Найти тему

Нижняя Набережная в Иркутске - место основания города. Путевые заметки нетипичного экскурсовода

Несколько дней назад один из постоянных читателей, после очередной публикации в рамках виртуального автобусного тура из Санкт-Петербурга в Прагу, написал мне комментарий, что ждёт рассказ про экскурсии из Иркутска. Я очень люблю свой город, хотя считаю, что и Иркутск, и Байкал объективно перерекламированы. Точнее пока уровень того, что можно увидеть в наших краях, уровень сервиса, который можно получить, и уровень цен, которые стоит всё это - это абсолютно три разные категории, которые слабо соответствуют друг другу. Безусловно, у нас есть красивые места на природе. Есть Байкал, который привлекает скорее своими уникальными размерами, а не какой-то запредельной красотой (я на 200% уверен, что поездка от нас в Восточные Саяны - это поездка в гораздо более красивые места, нежели исток Ангары или Ольхон). Но есть и сам Иркутск с его ужасными дорогами, ужасно организованным движением и высоченными ценами в гостиницах. Не менее запредельные цены на самом Байкале. Поверьте, я много где бывал в мире, и... цены у нас очень высокие. Так не привлечь туристов. Надо развивать инфраструктуру, иметь элементарно нормальные туалеты в основных центрах притяжения туристов. Мне честно бывает иногда очень стыдно за свой город. Когда вкладываются какие-то огромные деньги, чтобы привезти артиста на день города, но нет элементарных бытовых удобств. Про Листвянку и Аршан в этом смысле лучше просто тактично промолчать. Но пока об этом даже не задумываются, ибо в условиях закрытых границ турист и так идет "на нерест", если можно так выразиться. Вот, например, в этом году через иркутский аэропорт уже прошел трёх миллионный пассажир. И значительная часть из них - это туристы, приехавшие к нам летом. И каким-то усилием воли не улетевшие назад, поскольку один только́ процесс получения багажа в нашем аэропорту способен ввергнуть в состояние транса. Ну вот честно, одна лента для выдачи багажа более чем скромного размера - это ужас. И это нужно менять, это входящая улыбка города, которая в Иркутске выглядит как: "Припёрлись!".

Ну и зачем вкладываться, если денежный поток и так есть. Вот такая у нас суровая правда жизни. Но медведи по улицам не ходят, как многие думают о Сибири. Поэтому, я, конечно же, с радостью выполню поступивший заказ на виртуальную экскурсию по Иркутску и его окрестностям. Не знаю уж насколько она будет интересной жителям Иркутска, всё-таки это достаточно известные все факты, но для гостей нашего города, наверное, будет весьма занимательно).

Итак, предположим, что мы находимся напротив того места, где Иркут сливается с Ангарой в ожидании автобуса, на котором намереваемся направиться в сторону истока Ангары к знаменитому Шаман-камню. Это традиционно первая экскурсия, которая совершается почти всеми приезжающими в наш город. Кстати, немного о расстояниях. По автодороге и железной дороге от Иркутска до Москвы около 5200 км. Там, конечно, есть разные варианты на подходе к столице (это в Иркутской области - одна дорога до Иркутска), но в целом расстояние примерно такое. Время в пути на поезде в любом случае превышает 3 суток. На самолете 5-5,5 часов. Но надо помнить еще про разницу во времени, а это +5 часов по сравнению с Москвой. То есть примерно во сколько улетел в Москву, во столько прилетел. А вот назад это 10 часов по-местному времени каждого из аэропортов .

И при этом Иркутск аж на 3 градуса по широте южнее Москвы. Но резко континентальный климат делает свое дело. Поэтому даже летом, приезжая к нам в гости, нужно иметь про запас теплую кофту, так как днем +30, а ночью +10, а в августе и вообще может быть +1-2 градуса (а иногда и заморозки).

Место впадения Иркута в Ангару. Вид с запада на восток (на переднем плане бурый темный Иркут, в середине композиции - Ангара, слева ж/д и автомобильные моста через Иркут, по центру Глазковский мост через Ангару). Светлое пятно вдали по центру - это аэропорт. Если ветер будет юго=-восточный, то самолет будет заходить на посадку прямо над городом. И если у вас будут места справа по ходу полета, то увидите весь центр как на ладони. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Место впадения Иркута в Ангару. Вид с запада на восток (на переднем плане бурый темный Иркут, в середине композиции - Ангара, слева ж/д и автомобильные моста через Иркут, по центру Глазковский мост через Ангару). Светлое пятно вдали по центру - это аэропорт. Если ветер будет юго=-восточный, то самолет будет заходить на посадку прямо над городом. И если у вас будут места справа по ходу полета, то увидите весь центр как на ладони. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Именно здесь казаки Якова Похабова основали острог на 20 человек размером 17×19 метров. Ну что такое по современным меркам 323 кв.м?! Три не самых больших квартиры. А тут целый острог такого размера.

Примерное место, где был острог. В центре Храм во имя Спаса Нерукотворного образа, За ним Областная администрация, в зелени Мемориальный комплекс Вечный огонь). Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Примерное место, где был острог. В центре Храм во имя Спаса Нерукотворного образа, За ним Областная администрация, в зелени Мемориальный комплекс Вечный огонь). Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Современная площадь Иркутска - 305 кв. км. Много это или мало? Например, это в три раза больше Парижа с его 105 кв. км. В 1,6 раза больше Стокгольма и Милана, примерно как Мюнхен. А это ведь сплошь города-миллионеры. Куда Иркутску до них казалось бы. Но наш город примерно в 1,7 раза меньше Читы. Хотя Чита по численности населения серьезно уступает Иркутску. В общем, по стране по площади территории мы примерно в середине третьего десятка.

А вот уже подробная карта этого места со стандартной ориентацией с юга на север:

Район расположения Иркутского острога, Google.Maps
Район расположения Иркутского острога, Google.Maps

Граница острожной крепости проходила примерно по современной улице Сухэ-Батора между Спасской церковью и Богоявленским собором (так их обычно именуют у нас в обиходе).

На переднем плане - Спасская церковь, далее через улицу Богоявленский собор, справа от него - хлебозавод. За ним вдалеке на берегу Ангары виднеются Московские ворота.
На переднем плане - Спасская церковь, далее через улицу Богоявленский собор, справа от него - хлебозавод. За ним вдалеке на берегу Ангары виднеются Московские ворота.

Кстати, Яков Похабов больше ничем особенным в историю и не вошёл. Есть версия, что он участвовал в походе в Бурятию, где был основан Баргузинский острог. Известно, что пришел он в наши края из Енисейска, и вернулся туда же. Хотя в Красноярском крае есть биограф рода Похабовых, так он проводит масштабные исследования своей родословной, приводит много фактов про Похабова, но широко они не известны. Но то, что в 1661 году именно он руководил отрядом казаков - это не оспаривается. А вот численность отряда варьируется в интервале 20-100 казаков. В общем, можно полюбоваться памятником и двигаться дальше. С памятником (а это уже наши дни - 2011 год - 350-летие Иркутска) история тоже вышла занятная. Изначально он назывался "Основателям Иркутска". И тут, видимо кому-то вспомнился знаменитый диалог из "Полосатого рейса":

- Что у вас хоть на ужин то?
- Сосиски!
- А почему вы говорите о них во множественном числе?

В общем, одиноко стоящая фигура на памятник ОснователЯМ ну никак не тянула, а потому памятник в спешном порядке переименовывают, назвав просто - Памятник Якову Похабову. Вот только надпись по-прежнему гласит - Основателям Иркутска от горожан. В результате, в 2ГИС и Яндекс.Картах памятник назван Основателя Сибири, а в Google.Maps - Якову Похабову. Я лично с Похабовым не знаком ) Фотографий этот человек после себя по понятным причинам не оставил. Даже портретов и рисунков его не сохранилось. Есть специалисты, которые вообще сомневаются, что он был казаком. А образ памятника просто собирательный.

Памятник Основателям Иркутска. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Памятник Основателям Иркутска. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Дата тут, конечно, нередко подвергается сомнению: указывается и 1652 год, и даже ещё более ранние периоды. Например, на полном серьёзе собирались праздновать 300-летие города в 1952 году. Полезли в архивы и... Не нашли подтверждения этой даты основания города в 1652 году. Празднование перенесли на 9 лет. Есть информация и про первое поселение аж в 1620 году. И в этой связи я ещё раз подчеркну, что основание острога вполне может не совпадать по времени с моментом, когда сюда пришли люди на постоянное место жительства. И тут учёные доказали, что в нашей местности человек поселился задолго даже до нашей эры. В городе существует сразу несколько некрополей. Но по официально признанной версии отсчёт ведётся с 6 июля 1661 года. Правда, день города у нас отмечают почему-то в июне, а не в июле.

Тот первый острог назывался Яндашским. Так звали какого-то местного князька, просившего у казаков защиты. Позднее он станет Иркуцким, а затем трансформируется в Иркутский. До революции написание было Иркуцкъ.

Простоит он на этом месте 8 лет, пока в 1669 году его не решат заменить более вместительным объектом. Его назовут достаточно громко - Кремль. Расположен же он будет примерно в том же месте - впадение Иркута в Ангару с левой стороны и чуть выше впадения Ушаковки - справа. Давайте в наши дни посмотрим эти места на карте чуть в меньшем масштабе:

Место впадения Иркута в Ангару. Google.Maps
Место впадения Иркута в Ангару. Google.Maps

Сверху с левого угла течет Иркут, снизу с левого угла - Ангара. Даже по карте легко заметить, насколько шире Ангара

Вот напротив места впадения, там где сейчас Нижняя Набережная, и был острог с длиной каждой стены 108 метров. А вот широко известный рисунок новой крепости со стороны Ангары (Иркут здесь впадает снизу посередине чуть левее).

Иркутский острог (Кремль) Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Иркутский острог (Кремль) Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Передняя часть стены - Береговая, задняя - Горная (видимо, имеется в виду Иерусалимская гора). Ну и соответственно Западная и Восточная.

Дошли сведения, что от берега Береговая крепостная стена отстояла примерно на 15 метров, а сам берег был обрывистый. Ну в общем-то он и сегодня не очень пологий. Например, в соответствии с высотой, определяемой со помощью спутниковой навигации, уровень Ангары в районе Нижней набережной около 422-423 метров над уровнем моря. Уровень же земной поверхности в районе памятника основателям Иркутска - 432-433 метра. Вот эти места на фотографии:

Вид на памятник основателям города с полукруга Нижней Набережной (плюс Собор Богоявления Господня, поодаль слева - главный офис Сбера). Фото из открытых источника Яндекс.Картинки
Вид на памятник основателям города с полукруга Нижней Набережной (плюс Собор Богоявления Господня, поодаль слева - главный офис Сбера). Фото из открытых источника Яндекс.Картинки

Эта фотография, наверное, примерно 2015-2017 гг., когда в Иркутске был период маловодья. Но вот уже 3 года у нас многоводье, через Иркутскую ГЭС регулярно сбрасываются значительные объемы воды. В результате, нижний ярус Нижней набережной, по которому на фотографиях спокойно гуляют люди, оказывается затоплен водой. Там некоторые экстремалы даже плавают. Вот только вода в Ангаре даже самым жарким летом в этом месте вряд ли превысит +12-15 градусов, а обычно такая, что ноги сводит. Течение у реки очень серьезное. Например, от плотины ГЭС до этих мест по течению Ангары около 8 км, а перепад высот 7 метров! Например, у всей Невы на ее 74 км перепад высот составляет лишь около 4-х метров. Не удивительно, что во время ветра с залива Нева начинает течь в другую сторону знаменитой нагонной волной. Ангара в другую сторону точно в пределах Иркутска не потечет. Скорость ее течения примерно 1-2 м/с. То есть примерно скорость идущего человека. Быстро идущего. Зимой река у нас не замерзает даже в самые сильные морозы. Им на деревьях на набережных у нас куржак. Это такой "лохматый" иней на деревьях.

Но сейчас не об Ангаре, о которой у нас еще будет повод поговорить. Давайте поговорим про Иркут, который в итоге и дал название городу.

По российским меркам Иркут - это не самая длинная река. Тем не менее, это практически 500 км (488, если быть точным) вместе с Черным Иркутом (в Бурятии в Саянах есть Черный Иркут и Белый Иркут). До тех мест вполне реально добраться на легковой машине. Хотя высота истока Иркута аж 1875 метров над уровнем моря. Места там очень живописные. Как вам вот такой водопад на леднике:

Буговек. Фото автора
Буговек. Фото автора

Ну а дальше прикиньте сами - при длине 488 км падение воды составляет 1450 метров. То есть 2,97 метра на каждый километр. Основное падение, конечно, происходит в горах, где на первых 50 км река имеет перепад высот 500 метров, то есть по 10 метров на каждый километр. Но и дальше течение достаточно быстрое.

Верховья Иркута. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Верховья Иркута. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Именно здесь начинается тропа восхождения на высшую точку Саян - гору Мунку-Сардык, что можно перевести как "вечный голец". Вообще очень часто все Тункинские горы называют гольцами.

Белый Иркут. Начало тропы на Мунку-Сардык. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Белый Иркут. Начало тропы на Мунку-Сардык. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Высота, кстати, более чем приличная - 3491 метр над уровнем моря. Но на майские праздники там устраивают прямо мощные коллективные восхождения.

В нижнем течении от села Шаманка Иркут становится уже относительно равнинной рекой. Например, на последних 50 км река потеряет по высоте лишь 50 метров, то есть по 1 метру на 1 км. Вот фото примерно в 50 км от устья:

Шаманский утес. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Шаманский утес. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А вот Иркут в среднем течении в знаменитой Тункинской котловине (мы там еще окажемся, если будет желание продолжить поездки по нашему краю). Здесь высоты пиков далеко за 2000 метров.

Тункинская долина. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Тункинская долина. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вот совсем уже в низовьях Иркута на острове Дьячий (примерно 1,7 км от устья) и нашли вроде как остатки зимовья, датированного 1652 годом. Вот эти места на карте:

Расположение острова Дьячий. Google.maps
Расположение острова Дьячий. Google.maps

Но несмотря на достаточно спокойное течение в нижней части, Иркут - весьма буйная река. Уровень воды при дождливой погоде поднимается просто стремительно, и тогда река затапливает всю долину. И вот когда через него перебрасывали железнодорожный мост, то по легенде главный инженер конструкции сам провел через мост первый состав. Считается, что он взял с собой револьвер, и если бы мост не выдержал, то он бы застрелился. Только вот у меня есть ощущение, что если бы мост не выдержал, то стреляться бы не пришлось.

Кстати, то, что Иркут впадает в Ангару не оспаривается даже при том, что до места слияния длина Иркута 488 км, а Ангары - около 70 км. Просто объемы воды, которые несут эти реки, просто несопоставимы. Ангара в десять раз больше даже в период маловодья. А вот то, что город назвали по меньшей реке… Ну так это тоже стандартная практика. У многих городов в названии даже приставка Усть размещается. Например, Усть-Кут расположен в устье Куты. Хотя Лена, в которую Кута впадает, гораздо более крупная река. Другое дело, что дальше к северо-западу от Иркутска есть Ангарск. Можно начать с того, что он вообще не очень на Ангаре. Во-вторых, если следовать логике наименований, которая описана выше, то Ангарск нужно было назвать Китойск, поскольку он недалеко от устья реки Китой. Ну в общем назвали и назвали. Иркут - красивая река, так что особенно никто не возражает.

Откуда же возникло само название реки - Иркут - тут ученые спорят и вряд ли когда-то придут к общему мнению. Даже толком не определились с какого языка стоит искать перевод. Логично, конечно, с бурятского, все-таки истоки реки на территории современной Республики Бурятия. Но есть версии и про монгольский, и про эвенкийский, и про тунгусский. А разнообразие трактовок переводов опять-таки свидетельствует о том, что ни о какой общей позиции и речи не идет.

Напоследок же давайте все-таки полюбуемся вблизи нашей Спасской церковью (так ее в основном в Иркутске называют). Одно из первых каменных строений нашего города. Деревянная церковь была построена в 1672 году, то есть буквально через 11 лет после его основания. А каменная - в начале XVIII века после очередного пожара, в котором была утрачена деревянная.

Храм во имя Спаса Нерукотворного образа. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Храм во имя Спаса Нерукотворного образа. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Это вообще одна из немногих церквей, где роспись сделана не только внутри, но и снаружи здания. И это единственное здание Иркутского Кремля, которое дошло до наших дней. Кстати, к началу XVIII века протяженность всех стен Иркутского кремля составляла около 2,1 км. Просто для сравнения - современная протяженность стен Московского Кремля примерно 2,3 км, а Петропавловской крепости - 2,2 км.

Росписи тоже очень интересные. На них вроде бы и традиционные сюжеты, но с местным колоритом. Например, сцена, изображающая "Крестный вход в воду" - ее отождествляют с крещением бурят в этих краях. Есть и сцена причисления к лику святых Иннокентия Кульчицкого. Во время пожара 1879 гола - самого крупного в Иркутске - и церковь, и росписи удалось спасти, хотя кровля у церкви уже занялась огнем.

В общем, гулять по этим местам можно очень и очень долго. Можно же пройти по набережной вниз по течению Ангары до Московских ворот, миновав памятник первой учительнице (он напротив здания Пединститута, который несколько лет назад включили в состав Иркутского госуниверситета ). В состав госуниверситета в рамках оптимизации вузовской системы потом еще и Иркутский институт иностранных языков включат. Там не обойдется без скандала, когда ИнЯз буквально разрывали на части, хотя это был весьма успешный самостоятельный вуз. Ну да оставим все эти скандалы, слухи, расследования, грустно вспоминать про 2010-е годы в жизни иркутского высшего образования.

Памятник Учительнице на Нижней Набережной. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Памятник Учительнице на Нижней Набережной. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Но будем считать, что автобус нашей виртуальной экскурсии уже подошёл, пора в него загружаться и отправляться далее по маршруту, вдоволь надышавшись не только воздухом с Ангары, но еще и.запахом хлеба с хлебозавода. Вот оказались бы мы здесь 40 лет назад, вдоволь насладились бы еще и копотью от труб. Удивительно, но даже имея прямо под боком через сквер ЦЭС, а с другой стороны - здание Иркутскэнерго, хлебозавод работал на твердом топливе. Электропечи придут сюда лишь в 80-е годы ХХ века. Завод находится на улице Польских повстанцев, но об этом восстании мы как-нибудь отдельно поговорим. Причем, это не знаменитое польское восстание под руководством Тадеуша Костюшко, как можно подумать (хотя косвенно эти события, конечно, связаны). Это восстание 1866 года, которое ссыльные поляки подняли на Кругобайкальском тракте (не на Кругобайкальской железной дороге, которой в те годы еще вообще не было).

Желающие могут, конечно, еще побродить по этим местам. Различных объектов, с которыми традиционно фотографируются, тут много. Небольшие часовни, памятник Петру и Февронии, бюст Афанасия Белобородова - видного генерала времен Великой Отечественной войны. Здесь же на ограде пешеходного моста над Нижней набережной и на самой набережной куча свадебных замочков. И при этом относительно тихо, можно спокойно разговаривать.

Спасибо, что читаете мой канал! До встречи! Если публикации про Иркутск вам не очень интересны, то можно на этом и закончить, так что жду обратную связь.