Найти тему
Доктор, что это?

Ризус сардоникус, или не все то золото…

«Долго еще бормочет благородный отец. <…> Лицо его по-прежнему строго и сковано сардонической улыбкой, голос глух, как голос из могилы, и глаза глядят неумолимо злобно».

А. П. Чехов «Критик».

Антон Павлович, как известно, был не только писателем, но и медиком, и потому прекрасно знал, что сардоническая улыбка – это не просто злобная или язвительная. Этим медицинским термином обозначается болезненная гримаса, которая возникает, например, при столбняке от спазма мимических мышц. Эту же «улыбку» со стиснутыми зубами вызывает и весьма распространенное растение омежник, окутанное страшными легендами и преданиями родом в основном с Сардинии, благодаря чему проводится дополнительная параллель со словом sardonicus. Да и в «Одиссее» Гомера встречается это выражение.

В древние времена человечество не церемонилось со стариками, становившимися обузой для дееспособного населения. В Греции (а не только в Спарте) пожилых сбрасывали со скал, в Скандинавии уносили в лес, в Иране и Японии – в горы, а в некоторых частях Африки попросту съедали. На Сардинии нашли более изощренный способ – при помощи отвара из омежника, который отправлял выпившего его на тот свет в течение нескольких часов, параллельно вызывая ту самую «улыбку». Последняя в свою очередь считалась хорошим знаком – «счастливый» старик перемещался в лучший мир в добром расположении духа. По некоторым сведениям, вместе с ним веселились и отправляющие, в чьи обязанности иной раз входило добить умирающего, если он оказывался еще слишком крепким и медленно поддавался отравлению.

В наши дни цивилизованное общество считается цивилизованным, если в нем должным образом налажена забота о стариках. Но обрести посмертную сардоническую улыбку по-прежнему можно, причем в любом возрасте, поскольку тот самый омежник нынче заполонил, в частности, европейскую часть России, Западную и Восточную Сибирь. Точнее, два его смертоносных вида – шафрановый и водный. Выглядят они симпатично, выбирают места у водоемов, цветут обильно и пахнут приятно. К тому же похожи на множество безобидных «товарищей».

Омежник водный
Омежник водный
Дягиль
Дягиль
Сныть
Сныть

Многие и вовсе по ошибке принимают его за съедобное растение. Листья по запаху и стебли по виду похожи на сельдерей, клубни путают с пастернаком. Помните селекционера Гладышева из «Чонкина», мечтавшего вырастить гибрид картофеля и помидора «ПУКС» («Путь к социализму»)? «Листья и стебли на нем были вроде картофельные, зато корни точь-в-точь помидорные».

Иллюстрации к роману В. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», художник А. Ерашов
Иллюстрации к роману В. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», художник А. Ерашов

Между тем оба вида омежника до отказа наполнены нейротоксинами – особенно как раз «пастернаковые» клубни. В частности, в них содержится большое количество цикутоксина, которым, как понятно из названия, славится растение цикута. До относительно недавних пор считалось, что цикутой (она же – вёх ядовитый) отравился Сократ. Кстати, цветущая цикута по «экстерьеру» – опять-таки родная сестра омежника, только растет в основном в обеих Америках.

Вёх ядовитый, он же – цикута
Вёх ядовитый, он же – цикута

Ну а насчет Сократа в последнее время исследователи склоняются к мысли о том, что он выпил все же вытяжку из болиголова пятнистого. Этот «товарищ» тоже из того же семейства зонтичных, имеет набор алкалоидов, при употреблении способен привести к летальному исходу, обитает практически по всему миру, включая Россию, и похож на все вышеперечисленные растения.

Болиголов пятнистый
Болиголов пятнистый

Однако вернемся к омежнику. Помимо цикутоксина в его листьях, стеблях и клубнях есть энантин (энантоксин), вызывающий ту самую предсмертную сардоническую улыбку. Но даже если до летального исхода не дойдет, омежник способен вызвать тяжелейший психоз, включая приступы ярости и агрессии, конвульсии, галлюцинации, бред и т.д.

Среди грибников распространено золотое правило «Не знаешь – не бери». Почему-то считается, что токсичный белок гораздо страшнее ядовитой клетчатки. К тому же любители подножного корма зачастую полагаются на приложения, которые определяют растения по фотографии. Сможет ли условный ИИ «из телефона» отличить тот же омежник или болиголов от дягиля со снытью? Сомнительно.