Найти тему
С Лизой интересно

Русский коллекционер, который не торговался. Иван Морозов

Оглавление

К огромному сожалению, Иван Морозов не вел дневников и был очень закрытой личностью, в отличие от Сергея Щукина, который в своём доме устраивал выставки и сам вёл экскурсии. Но я всё-таки нашла, что вам рассказать.

Надеюсь, что вы готовы, потому что мы начинаем.

Михаил Морозов

Да-да, я не ошиблась. Сначала мне хочется вам рассказать о старшем брате Ивана Морозова, с которого всё началось.

Портрет Михаила Морозова, написанный Валентином Серовым в 1902 году. Находится в Третьяковской галерее в серовском зале
Портрет Михаила Морозова, написанный Валентином Серовым в 1902 году. Находится в Третьяковской галерее в серовском зале

Когда Михаилу исполняется 21 год, совершеннолетний наследник морозовских миллионов в одночасье становится богачом. Он пытается самоутвердиться любым возможным способом - дом, жена, картины, должности. Он даже писал провокационные статьи, в которых критиковал картины Левитана, Поленова, а про своего учителя рисования Коровина говорил: "вовсе лишен понимания рисунка".

А еще Михаил был очень падким на чины, которые получал от императрицы Марии Федоровны. Он числился попечителем благотворительных обществ таких как Городское попечительство о бедных и Рогожское начальное мужское училище. К тому же он избирался почетным мировым судьей, состоял членом Комитета по устройству изящных искусств, Общества любителей художеств, литераторов и ученых, Филармонического общества, дирекции Русского музыкального общества и занимал пост казначея Московской консерватории.

Он ценил свой мундир и надевал его при любом удобном случае. Ему не хватало лишь одного ордена до дворянского звания, до которого он не дожил всего месяц.

Михал Абрамович очень горел искусством, и всё время будто боялся не успеть. И какое занятие лучше подойдет для человека, который азартен и имеет огромное количество денег? Собирательство. У него имелся весь "коллекционерский набор": образование, парадоксальность мышления, азарт и натренированный глаз.

Если бы Михаил Абрамович не ушел из жизни в тридцать три года, то боюсь, что гонку выиграл бы не Сергей Щукин. Молодой Михаил наступал 45-летнему купцу на пятки. У него было два Гогена, "Море" Ван Гога, "У изгороди" Боннара, "Поле маков" Клода Моне и "Кабачок" Эдуарда Мане, "Девушки на мосту" Мунка.

Если Щукин собирал исключительно французов, то Морозову нравились и наши, и иностранцы. Он приобрел восемь картин Врубеля, в числе которых была "Царевна-Лебедь", портреты Рокотова, Боровиковского и Тропинина, "Ботаник" Перова, Крамской, Репин и Сверчков.

Михаил Врубель "Царевна-Лебедь". Находится в Третьяковской галерее
Михаил Врубель "Царевна-Лебедь". Находится в Третьяковской галерее

За семь лет Михаил Морозов приобрел 134 картины, и это не считая шестидесяти древнерусских икон. Наверное, они интересно смотрелись рядом с французскими импрессионистами.

Иван Морозов

Иван Морозов и Сергей Щукин. Два величайших коллекционера, подаривших России импрессионистов
Иван Морозов и Сергей Щукин. Два величайших коллекционера, подаривших России импрессионистов

Когда Иван только начинал "карьеру" коллекционера, он действовал очень скромно и осмотрительно. Начал с малоизвестного ныне пейзажиста Мануила Аладжалова, а в пару к нему приобрел "Берег моря" немца Дюккера, написанный в передвижнической манере. Покупал картины любимых пейзажистов "Союза русских художников" Жуковского и Виноградова и эскизы Левитана, эскизы к Дон Кихоту Коровина и испанцев Соролью и Сулоагу.

В Париже Иван покупает "Мороз в Лувесьенне" и "Берег в Сен-Мамме" Альфреда Сислея. Следом он увлекся Клодом Моне и приобрел шесть его полотен, в числе которых были "Мост Ватерлоо. Эффект тумана", "Бульвар Капуцинок" и "Угол сада в Монжероне". Следом он приобретает шесть картин Ренуара, четыре - Сислея и два - Писсарро.

Клод Моне "Бульвар Капуцинок"
Клод Моне "Бульвар Капуцинок"

В 1905 году Сергей Дягилев мечтает завоевать Париж, и он затевает устроить русскую выставку во время Осеннего салона. Вы же понимаете, что такая затея стоит огромных денег, которых у Дягилева нет. И он обращается к своим друзьям коллекционерам и меценатам. А все знают, что Дягилеву отказать невозможно. Последним в выставочный комитет вошел Иван Морозов. Но Иван Абрамович участвовал в выставке не только деньгами, но и картинами. Кстати говоря, благодаря этому Осеннему салону, Иван Морозов "оброс" связями и знакомствами.

За пять лет Иван Морозов собрал неплохую русскую коллекцию: «Портрет дамы в голубом» Борисова-Мусатова, виды старой Москвы Аполлинария Васнецова, «Замок Черномора» Головина, «Кафе в Ялте» Коровина… В Париже к ним добавились версальские этюды Бенуа, «Мартовский снег» и «Рябинка» Грабаря, коровинский «Портрет Шаляпина», купленные им прямо «со стены» Большого дворца. Как обладатель «выдающегося собрания» «мсье Иван Морозов» был избран почетным членом Осеннего салона и награжден орденом Почетного легиона.

Если любимым художником Щукина был Матисс, то у Морозова - Сезанн. За семь лет Иван Морозов собрал музей Сезанна и представил практически все периоды его творчества. За каждое полотно он отдавал по 20-30 тысяч франков. Не торгуясь. Ну не идеальный ли покупатель?

Поль Сезанн "Дорога в Понтуазе"
Поль Сезанн "Дорога в Понтуазе"
Любимый натюрморт Ивана Морозова. Поль Сезанн "Персики и груши"
Любимый натюрморт Ивана Морозова. Поль Сезанн "Персики и груши"
Поль Сезанн "Девушка у пианино"
Поль Сезанн "Девушка у пианино"

Особенно настойчиво Иван Морозов искал картины "голубого", последнего периода в творчестве Сезанна. Подход коллекционирования у Ивана Морозова доходил до абсурда: держать пустое место, точно зная, какая работа там должна появиться рано или поздно. Так в 1912 году место на стене было наконец-то занято вожделенным "Голубым пейзажем".

Поль Сезанн "Голубой пейзаж"
Поль Сезанн "Голубой пейзаж"

Ивану Морозову нравились мифологические сюжеты, и он приобрел себе картины Мориса Дени "Святой источник в Гиделе", "Вакха и Ариадну" и "Полифема". Спустя несколько месяцев Морис Дени получил заказ от Ивана Морозова на декоративные панно по истории Психеи (таинственная повесть о соединении Души с Любовью - Психеи с Амуром) для московского особняка.

Когда Дени увидел свои панно в концертном зале Морозова, был ужасно расстроен. Они были повешены правильно, но наличие пустых пространств портило всё. Работать по чертежам и фотографиям значительно сложнее, чем живьем, и Дени предложил дописать дополнительные холсты (сперва хотели ограничиться восемью, но вышли все тринадцать).

Далее Морозов покупает тринадцать полотен Пьера Боннара, который отличается своей мягкой и интимной живописью.

Больше двух лет Иван Морозов ждал свой Матиссовский "Марокканский триптих. После этой истории его назовут "выжидатель шедевров". У Матисса он еще приобрел "Сидящую женщину", "Фрукты и бронза". Именно на фоне этого натюрморта Серов написал знаменитый портрет Ивана Морозова.

Иван Морозов заплатил никому не известному художнику по имени Марк Шагал сто рублей на "Парикмахерскую". Это был первый и незабываемый гонорар одного из самых знаменитых художников ХХ века. Морозов угадал с Шагалом и приобрел еще три картины: "Домик в Витебске. Дом в местечке с Лиозно", "Вид из моего окна в Витебске" и "За мандолиной. Портрет брата Давида".

Одна из последних его покупок - "Девочка на шаре" Пабло Пикассо.

Пабло Пикассо "Девочка на шаре". Лучшая из работ раннего "розового" периода
Пабло Пикассо "Девочка на шаре". Лучшая из работ раннего "розового" периода

Иван Морозов приобрёл еще мою самую любимую картину Пабло Пикассо "Портрет Амбруаза Воллара"

Пабло Пикассо "Портрет Амбруаза Воллара". Единственная картина Пикассо заключительной фазы аналитического кубизма
Пабло Пикассо "Портрет Амбруаза Воллара". Единственная картина Пикассо заключительной фазы аналитического кубизма

За одиннадцать лет Иван Абрамович Морозов приобрел 278 картин и 23 скульптуры. Он обошел всех не только в России, но и в Америке и Европе.

-11

А теперь начинается грусть, тоска, печаль и обида. В 1918 году началась национализация и реквизиция художественного имущества. Ивана Морозова выселяют из его же особняка, который становится музеем. Вы можете представить, какой это был для него удар? Иван Морозов выбывает из России в Париж.

Экспортно-антикварная кампания пережила несколько волн. Первую — в 1920 году, вторую — в 1922–1923 годах и третью, заключительную, — в 1928–1933 годах. Последняя оказалась самой мощной. Ученые, музейщики и прочая гуманитарная общественность уже не могли сопротивляться. К счастью, к концу 1933 года торговля произведениями искусства из советских музеев сошла на нет. В Германии к власти пришел Гитлер, и с верным посредником пришлось расстаться. То, что СССР торгует своими музеями, стало известно всему миру. Разграбление удалось приостановить вовсе не благодаря отчаянным протестам деятелей культуры.

Отобранные для продажи картины вернулись в ГМНЗИ — тридцать две из тридцати шести. Эрмитажные вещи продавали сотнями, а у москвичей забрали лишь четыре несчастные картины. Музей нового западного искусства влачил довольно жалкое существование, и дом на улице Кропоткина более уже ничем не напоминал роскошный дворец. Имя прежнего его владельца боялись даже произносить, жить с фамилией «Морозов» в СССР вообще было небезопасно. В 1928 году в первом каталоге ГМНЗИ Терновец все-таки рискнул поставить под картинами инициалы «Щ» и «М», хотя бы таким образом намекнув на бывшую принадлежность картин С. И. Щукина и И. А. Морозова. В 1930-х даже такое упоминание было равносильно самоубийству.

Музей изобразительных искусств рискнул выставить картины импрессионистов только после смерти Сталина. Полотна импрессионистов впервые повесили в залах музея на Волхонке в декабре 1953 года. А в разгар «оттепели», в мае 1956-го, в музее открылась выставка французского искусства «От Давида до Сезанна», которую привезли из Франции. Французская выставка 1965 года поставила рекорд посещаемости — чуть меньше четверти миллиона человек. Не откладывая, осенью того же 1956-го ГМИИ рискнул устроить выставку Пабло Пикассо, а Эрмитаж — Поля Сезанна. Но распространяться о том, кто и когда привез эти картины в Россию, еще было небезопасно.

С конца 1980-х имена Щукина и Морозова сделались чуть ли не нарицательными. Лучшие музеи мира теперь стоят в очереди на получение картин из коллекций двух наших самых великих коллекционеров.

-12

Невозможно сказать, чья коллекция была лучшей - Морозова или Щукина. Один проводил экскурсии и просвещал людей, второй - создавал музей, оберегая от посторонних глаз. Щукин влюблялся в художника, а затем выбрасывал из сердца вон, чтобы "заболеть" другим талантом. Морозов всегда ждал "свою" работу, платил сколько требовали и довольный увозил домой.

Они вошли в историю парой: Щукин - Морозов. Оба покупали работы практически одних и тех же художников, но между никогда не было соперничества. И никто из них не мог предположить, что когда-нибудь их коллекции объединят.

Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь и оставайтесь, ведь дальше будет только лучше.

С Лизой интересно

Telegram-канал