Гул, облака пара и многочисленные фонтаны воды, бьющие из-под земли, приводят в восторг абсолютно всех гостей Камчатки, которые попадают на дачные горячие источники. Шутка ли, но на планете не так много мест, где можно наблюдать настоящую вулканическую активность.
Фумарольное поле (так правильно называется место, где горячий газ вырывается из-под земли на поверхность) находится у подножия Мутновского вулкана. О том, как приручить эту дикую энергию, советские ученые задумались еще более полувека назад. Да, Камчатка имеет наземную связь с материком, но по факту связь с большой землей осуществляется по воде или по воздуху. В итоге завоз топлива на полуостров влетает в копеечку, а это сказывается на цене электроэнергии и отопления. Еще и используется зачастую дающий много вредных выбросов мазут. Тогда Институт вулканологии Академии наук СССР обратил внимание властей на мутновское месторождение. Пар тут есть круглогодично, осталось его приручить: соорудить паропроводы, смонтировать турбоагрегаты, и выработанную электроэнергию можно по проводам передавать потребителям. Более экологичного способа получения электроэнергии найти сложно. Сжигать ничего не надо, выбросов нет.
Так, в 1977 году Госплан СССР принял решение о строительстве Мутновской геотермальной электростанции. Правда, реализация проекта изрядно затянулась, в итоге станция начала работать только в 2002 году.
Мутновская ГеоЭС-1 – объект уникальный. Самая крупная геотермальная станция России (ее установленная мощность 50 МВТ, что позволяет закрыть 20 процентов потребностей Камчатки в электроэнергии), одна из самых современных геотермальный станций мира. Как уже отмечал, работает она у подножия одноименного вулкана на высоте 800 метров над уровнем моря. И трудиться рабочим приходится в очень непростых, местами экстремальных климатических условиях.
Так как станция находится в удаленном от населенных пунктов месте, сотрудники тут работают вахтовым методом. Одна смена заезжает сюда на 15 дней. Зимой, бывает, заброска следующей группы задерживает. Перевалы заваливает снегом, на дорогу уходит несколько часов, иногда сменить вахту удается только через сутки. Как говорят рабочие, заметает не только дороги, но и саму станцию. Зимой снежный покров превышает 10 метров.
Текст и фото Андрей Мужщинский