В 1950 году художественных фильмов было еще немного - всего лишь двенадцать. Про некоторые я писал ранее, но не про каждый имеет смысл делать отдельную публикацию, поэтому я решил сделать несколько обзорных статей, рассказав про 2-3 фильма в каждой.
Начну с тех, которые мне не нравятся. В общем-то, мнение моё по этим трём картинам не слишком отличается от общего - у всех картин, о которых я сегодня вспомню, и на КиноПоиске рейтинг низкий, и в наших голосованиях они находятся на последних местах.
Тем не менее, я решил о них писать - потому что они, в любом случае, представляют историческую ценность.
Итак, часть первая - худшие фильмы 1950 года
12. "Щедрое лето", режиссёр Борис Барнет
Громкие имена режиссёров плохих фильмов меня не удивляют, а всё более утверждают в простой мысли - неудачи могут быть у каждого. Особенно, если сценарий отвратительный.
Вот "Щедрое лето" - наглядный пример фильма, из пустопорожнего сценария которого даже Барнет не смог смастерить что-то внятное, хотя зритель на протяжении всего повествования тут и там видит, что снимал картину не вчерашний школьник и не "криворучко", а мастер.
И всё, что могло зависеть от режиссёра, было сделано.
Но когда весь сюжет можно пересказать в двух предложениях - многое ли зависит от режиссёра?
Итак, в колхоз после демобилизации возвращается Пётр Середа (Михаил Кузнецов) - он будет работать главным бухгалтером. И сразу возникают проблемы - бухгалтерия велась ранее из рук вон плохо, всё неправильно и всё не так (как при этом бухгалтерии не настучали по лбу при сдаче отчетности - непонятно).
Председатель колхоза, Назар Проценко (Николай Крючков), когда-то поднял колхоз, что называется, со дна, но теперь зазнался и забронзовел, ни к кому не прислушивается, диктаторствует.
Вот, деду одному не дает возможность организовать пасеку, а держит в сторожах. А еще девушку, выучившуюся на зоотехника, на ферму не переводит, продолжает держать в бригаде свекловодов - потому что она очень уж хорошо там работает.
При этом не сказать, что на ферме много специалистов - наоборот, там всё плохо, а руководителю и вовсе место в сторожах. Но вот такой самодур Назар Проценко. Еще и быка разрешает купить за наличные, а это никак нельзя делать с точки зрения бухгалтерии - и потому Пётр Середа принципиально отказывается оформлять приобретение.
Назар собирается жениться на Оксане Подпруженко (Марианна Стриженова). Она - бригадир полеводческой бригады и Герой Социалистического труда. У Оксаны нет недостатков, она девушка со всех сторон идеальная.
Все трое (Пётр, Назар и Оксана) - друзья детства. И почему-то Назар решает, что Оксана с Петром за его спиной "крутят шуры-муры". Почему - неведомо, никаких предпосылок к этому нет.
Но Назара терзает ревность, и он считает, что Середа придирается к нему не из-за того, что дела в колхозе идут неважно, а тоже из-за ревности. Видимо, чтобы Назар выглядел в глазах Оксаны неприглядно.
Однажды Назар высказывает всё в глаза Петру и Оксане, те изумляются, а Оксана еще и обижается очень сильно - настолько, что разрывает отношения с женихом.
В общем-то, завязка не самая плохая, простор для сценариста вполне есть. Вот только складывается ощущение, что всю центральную часть сценария, всё самое интересное (как проходило "перевоспитание" Назара) за ненадобностью выкинули и сразу перешли к финалу.
Проценко, измучившись ревностью, спрашивает у парторга - а что, ревность - это пережиток капитализма? "Да, конечно!" - уверенно отвечает парторг.
- Но что же, - удивляется Назар, - тогда и любовь пережиток? Ведь, когда любишь, не можешь не переживать за любимую?
"А если любишь, то должен верить!" - веско припечатывает парторг. Назару тут же становится стыдно.
Вдобавок Пётр сообщает, что влюбился (взаимно) в Веру Горошко (Нина Архипова) и хочет жениться.
От ревности, естественно, не остается и следа, а заодно и от самодурства. И Назар с Петром рука об руку строят светлое будущее.
На самом деле, пересказ занял места едва ли не больше, чем всё это показано в фильме, ибо сюжетная линия там как-то теряется на фоне постоянных песнопений. Плюс - время от времени герои говорят лозунгами, как будто находятся на трибуне.
Похоже, что авторы пытались повторить успех "Кубанских казаков", но не получилось - нет той удали и того юмора, да и песни, звучащие в фильме, не из тех, что подхватываются зрителями и уходят в народ.
Рейтинг КП 6.0
Моя оценка на КП - 2
Снято по мотивам романа Елизара Мальцева "От всего сердца"
11. "Огни Баку", режиссёры Иосиф Хейфиц, Рза Тахмасиб, Александр Зархи
Фильм "Огни Баку" даже не был выпущен на экраны - и это очень странно, так как в нём нет совершенно ничего порочащего.
И "плохих парней" нет - точнее, все антагонисты являются гражданами зарубежных стран. Еще точнее - антагонистом здесь показано капиталистическое общество в целом в лице нацистов предвоенной Германии, Черчилля и дельцов из США, захвативших нефтепромыслы в Латинской Америке.
Почему запретили - неведомо, никаких документов о запрете не сохранилось. Не исключено, что у тогдашних киноначальников претензии к фильму были ровно такие же, как у меня, - стараясь охватить довольно большой период (практически 20 лет) развития нефтедобычи на Каспии, создатели добавили в сценарий слишком много лишнего, в результате чего основная сюжетная линия сократилась до минимума.
Основной сюжет - работа нефтяников Каспия. Начало повествования - примерно, первая половина 30-х, окончание - конец 40-х. Естественно, речь идет не просто о нефтяниках, а том, как меняются условия их труда, жизни, как развивается отрасль.
Наверное, тем, кто связан с нефтедобычей, интересны и технические детали агрегатов, изобретаемых главным героем, инженером Шатровым (Николай Охлопков), и его коллегами.
А те, кто интересуется отражением истории в кино, найдут любопытное в эпизодах с Берией, Сталиным и Черчиллем, а также с предвоенной Германией.
Фильм "Огни Баку" был выпущен на экраны только в 1958 году. Перед этим его отредактировали, изъяв эпизоды с Берией. А в 1968 году отредактировали еще раз, исключив Сталина и, заодно, Черчилля.
Если честно, то от такого сокращения фильм не должен был пострадать, так как никакой сюжетной нагрузки у этих персонажей нет, включены, на мой взгляд, чисто номинально, ибо таков был тренд.
Рейтинг 6.3, моя оценка на КП - 3