Найти тему
Катерина Гришина

Жаль, что не комедия: Разбор сериала «Асока». Со спойлерами и аналитическим занудством

Оглавление

Оседлав космических китов, герои отправляются в Очень Далекую Галактику, чтобы спасти друга и победить синего злодея. Новая глава во вселенной «Звездных войн».

Первый и, возможно, единственный сезон сериала «Асока» закончился. История повисла в воздухе в недоуменной тишине, ей даже не досталось столько хейта, сколько «Книге Бобы Фетта», но и пламенной любви тоже не заметно. Никто не готов рубиться ни за, ни против нее. Думаю, все потому, что «Асока» — хороший приключенческий сериал, плохой драматический и не фантастический (в узком смысле термина).

Новый квест Асоки Тано

(c) Disney
(c) Disney

С приключениями там все в порядке: они есть. Герои проходят квест, благополучно его заваливают и останавливаются на пороге новых событий. Приключения сопровождаются классными видами, красивыми сражениями и погонями среди живых и мертвых космических китов. Этого вполне достаточно, чтобы посмотреть сериал без сожалений о потраченном времени.

Зато драматическая часть размазана по сюжету тонким слоем. Если как следует порыться, ее можно разглядеть в мелькании мечей, расслышать сквозь шум волн, но для этого надо или обладать джедайскими способностями, или прибегнуть к помощи коллективного разума.

Ученица Энакина Скайуокера Асока страдает от застарелой психотравмы: она беспокоится, что учитель вложил в ее голову не только полезные знания, но и потенциальную склонность к темной стороне. Она очень опасается всех проявлений привязанности и поэтому не горит желанием тренировать собственную ученицу. В пятой серии, сражаясь с призраком Энакина, она умудряется внезапно и загадочным образом преодолеть сомнения в себе и в своей светлости (простите, но этот каламбур я оставлю). Если учесть, что героиня как вошла в первую серию с самодовольной улыбкой, так и ушла под занавес в восьмой, ничем не выдавая своих переживаний, в сам факт ее внутренней эволюции остается только верить.

(c) Disney
(c) Disney

Как фантастический сериал «Асока» действует в заранее заданных условиях вселенной «Звездных войн». Стилистически она напоминает вторую трилогию (про Энакина Скайуокера), однако есть существенная разница. В фильмах начала 2000-х Джордж Лукас пытался приблизить свою космическую сказку к научной фантастике, а вот «Асока» твердо стоит на почве фэнтези. К действию подключаются ведьмы и мистика, а герои оказываются в иномирье, хранящем некую зловещую тайну, которая, впрочем, не успевает проявиться в первом сезоне. Мы знаем только, что гранд-адмирал Траун по какой-то причине очень хочет убраться с планеты.

Главный колдун в сериале, между прочим, — робот Хьюянь. Ему практически каждую серию приходится чинить корабль Асоки, но при этом никогда не требуются запчасти. Мастеру достаточно просто поковыряться во внутренностях машины, пуская магические искры — и корабль как новенький, даже свежевыкрашен. В фантастике такое нельзя, поэтому Квай-Гон Джинн в «Скрытой угрозе» приземляется на планете Татуин. В фэнтези — можно, поэтому транспорт Асоки неубиваем.

Что особенного в «Асоке»?

(c) Disney
(c) Disney

В мифологию «Звездных войн» сериал делает совершенно неожиданный вклад, толкуя Силу максимально демократично. Оказывается, овладеть ею может любой желающий, просто при отсутствии таланта от падавана потребуется больше времени и усилий. И, судя по прогрессу Сабин Врен, пропасть между джедаями и обычными людьми не так уж велика. Примет ли франшиза это новое допущение — вопрос времени. Какой в нем смысл, помимо повышенной концентрации световых мечей на экране, тоже пока не очень понятно.

«Асока» как часть гиперсериала — крайне несамостоятельное произведение, прямое продолжение «Повстанцев» и, косвенно, «Войн клонов». Этот маленький проект может легко умереть сейчас и возродиться как часть следующего сериала или фильма по «Звездным войнам». В такой фрагментарности есть свое обаяние, но она требует от фанатов настоящей преданности, а от авторов – ловкости. В случае с «Асокой» это вынудило шоураннера и сценариста Дэйва Филони прибегнуть к мыльнооперному приему. Герои периодически говорят о прошлом и объясняют друг другу значение старых событий, чтобы неискушенный зритель мог понять происходящее. Филони делает это достаточно изящно и даже превращает недостаток в достоинство, благодаря которому давление прошлого в истории ощущается постоянно.

Его тяжесть поддерживается мрачным сеттингом: Асоку и ее друзей заносит то в багровый лес, то в суровые скалы, в аскетичные храмы и капища, на кладбище китов, в хай-тек замки и прочая. Небо над головой всегда затянуто тяжелыми тучами, а цветовая гамма стремится к серым оттенкам с редкими вкраплениями цвета. На таком фоне сражения на световых мечах выглядят эффектнее, ведьмы — мистичнее, а синий злодей средних лет — нелепее. С харизматичными персонажами в сериале вообще все очень сложно. Так что переходим к самой субъективной части обзора.

Персонажи

(c) Disney
(c) Disney

Гранд-адмирал Траун, который должен был проявить себя гениальным стратегом, выглядит довольно жалко, поскольку каждый свой шаг объясняет любому, кто подвернется под руку. Он ухитряется победить только потому, что его противники в самый ответственный момент вдруг устраивают вальяжную прогулку и обсуждают личные проблемы вместо того, чтобы спешить к главной точке своей миссии. Могла бы получиться отменная комедия, если бы все действующие лица не были так серьезны.

Асока Тано весь сезон практикует закрытые позы, взгляд свысока и лицо с застывшей усмешкой — так, видимо, должна выглядеть джедайская просветленность. Ее падаванка Сабин Врен, растеряв мультяшную ловкость, в игровом сериале не приобрела ничего, что выделяло бы ее, кроме цвета волос. На их фоне самым живым из положительных персонажей выглядит робот Хьюянь — хлопотун, последовательно прямолинейный в своих суждениях. Он вечно занят, у него всегда есть мнение обо всем, и его электронные глазки выражают больше эмоций, чем лица обеих его спутниц.

(c) Disney
(c) Disney

Эзра Бриджер в функциональной роли спасаемой принцессы заразительно улыбается, но в этом шоу его дело маленькое — мечтать о возвращении домой. Гораздо лучше дела обстоят с парой наемников — джедаем-отступником Бэйланом Сколлом и его ученицей Шин Хати. Фигура могучего бородача Бэйлана отсылает к образу рыцаря, который благополучно эксплуатировали сначала Дарт Вейдер, а потом потом Дин Джарин («Мандалорец»). Однако лицо Бэйлана открыто и печально: у ситха есть свои соображения о будущем, и в сериале он единственный носитель некоторой философской мысли о бесконечном цикле, в котором застряла Галактика. Персонаж уверенно движется к загадочной цели, но, увы, в вымышленную историю вмешивается реальность: исполнитель этой роли Рэй Стивенсон умер в мае 2023 года, так что его герой сейчас находится в самом подвешенном состоянии.

Наиболее выразительным персонажем стала Шин Хати — ученица ситха, комок слепой ярости. Актриса Иванна Сахно очень пластично двигается, так что ее героиня похожа на вечно злую кошку, которая в любой момент готова вцепиться в вас зубами и когтями. Довольно свежий образ для вселенной «Звездных войн».

(c) Disney
(c) Disney

В целом сериал благополучно выполнил свою миссию, расставив шахматы на доске для новых комбинаций: он вернул гранд-адмирала Трауна в строй, рассказал новую главу в истории Асоки Тано и ее друзей, воскресил Эзру Бриджера и отправил рыцаря Бэйлана на поиски какого-то Священного Грааля, способного изменить миропорядок в Далекой Галактике.