Найти в Дзене
История России

9 марта 1814 года. Союзники штурмуют город Арси. Ожесточённое сражение за город. Никто не хочет уступать. На чьей стороне инициатива?

В предыдущей статье мы с вами рассмотрели события 9 марта 1814 года, когда Наполеон пустился в стремительное отступление, «бросив всё». А союзники разработали наступательную операция и планомерно начали её реализацию. Первоочередная задача — взятие города Арси.

И мы с вами продолжаем внимательно следить за развитием событий.

*

Случайное изображение. Источник: Pinterest.com
Случайное изображение. Источник: Pinterest.com

*

Итак, на дворе у нас 9 марта 1814 года.
В три часа пополудни пешие войска союзников, выстроившись в линии, под барабанный бой пошли в атаку. В городе
Арси укрепились французы маршала Удино, как минимум три бригады, из которых одна резервная. Удино прикрывает переправу через реку Об и отступление основной наполеоновской армии.

*

В это же самое время 5-й австро-баварский корпус фельдмаршала Вреде начинает штурм деревни Гранд-Торси, — стратегически важного населённого пункта, так как в деревне расположен мост через реку Об. По этому мосту неприятель постоянно подбрасывает подкрепления. Нужно лишить их возможности маневрировать здесь. Взятие деревни откроет войскам Вреде сразу два направления дальнейшего удара: на восток к Арси и на север через реку Об.
Вдоль самой кромки реки
Вреде отправляет русскую батарейную роту под прикрытием двух полков австрийских гусар.
Французы не обороняют деревню, а стараются ретироваться как можно быстрее, гонимые градом картечи.

Фельдмаршал Шварценберг, — командующий армией союзников, в 15 часов 30 минут приказывает Вреде переправляться через Обу и преследовать неприятеля. На этом же направлении введены в бой резервы.

*

В это время союзные корпуса Раевского и кронпринца виртембергского, под прикрытием русской кавалерии Палена Петра Петровича, продолжают наступать на город Арси с юга и с юго-востока. Французская кавалерия, неся большие потери от ураганного картечного огня, рассеялась и ушла за обороняющуюся пехоту. Вскоре солдаты Раевского уже ведут перестрелку с французами в предместьях города.

Восемьдесят союзных орудий вносят сумбур и панику в ряды французов, занявших оборону в южных предместьях Арси. Французы свою артиллерию поспешили переправить на другую сторону реки, поэтому она не работает. И французы остаются без поддержки артиллерии. Лишь кое-где с противоположной стороны реки работают единичные французские дальнобойные орудия, но этого огня совершенно недостаточно для поддержки.

Идёт жестокая перестрелка на окраинах города. Вот мы видим, уже все союзные корпуса на южном направлении подошли к городу и работают. Две французские бригады совершенно не справляются с надвигающейся грозной мощью. На один выстрел французов приходится с десяток неприятельских, а то и больше. Французы несут колоссальные потери и вынуждены отступить к центру города. В предместья входят союзники: русские солдаты Раевского Николая Николаевича и германцы кронпринца виртембергского. Первыми ворвались в город русские войска Евгения Виртембергского. Кстати говоря, Евгений Виртембергский и кронпринц виртембергский это разные люди.
Теперь союзникам много легче. Можно весьма успешно вести огонь, прикрываясь городскими постройками.

В это же время весьма успешно наступают австрийские войска генерала Игнаца Гиулая на юго-восточные предместья города. Они также входят в город и продолжают стремительное наступление. Так как эти войска ближе всех к городской переправе, Гиулай поставил задачу как можно скорее добраться до переправы и атаковать её. Солдаты Гиулая дошли с боем почти до самой переправы, но были остановлены неимоверным сопротивлением французов. Вскоре на помощь австрийцам Гиулая подошли русские войска. Французы не хотят уступать. Кипит лютый бой. Кровь «течёт рекой» по улицам города, а перелома нет ни в одну, ни в другую сторону.

Гиулай разрабатывает дерзкий план. Он направляет роту своих солдат несколько в обход левого фланга французов. Солдаты должны как можно скрытно глухими дворами зайти в тыл французского обороняющегося отряда и ударить с тыла. Нужно сделать всё аккуратно и быстро. Немаловажно произвести эффект, будто французы попали в огневой мешок и выхода нет. Если французы запаникуют, дело сделано. Парни отправились на задание.
Свернули в пару дворов, затем ещё, прошли ещё подворотню, переулок. Идут цепью, друг за другом. Улицы словно вымерли. Стреляют совсем недалеко. Стрельба лютая. Гулкие звуки выстрелов хоть и теряются в лабиринтах домов и улиц, но треск стоит такой, что жуть. Люди конечно сидят дома, на улицу носа не кажут. Вон мальчуган глазеет из окна. Одни глаза торчат. Увидал солдат и нырнул под подоконник, спрятался, стало быть.
Благодаря тому, что на улицах пусто, солдаты быстро и незаметно добрались до поставленной цели — улицы позади позиции французов. Ну, теперь вперёд. Ох и волнительно, братцы. Некоторые из бойцов заняли вторые этажи зданий, куда смогли забраться. Иные парни выстроились за домами аккурат с тыла французов. И открыли шквальный огонь.

— Молодцы, мужики! — хвалит своих солдат генерал.

Французы сразу сообразили, что стреляют по ним с тыла и стреляет неприятель. Возникает только одна жуткая мысль: «мы в окружении». Поняв, что окружены, французы впали в дикую панику. Все, как один, бросаются к мосту, пытаясь вырваться из тисков окружения. Французские генералы и солдаты сейчас равны как нигде и никогда, плечом к плечу погибают вместе в этой схватке. Пуля-дура, для неё всё едино: генерал перед ней или солдат.
Французы кинулись к мосту и каково же было их горе и отчаяние, когда достигнув, наконец, моста, они обнаружили, что мост уже разрушен французами же, дабы не достался неприятелю.

Сражение за город Арси «полыхает ярким пламенем», в самом разгаре и продолжается с необыкновенным накалом борьбы и ожесточения. Как закончится это большое сражение мы узнаем с вами, дорогие мои товарищи, в следующей статье, а на сегодня заканчиваем...

>А вот и следующая статья<, дорогие товарищи.