот бы ему, Феде Панафидину, служить лоцманом при капитане вроде Якова Пирожкова».
И Федя знает божью тайну и говорит о ней не стесняясь, даже большевикам: «Я в Божью тайну верю, а Якорник ее и являет». Катя смотрела на Федю Панафидина и с удивлением, и с уважением».
Еще один ангел среди ужаса войны – матрос Сенька Рябухин, желающий спасти всех и опекающий Катю. Есть еще ангел со «стальными» крыльями – летчик Свинарев, которого слушаются и капитан и красный командир. Он говорит забавными советскими штампами и трогательно влюбляется в Стешку, работающую на буксире дяди Вани буфетчицей.
Надо упомянуть одного персонажа, о котором совсем не хочется говорить – это капитан Горецкий. Он мечтал управлять роскошным лайнером, но гражданская война спутала все карты. В итоге он стал управлять кораблем, но совсем не так, как представлял. Он затевает свою игру, действуя по принципу: «Тот, кто ищет себе место в чужой игре, всегда проигрывает».
Читая роман, поражаешься, насколько хорошо Иванов изучил фарватер Волги, Камы, Казанки и так свободно пишет о них от лица капитанов и лоцманов – вот это мастерство и профессиональный подход! А как профессионально и детально автор описывает навигационные и даже слесарные работы. А про управление судами и говорить не чего – все очень достоверно и реалистично!
Но главная тема романа – это Гражданская война. Сейчас это опять актуально и воспринимается близко к сердцу. И как точно об этом пишет Иванов: «Война – это когда дивизия на дивизию, полк на полк, а здесь вооруженные люди грабили соотечественников».
Несмотря на то, что роман очень тяжелый, в нем много светлого. Показано простое капитанское счастье: «Все было хорошо: машина работала, в кожухах гулко шумела вода, под крамболом кипел бурун, баржа не рыскала, а буксирный трос не провисал. Хмурая река чуть отсвечивала на изгибе». Глазами дяди Вани мы видим весеннее обновление и подготовку к навигации: «Все вокруг было как в молодости – пароходы готовились к навигации, волшебная сила весны отодвинула куда-то в сторону и горе, и заботы, и жизненный опыт и душа расцвела наивной детской верой, что впереди только счастье! Небо казалось живым, ярким, переменчивым, день сиял солнечный и переменчивый и высоко в облаках… птицы возвращались – значит, нашлось, за чем».
Вывод: книга потрясающая! Сколько невероятных ходов придумал Алексей Иванов! Особенно меня впечатлил драматизм выбора, вставший перед Катей. Очень много сцен, которые я потом в течении нескольких дней обдумывала и смаковала. Книга не отпускает. Было трудно даже прерваться слушать. Я в невероятном восторге!
Еще несколько понравившихся мне цитат:
- Понимание словно распороло душу, как нож – живот.
- На пароходах они уходили от мести, от смерти.
- Ганька придумал, что сделать – надо мобилизовать бесхозных китайцев.
- Казань была похожа на мавританский Санкт-Петербург.
P.S. Алексей Иванов осенью планирует дописать вторую книгу про пароходы – «Речфлот». Тоже про историю речного флота России и гражданскую войну. Очень жду!