Найти в Дзене
Советское Кино и не только

Советские фильмы 1950 года от худшего к лучшему, часть 1

Оглавление

В 1950 году художественных фильмов было еще немного - всего лишь двенадцать. Про некоторые я писал ранее, но не про каждый имеет смысл делать отдельную публикацию, поэтому я решил сделать несколько обзорных статей, рассказав про 2-3 фильма в каждой.

Начну с тех, которые мне не нравятся. В общем-то, мнение моё по этим трём картинам не слишком отличается от общего - у всех картин, о которых я сегодня вспомню, и на КиноПоиске рейтинг низкий, и в наших голосованиях они находятся на последних местах.

Тем не менее, я решил о них писать - потому что они, в любом случае, представляют историческую ценность.

Итак, часть первая - худшие фильмы 1950 года

12. "Щедрое лето", режиссёр Борис Барнет

Громкие имена режиссёров плохих фильмов меня не удивляют, а всё более утверждают в простой мысли - неудачи могут быть у каждого. Особенно, если сценарий отвратительный.

Пётр Середа (Михаил Кузнецов), кадр из фильма "Щедрое лето" (1950)
Пётр Середа (Михаил Кузнецов), кадр из фильма "Щедрое лето" (1950)

Вот "Щедрое лето" - наглядный пример фильма, из пустопорожнего сценария которого даже Барнет не смог смастерить что-то внятное, хотя зритель на протяжении всего повествования тут и там видит, что снимал картину не вчерашний школьник и не "криворучко", а мастер.

И всё, что могло зависеть от режиссёра, было сделано.

Но когда весь сюжет можно пересказать в двух предложениях - многое ли зависит от режиссёра?

Итак, в колхоз после демобилизации возвращается Пётр Середа (Михаил Кузнецов) - он будет работать главным бухгалтером. И сразу возникают проблемы - бухгалтерия велась ранее из рук вон плохо, всё неправильно и всё не так (как при этом бухгалтерии не настучали по лбу при сдаче отчетности - непонятно).

Назар Проценко (Николай Крючков), кадр из фильма "Щедрое лето" (1950)
Назар Проценко (Николай Крючков), кадр из фильма "Щедрое лето" (1950)

Председатель колхоза, Назар Проценко (Николай Крючков), когда-то поднял колхоз, что называется, со дна, но теперь зазнался и забронзовел, ни к кому не прислушивается, диктаторствует.

Вот, деду одному не дает возможность организовать пасеку, а держит в сторожах. А еще девушку, выучившуюся на зоотехника, на ферму не переводит, продолжает держать в бригаде свекловодов - потому что она очень уж хорошо там работает.

При этом не сказать, что на ферме много специалистов - наоборот, там всё плохо, а руководителю и вовсе место в сторожах. Но вот такой самодур Назар Проценко. Еще и быка разрешает купить за наличные, а это никак нельзя делать с точки зрения бухгалтерии - и потому Пётр Середа принципиально отказывается оформлять приобретение.

Оксане Подпруженко (Марианна Стриженова), кадр из фильма "Щедрое лето" (1950)
Оксане Подпруженко (Марианна Стриженова), кадр из фильма "Щедрое лето" (1950)

Назар собирается жениться на Оксане Подпруженко (Марианна Стриженова). Она - бригадир полеводческой бригады и Герой Социалистического труда. У Оксаны нет недостатков, она девушка со всех сторон идеальная.

Все трое (Пётр, Назар и Оксана) - друзья детства. И почему-то Назар решает, что Оксана с Петром за его спиной "крутят шуры-муры". Почему - неведомо, никаких предпосылок к этому нет.

Но Назара терзает ревность, и он считает, что Середа придирается к нему не из-за того, что дела в колхозе идут неважно, а тоже из-за ревности. Видимо, чтобы Назар выглядел в глазах Оксаны неприглядно.

Однажды Назар высказывает всё в глаза Петру и Оксане, те изумляются, а Оксана еще и обижается очень сильно - настолько, что разрывает отношения с женихом.

В общем-то, завязка не самая плохая, простор для сценариста вполне есть. Вот только складывается ощущение, что всю центральную часть сценария, всё самое интересное (как проходило "перевоспитание" Назара) за ненадобностью выкинули и сразу перешли к финалу.

Вера Горошко (Нина Архипова), кадр из фильма "Щедрое лето" (1950)
Вера Горошко (Нина Архипова), кадр из фильма "Щедрое лето" (1950)

Проценко, измучившись ревностью, спрашивает у парторга - а что, ревность - это пережиток капитализма? "Да, конечно!" - уверенно отвечает парторг.

- Но что же, - удивляется Назар, - тогда и любовь пережиток? Ведь, когда любишь, не можешь не переживать за любимую?

"А если любишь, то должен верить!" - веско припечатывает парторг. Назару тут же становится стыдно.

Вдобавок Пётр сообщает, что влюбился (взаимно) в Веру Горошко (Нина Архипова) и хочет жениться.

От ревности, естественно, не остается и следа, а заодно и от самодурства. И Назар с Петром рука об руку строят светлое будущее.

На самом деле, пересказ занял места едва ли не больше, чем всё это показано в фильме, ибо сюжетная линия там как-то теряется на фоне постоянных песнопений. Плюс - время от времени герои говорят лозунгами, как будто находятся на трибуне.

Похоже, что авторы пытались повторить успех "Кубанских казаков", но не получилось - нет той удали и того юмора, да и песни, звучащие в фильме, не из тех, что подхватываются зрителями и уходят в народ.

Рейтинг КП 6.0

Моя оценка на КП - 2

Снято по мотивам романа Елизара Мальцева "От всего сердца"

11. "Огни Баку", режиссёры Иосиф Хейфиц, Рза Тахмасиб, Александр Зархи

Фильм "Огни Баку" даже не был выпущен на экраны - и это очень странно, так как в нём нет совершенно ничего порочащего.

Али-Бала Алиев (Мирза Алиев), кадр из фильма "Огни Баку" (1950)
Али-Бала Алиев (Мирза Алиев), кадр из фильма "Огни Баку" (1950)

И "плохих парней" нет - точнее, все антагонисты являются гражданами зарубежных стран. Еще точнее - антагонистом здесь показано капиталистическое общество в целом в лице нацистов предвоенной Германии, Черчилля и дельцов из США, захвативших нефтепромыслы в Латинской Америке.

Почему запретили - неведомо, никаких документов о запрете не сохранилось. Не исключено, что у тогдашних киноначальников претензии к фильму были ровно такие же, как у меня, - стараясь охватить довольно большой период (практически 20 лет) развития нефтедобычи на Каспии, создатели добавили в сценарий слишком много лишнего, в результате чего основная сюжетная линия сократилась до минимума.

Инженер Шатров (Николай Охлопков), кадр из фильма "Огни Баку" (1950)
Инженер Шатров (Николай Охлопков), кадр из фильма "Огни Баку" (1950)

Основной сюжет - работа нефтяников Каспия. Начало повествования - примерно, первая половина 30-х, окончание - конец 40-х. Естественно, речь идет не просто о нефтяниках, а том, как меняются условия их труда, жизни, как развивается отрасль.

Наверное, тем, кто связан с нефтедобычей, интересны и технические детали агрегатов, изобретаемых главным героем, инженером Шатровым (Николай Охлопков), и его коллегами.

А те, кто интересуется отражением истории в кино, найдут любопытное в эпизодах с Берией, Сталиным и Черчиллем, а также с предвоенной Германией.

Черчилль (Виктор Станицын), кадр из фильма "Огни Баку" (1950)
Черчилль (Виктор Станицын), кадр из фильма "Огни Баку" (1950)

Фильм "Огни Баку" был выпущен на экраны только в 1958 году. Перед этим его отредактировали, изъяв эпизоды с Берией. А в 1968 году отредактировали еще раз, исключив Сталина и, заодно, Черчилля.

Если честно, то от такого сокращения фильм не должен был пострадать, так как никакой сюжетной нагрузки у этих персонажей нет, включены, на мой взгляд, чисто номинально, ибо таков был тренд.

Рейтинг 6.3, моя оценка на КП - 3

Советские фильмы 50-х | Советское Кино и не только | Дзен