Упоминание о деятельности Черепановых встречается в переписке Демидовских заводов в начале XIX века. Отец и сын — Ефим и Мирон Черепановы — крепостные, знаменитые создатели первого русского паровоза. Приглашаем вас погрузиться в историю железнодорожного транспорта и познакомиться с выдающимися личностями вместе с Музеем железных дорог России.
Первый паровой двигатель
Первый маленький паровой двигатель, который приводил в действие токарный станок, создал Ефим Черепанов в 1820 году. В его создании принимал участие и его 17-летний сын Мирон. В 1824 году Черепановы построили уже более мощную паровую машину.
Создание первой паровой машины
В 1821 году Демидов, пытаясь найти причину падения спроса на высококачественное русское железо, отправил талантливого механика Ефима Черепанова в Англию. Во время пребывания в Англии Черепанов осмотрел литейные, прядильные и фарфоровые заводы. Тогда же он увидел и рельсовую дорогу с паровой тягой.
Вернувшись в Петербург, Ефим Черепанов посетил Колпинские (Ижорские) Адмиралтейские заводы и машиностроительный завод Берда и Фултона. Уже в начале 1822 года он вернулся в Нижний Тагил и вскоре стал главным механиком нижнетагильских заводов. Первое время Черепанов занимался гидротехническими сооружениями.
В 1824 году на Выйском заводе он построил и испытал паровую машину для привода мукомольных жерновов. В 1827 году – первую водоподъемную машину для Выйского медного рудника. Её применение показало прекрасные результаты, и было принято решение о дальнейших разработках паровых машин.
Выдающийся сын выдающегося человека
Мирон, как и отец, обладал неподдельным интересом к технике и устройству механизмов. Ефим Черепанов сам обучал сына грамоте. Мирон, не посещая даже заводской школы, хорошо выучился счёту и письму.
Интересный факт!
Мирона приняли на Выйский завод писцом, когда ему было 12 лет! Младшему Черепанову назначили оклад в размере 5 рублей, в то время как его отец, единственный кормилец семьи, получал 8 рублей.
Когда Мирону исполнилось 18 лет, он стал помощником своего отца, который получил должность главного механика всех нижнетагильских заводов. Мирон и Ефим разрабатывали чертежи новых машин и занимались расчетами.
В 1833 году Мирона Черепанова отправили в командировку в Англию. Он осмотрел там заводы по выделке полосового железа посредством катальных валов, паровые машины различных конструкций, токарные и другие станки.
24 октября 1833 года он вернулся в Нижний Тагил, и вскоре начались работы по сооружению первого русского паровоза.
В 1834 году состоялось открытие дороги и демонстрация паровоза. Первый рельсовый путь («колесопроводы») имел длину 400 саженей (854 метра) — эта линия имела экспериментальное значение.
К паровозу прицепляли фургон (тендер) с запасами воды и угля, а также грузовые вагонетки или повозку для пассажиров.
Интересный факт!
За строительство железной дороги и паровых машин Ефиму и его жене даровали вольную, а через три года стал свободным и их сын, 33-летний Мирон Черепанов.
К сожалению, никаких данных о судьбе паровоза и достройке линии к рудникам не сохранилось. Однако производство паровых машин на этом не остановилось.
Макеты паровоза Черепановых как символ начала русского паровозостроения можно найти в музеях во многих уголках нашей страны, в том числе и в нашем Музее железных дорог России в Санкт-Петербурге.
Хотите увидеть макет первого русского паровоза и другие выдающиеся экспонаты своими глазами? Приходите в наш музей! Купить билет и узнать подробную информацию можно на нашем сайте.
Установите мобильное приложение «Цифровая платформа Музея железных дорог России» и опробуйте два режима использования: «В музее» и «Вне музея».