Все вы знаете, что когда мы действуем аморально, то испытываем чувство вины. Но это чувство не возникает само по себе. Мы сами создаём его, порождая в уме мысли о вине. Обрекаем себя на страдания, руководствуясь бессознательной и абсолютно ошибочной стратегией управления собой.
С древних времён необходимость чувства вины подкреплялась идеей, что вина способна удержать человека от повторения проступка. Предполагается, что чувство вины должно работать как боль от ожога. Обжёгшись один раз, мы вряд ли захотим снова сунуть палец в огонь. По такому же принципу и вина должна остерегать нас от недостойного поведения. Однако такая аналогия рассыпается в пух и прах в одной критической точке. Боль следует сразу же за прикосновением к чему-то горячему, независимо от нашего желания и воли. Вина же – это то, что мы делаем с собой сами.
Неприятные чувства, связанные с виной, создаются и сознательно поддерживаются нашими мыслями. Если бы мы не удерживали свой проступок в голове, чувство вины бы мгновенно исчезло. Боль от вины скорее напоминает не физический ожог, а пощёчину, которую мы даём сами себе.
Мы наказываем себя за недостойное поведение чувством вины для того, чтобы впредь не поддаться соблазну и не повторить нежелательные действия. Но может ли такое самобичевание дать ожидаемый результат?
Если наказание менее страшно, чем аморальность поступка, оно вряд ли может быть эффективным. Предположим, неприятности из-за того, что мы совершили что-то плохое, оказались недостаточными, чтобы мы перестали это делать. Но тогда как могут оказать влияние ещё менее тяжкие последствия? Небольшую дозу вины легче перенести, чем прямое оскорбление нашего собственного нравственного чувства. Если сама аморальность поступка не отталкивает нас, то тем более не отвратит от него и лёгкое ощущение вины.
В то же время, если наказание страшнее проступка, то оно может действительно оказаться эффективным. В этом случае мы по определению теряем больше, чем обретаем. Если приговор, вынесенный самому себе, будет страшнее, чем провинность, мы явно откажемся от проступков, вызывающих такое наказание. Кто будет сознательно принимать лекарство, от которого делается хуже, чем от самой болезни?
Но в жизни так не работает. Если желание избежать страха вины будет единственной причиной, удерживающей нас от аморальных поступков, мы просто предпочтём не считать себя виноватыми.
Вот и получается, что в любом случае в чувстве вины либо мало толку, либо оно не привлекает наше внимание. Поэтому не стоит рассчитывать на него как на эффективное средство для удержания и воспитания.
❓Вам часто приходится испытывать чувство вины? Сдерживает оно вас от совершения проступков?