Степень риска. СССР, 1969. Режиссер и сценарист Илья Авербах (по мотивам повести Николая Амосова «Мысли и сердце»). Актеры: Борис Ливанов, Иннокентий Смоктуновский, Алла Демидова, Людмила Аринина, Юрий Гребенщиков, Леонид Неведомский, Алла Балтер и др. 16,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Илья Авербах (1934–1986) успел поставить всего семь полнометражных игровых фильмов, и драма «Степень риска» – его единственная работа, попавшая в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Психологическая драма о враче и его благородной миссии – «Степень риска» – вышла в 1960–х, когда еще массовая аудитория еще не потеряла интерес к интеллектуальному кинематографу, в ряде случаях собиравшему в кинозалах десятки миллионов зрителей («Шестое июля», 33,2 млн. зрителей; «Девять дней одного года», 23,9 млн. зрителей; «Гамлет», 20,9 млн. зрителей; «Письма к живым», 18,2 млн. зрителей; «Иваново детство», 16,7 млн. зрителей и др.).
Но если бы «Степень риска» оказалась в прокате в 1970–х – 1980–х, она, скорее всего, не смогла бы преодолеть планку в 11 миллионов кинопосещений, как это случилось с другими работами выдающегося режиссера Ильи Авербаха («Монолог», «Чужие письма», «Объяснение в любви» и др.).
В год премьеры «Степени риска» кинокритик Василий Сухаревич (1912–1983) писал, что «автор фильма отобрал в повести мотивы самые важные. Хирург размышляет, хирург оперирует, он общается с коллегами и больными, но почти все, что происходит на экране, дано как бы с его точки зрения. И когда он размышляет про себя, и когда его внутренний голос смолкает, монолог продолжается — хирург оценивает дела, поступки, слова, и свои собственные, и всех, кто его окружает. … в сущности, открывается закулисная сторона хирургии. То, что врачи таят от больных, от их ближайших родственников, даже от самих себя, стараясь не поддаваться горечи отчаяния, сознанию собственного бессилия, беспощадной трезвой оценке всех несовершенных еще лекарств и хирургической техники — все это и есть главное содержание фильма. … И если хотите, главный эмоциональный итог этого захватывающе интересного фильма в том и состоит, что нам представлены люди, мастера своего дела, творцы, индивидуальности, которые не только в силу своих талантов, но и благодаря беспощадной личной нравственной взыскательности заслужили наивысшее доверие: люди, страдающие тяжкими недугами, доверяют им потому, что и мысли, и сердца хирургов принадлежат тем, кого они лечат, стараясь сделать все возможное и даже невозможное» (Сухаревич, 1969).
Киновед и сценарист Янина Маркулан (1920–1978) отметила, что в «Степени риска» «в этой аскетичной строгости кадра, в лаконичной скромности киноязыка, есть не только своеобразное изящество, но и умный расчет – на этом фоне выпуклей становится жизнь человеческого духа, процессы мыслей и сердца» (Маркулан, 1969: 84).
И уже в постсоветские времена С. Кудрявцев обратил внимание читателей, что «в этой ленте, поставленной по документальной книге «Мысли и сердце» знаменитого хирурга Николая Амосова, есть не только громадное обаяние выдающейся человеческой личности и уникального врача (здесь он носит фамилию Седов), сыгранного мхатовским ветераном Борисом Ливановым с подлинным величием, но без надменной позы, естественно и будто бы просто. Как и многие фильмы 60–х годов, дебютная полнометражная работа 34–летнего режиссёра Ильи Авербаха (кстати, по прежней профессии – хирурга) обладает, помимо редкостного улавливания атмосферы того времени, неким особым свойством незаметного перехода от фактов жизни к её внутренней поэзии и философии. Дело не только в житейской и профессиональной мудрости главного героя, но и в умении начинающего постановщика ненавязчиво подчеркнуть во вполне обыденном существовании врачей–хирургов вовсе не кажущуюся претенциозной и выспренной идею их почти экзистенциального присутствия в пограничной ситуации, где между жизнью и смертью степень риска особенно велика. Это на редкость умное кино, исполненное высокого человеческого достоинства» (Кудрявцев, 2007).
Вдумчивую часть аудитории «Степень риска» восхищает и сегодня:
«Вчера снова посмотрела этот уникальный фильм. В очередной раз до слез восхитилась Ливановым. Гигантище! Как может актер так прочувствовать характер, личность, специалиста... Как он ведет себя на разборах пациентов, как общается с коллегами, как говорит с Сашей, как разговаривает с женой по телефону, как гоняет нерадивых студентов... А как он вел себя с малышами в палате! В этой сцене невозможно сдержать слез! Безупречный фильм» (Элина).
«Отмечу, что это режиссерский дебют Авербаха! Представьте масштаб этого режиссера, если вот так он дебютировал. И впоследствии только поднимал планку» (Марлон).
«Фильм гениальный. Если бы я не знала, что есть такой актер, Борис Ливанов, я бы подумала, что это – документальный фильм о талантливом кардиохирурге. Ливанов гениален. Это такая величина и глубина, что невозможно представить, что кто–нибудь из современных лицедеев, погрязших в сериалах, когда–нибудь хоть на чуточку к нему приблизится. У Смоктуновского это одна из лучших ролей. Она небольшая по объему, но очень емкая. Его героем пропитан весь фильм, он присутствует в каждом кадре, даже когда его там нет. Очень трогательна здесь Демидова. Жаль, что в кадре со Смоктуновским они не встречались. (Серафима).
Киновед Александр Федоров
С весельем и отвагой. СССР, 1974. Режиссер Алексей Сахаров. Сценарист Валентин Черных. Актеры: Михаил Езепов, Лидия Константинова, Николай Мерзликин, Евгения Сабельникова, Николай Трофимов, Георгий Бурков, Михаил Кокшенов, Валентин Голубенко, Фёдор Одиноков, Виктор Шульгин, Владимир Пицек, Анатолий Худолеев, Виктор Перевалов, Владимир Балон и др. 16,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Алексей Сахаров (1934–1999) поставил 14 полнометражных игровых фильмов, три из которых («Коллеги», «Случай с Полыниным», «С весельем и отвагой») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Отслужив армии, Николай вернулся в рыболовецкий колхоз, но его отношения с экипажем сейнера складываются непросто…
Ведущие советские киножурналы предпочли обойти этот фильм стороной, да отзывов зрителей XXI века об этой ленте очень мало… По всему видно, что этой — весьма средней по художественному уровню драме — не суждено остаться в истории Киноискусства…
Киновед Александр Федоров
Когда наступает сентябрь. СССР, 1976. Режиссер Эдмонд Кеосаян. Сценаристы Константин Исаев, Эдмонд Кеосаян. Актеры: Армен Джигарханян, Николай Крючков, Лаура Геворкян, Владимир Ивашов, Иван Рыжов, Галина Польских, Михаил Метёлкин, Владимир Носик, Николай Граббе, Виктор Авдюшко и др. 16,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Эдмонд Кеосаян (1936–1994) поставил 12 полнометражных игровых фильмов, пять из которых (включая, разумеется, трилогию о «Неуловимых», плюс «Стряпуха» и «Когда наступает сентябрь») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Самой кассовой у режиссер Эдмонда Кеосаяна была, конечно, трилогия о «неуловимых». Но и семейная драма «Когда наступает сентябрь» тоже вошла в тысячу самых популярных советских кинолент.
Киновед Виктор Филимонов справедливо отмечает, что главный герой этого фильма – пенсионер Погосян (замечательная роль А. Джигарханяна), приезжающий в Москву из Армении – становится нравственным стержнем драмы, а «естественность гиперболизации энергии Погосяна, объединяющей людей и спасительно воздействующей на их души, в реальной жизни свидетельствовало о дефиците консолидирующей силы добра в обществе. Явление такого героя во времена … общественного равнодушия было не только симптоматичным, но и благотворным» (Филимонов, 2010: 226).
Эта картина нравится и сегодняшним зрителям:
«Замечательный фильм! Очень добрый! Великолепная, трогательная игра всех без исключения актёров. Особенно нравятся Джигарханян, Крючков и, конечно, дети, сыгравшие Катю и Левона. Фильм о том, как люди должны относиться друг другу, фильм о любви, взаимопонимании, дружбе, милосердии, о добрых человеческих отношениях, которых нам сейчас так не хватает. … Один из лучших фильмов советского кинематографа» (А. Алексеева).
«Впервые увидел этот фильм еще в далеком 1976 году. И хотя мне было всего лишь восемь лет, картина не оставила меня равнодушным. Интересный, нетривиальный сюжет, прекрасная музыка и песня Яна Френкеля, великолепная режиссура и просто феноменальная игра сорокалетнего Джигарханяна! На мой взгляд, это его лучшая роль в кино, в которой он раскрылся как, без преувеличения, гениальный актер! Вообще, весь актерский ансамбль сыграл прекрасно, каждый на своем месте. Все образы очень правдивые, без фальши и глянца, поэтому происходящему на экране веришь без всяких оговорок. Комичное и трагическое переплетено в этом фильме, как и в реальной жизни. Финальную сцену, в которой жизнелюб Левон прощается с близкими и друзьями, строит планы на будущее, не догадываясь, что эта встреча последняя, а Николай (Крючков) знает об этом, невозможно смотреть без слез» (Вадим).
«Фильм душевный и пронзительный о человеческих истинах, рассказанный настолько реалистично. Хороший человек всегда притягивает хорошее, даже в большом крупном городе, где все друг другу незнакомы. Всех собрал, сплотил этот армянин из далекого горного села. Конец невозможно смотреть без слез. … Музыка тоже потрясающая, прямо в сердце» (Санти).
Киновед Александр Федоров