Найти тему
С Лизой интересно

Он привёз в Россию Пикассо и Матисса. Сергей Щукин

Оглавление

Каждый хоть раз бывал в Третьяковской галлерее, но задумывался ли кто-то из вас о том, как эти картины попали в Россию? Благодаря Сергею Щукину и Ивану Морозову мы имеем возможность наслаждаться лучшими картинами (и это оригиналы, а не "хорошие копии") французских импрессионистов, а также Гогена, Сезанна, Матисса и Пикассо.

Сегодня я вам расскажу об одном из наших величайших московских коллекционеров, который родился в дореформенные 1850-е, учился в пореформенные 1860-е, стажировался за границей в 1870-е, вошёл в семейное дело в 1880-е, стал покупать импрессионистов в 1890-е, Гогена и Матисса - в 1900-е, Дерена и Пикассо - в 1910-е, а умер в Париже за несколько лет до начала Второй мировой войны.

Я надеюсь, что вы готовы, потому что мы начинаем.

Сергей Иванович Щукин

Вероятнее всего, вы слышали о том, что братьев было четверо: Петр родился в 1853-м, Сергей - в 1854-м, Дмитрий - в 1855-м и Иван - в 1869-м году.
Каждый из братьев обладал невероятным художественным "нюхом".

Стоило лишь посмотреть на рисунок, картину или любую другую вещь, как они настораживались. Они не могли сразу определить, в чём дело, но что-то чувствовали. У Дмитрия такое "обоняние" было развито на старое искусство, у Сергея на новизну, а у Петра - на древности. И у каждого из них это было в крови.

Но Сергей оказался талантливее братьев. Сначала - как бизнесмен, потом - как коллекционер. Есть вероятность, из-за того, что заикался и был слабого здоровья (кстати говоря, он проживёт дольше всех), он всегда старался быть успешнее и богаче.

-2

Итак, есть две версии, как Сергей Иванович начал покупать новую живопись: выдуманный и правдивый. Начну с "выдуманного". Точнее, если говорить о философии, каждый человек интерпретирует слова по-своему и у каждого из нас своя правда.

Правда №1

Эта история от лица русского и советского живописца и художника-реставратора, искусствоведа, теоретика искусства, просветителя, музейного работника и педагога - Игоря Эммануиловича Грабаря. Был очень популярный журнал "Нива", который насчитывал четверть миллиона подписчиков в 1904 году (как вы догадывайтесь в тот момент страна была полуграмотная, и четверть миллиона человек - огромная цифра). Весной 1896 года "Нива" отправляет Грабаря в командировку в Париж, откуда он обещал присылать статьи о современном западном искусстве.
Вы можете себе представить его реакцию, когда он увидел своими глазами Гогена, Ван Гога и Сезанна? Оказалось, что можно писать картины по-другому, и это его шокировало. Вскоре появляется очерк "Упадок или возрождение".
При чём тут Сергей Щукин? Сейчас расскажу. В 1901 году Грабарь и Щукин оказались попутчиками в поезде, и позже Игорь Эммануилович напишет о том, как коллекционер-миллионер признаётся, что начал покупать новую живопись исключительно благодаря его статье о современных течениях и что именно она впервые убедила его в важности искусства и зажгла к нему интерес.

Правда №2

Истинной причиной любви к импрессионистам и начала коллекции стало влияние младшего брата Ивана, который жил во Франции и уже имел хорошее собрание картин. Благодаря брату Сергей мог видеть произведения лучших мастеров этой школы. После смерти Ивана часть картин досталась Сергею.

-3

Начало коллекции

Начал Сергей Иванович с романтичного пейзажа Камиля Писсаро "Оперный проезд".

Камиль Писсаро "Оперный проезд" с припиской художника "Эффект снега. Утро". В тот день, когда Писсаро писал площадь, день был пасмурный и в Париже шёл град.
Камиль Писсаро "Оперный проезд" с припиской художника "Эффект снега. Утро". В тот день, когда Писсаро писал площадь, день был пасмурный и в Париже шёл град.

После Писсаро Сергей Иванович мгновенно переметнулся к Моне и приобрел тринадцать его лучших полотен, в числе которых были "Стог сена в Живерни", "Белые кувшинки", "Руанский собор" (вечером и в полдень), "Городок Ветей" и "На крутых берегах близ Дьеппа".

Клод Моне "Стог сена в Живерни". Эрмитаж
Клод Моне "Стог сена в Живерни". Эрмитаж
Клод Моне "Белые кувшинки".
Клод Моне "Белые кувшинки".
Клод Моне "Руанский собор в полдень"
Клод Моне "Руанский собор в полдень"
Клод Моне "Руанский собор вечером".
Клод Моне "Руанский собор вечером".

Я видела эти картины своими глазами в этом году в Пушкинском музее и в Главном штабе Эрмитажа. Как я люблю говорить: "Восторг! Экстаз!"

В ноябре 1904 года Сергей Иванович купил только написанные Клодом Моне "Чайки. Темза. Эффект тумана" и совсем раннюю работу "Завтрак на траве".
Казалось бы, что тема Моне была окончательно закрыта, но в 1912 году он покупает действительно последнего Моне у своего брата Петра "Дама в саду".

-9

К 1912 году Сергей Иванович уже во всю скупал Матисса и Пикассо, и тут неожиданно он тратит 100 тысяч франков на "вчерашний день" и приобретает "очередного" Моне у брата. Вопрос "почему" возникает моментально, да?

Это очень забавная история. В 1907 году 55-летний холостяк Петр Щукин решил жениться, но есть одна загвоздка. До женитьбы его одиночество скрашивала некая мадемуазель (Петр Иванович представлял её своей племянницей), которая сопровождала его в путешествиях и проживала с ним в Москве. И тут он решил жениться, а молодая французская подруга захотела компенсацию. Эта мадемуазель решила, что молодость все-таки одна, и отступные ей нужны крупные, и она подала на Петра Ивановича в суд. И вы не поверите, она его выиграла в 1912 году. Деньги Петру Ивановичу потребовались огромные, и ему оставалось лишь продавать свои французские картины.

В итоге Сергей Щукин купил у брата все картины: двух Моне, "Площадь Французского театра" Писсаро, "Деревню на берегу Сены" Сислея, пастель Дега "Туалет" и "Обнаженную" и "После купания" Ренуара.

В конце сентября 1912 года Сергей Щукин приобретает в Париже две работы Матисса "Настурции" и "Танец", а через несколько дней ему приходит телеграмма о смерти Петра Щукина.

-10

Судьба сильно мстила Сергею Ивановичу Щукину за успех и богатство. В 1905 году Сергей не купил ни одной картины. Вам известно, что в 1905 году случилась Первая революция, и многие сочли разумным переждать за границей.

Перед отъездом Щукиных в Судан, пропадает сын Сергей, который будет найден в 1906 году в Москве-реке у села Хорошева. Он утопился. В 1910 году будет известно, что еще второй сын Сергея Щукина, Гриша, застрелился. Спустя пять месяцев после смерти второго сына Сергей Щукин пожертвовал 100 тысяч рублей на создание Психологического института при кафедре историко-филологического факультета Московского университета.

Накануне Рождества 1907 года жена Сергея Ивановича почувствует себя плохо и через несколько дней её не станет. В января 1907 года Сергей Иванович завещает свою галерею городу.

Сергей Иванович почувствует, что должен исповедаться и отправится на Синай жить в Монастыре. В отшельники Щукин явно не годился, это видно по его дневникам, которые он вел находясь в Монастыре. Ему предстояло выполнить другую миссию - открыть России Пикассо и Матисса.

К Рождеству 1908 года Сергей Иванович возвращается в Москву, а 2 января у себя дома покончил с собой его младший брат Иван Щукин. Иван Иванович Щукин любил красивую жизнь и имел страсть к коллекционированию. Но беда в том, что он еще был должен огромную сумму денег.

К сожалению, Иван Щукин так никогда и не узнает, чем обернулось его "просветительство" для судеб русской культуры, ведь лишь благодаря ему Сергей Иванович занялся коллекционированием.

Собрание Сергея Ивановича Щукина, согласно воле собирателя предназначена в дар городской Третьяковской галерее, где дополнит и продолжит собрание иностранной живописи С.М. Третьякова.

-11

Сергей Иванович продолжал покупать картины вопреки череде трагедий даже более активно, чем раньше.

Первого Сезанна Щукин приобрел в 1903 году - "Фрукты", далее последовала покупка "Букета цветов в вазе". В декабре 1904 года в Москву прибыла "Масленица" Поля Сезанна вместе с "Завтраком на траве" Клода Моне.

Покупать Гогена и Сезанна Щукин начал одновременно. Полю Гогену он отдавал явное предпочтение - шестнадцать полотен против восьми Сезанна.

Но самой большой любовью Сергея станет живопись Матисса, которую он полюбит с первого взгляда навсегда. Увлечение окажется настолько сильным, что он вступит с художником в переписку. Сергей Иванович купит тридцать семь матиссовских полотен и отправит ровно столько же писем. Картины он будет покупать прямо в мастерской, беря не только законченные, но и едва начатые. Летом 1908 года он резервирует "Игру в шары" и два натюрморта "Статуэтка и вазы на восточном ковре" и огромную "Красную комнату".

Первой картиной Пабло Пикассо для Сергея Щукина стала "Женщина с веером", которая ныне хранится в Эрмитаже.

Пабло Пикассо "Женщина с веером". В галерее им. Щукина она носила название "После бала". Сейчас находится в Эрмитаже.
Пабло Пикассо "Женщина с веером". В галерее им. Щукина она носила название "После бала". Сейчас находится в Эрмитаже.

Следом Щукин покупает "Любительницу абсента", "Портрет Сабартеса", "Две сестры" и "Старый еврей с мальчиком". В 1912 году Щукин купит "Дружбу" Пикассо.

Сергей Иванович Щукин один из первых понял, что XX век простился с художественными канонами. Матисс предельно упростил и обобщил форму, а Пикассо - обнажил её, после чего принялся разбирать на составляющие элементы.

Самое грустное, что за месяц до начала Первой мировой войны, Щукин получает письмо от своего друга галериста Даниэля Канвейлера с фотографией последних холстов и коллажей Пикассо и надеждами скорой встречи в Париже. Но Европа распалась на два лагеря, и Россия оказалась полностью отрезана от Франции. Даниэля Канвейлера как германского подданного выслали из Парижа, конфисковав имущество. Вскоре вся кубическая живопись, созданная художниками за три года до начала войны, будет продана за гроши.

-13

К 1913 году коллекция Сергея Щукина насчитывала 225 картин. Решив завещать коллекцию городу, Сергей Иванович перестал относиться к ней как к частному делу.

Желая, чтобы мой дар имел возможно более высокую художественную ценность, я решил не разбрасываться и сосредоточить все свое внимание и заботы на совершенствовании и пополнении существующего у меня собрания картин.

В 1912 году Щукин открыл для себя Дерена, и это увлечение было сильным, хотя и вынужденно коротким. За два предвоенных года Сергей Иванович приобрёл шестнадцать холстов Дерена. Весной 1914 пришла последняя картина - "Портрет неизвестного, читающего газету".

Андре Дерен "Портрет неизвестного, читающего газету". Эрмитаж
Андре Дерен "Портрет неизвестного, читающего газету". Эрмитаж

Сергей Иванович Щукин всё самое лучшее и интересное увозил в Москву, опережая американцев, а тем более французов. Потрясающий нюх на все новое значительное позволял ему оставаться неоспоримым лидером. Он обходил конкурентов количеством или качеством купленных работ, а иногда и тем и другим.

Кстати, печально знаменитые сталинские распродажи не коснулись щукинской части. Из ГМНЗИ (Музей нового западного искусства) исчезли всего четыре картины. В 1926 году Сергей Иванович решил переписать завещание, в котором завещал свою коллекцию Москве, и теперь всё движимое и недвижимое, в том числе картины, после его смерти переходит жене и детям. Однако большая часть имущества осталась в России, где декретом советской власти право наследования было отменено, а завещание было составлено и заверено во Франции, чья конституция не признавала конфискации без компенсации. Этот юридический конфликт не разрешен до сих пор: наследники Щукина требуют от Российской Федерации признать их законными владельцами национализированной коллекции, а власти РФ утверждают, что правопреемники они.

-15

Картины Щукинского музея соединены в одно целое с коллекциями Ивана Абрамовича Морозова, о котором пойдет речь в следующей статье. Я надеюсь, что смогла вас заинтересовать судьбой и коллекцией Сергея Ивановича Щукина. К сожалению, выставка импрессионистов в Москве закончилась, но если вдруг у вас будет возможность поехать в Петербург, то зайдите в Главный штаб Эрмитажа! Получите невероятное удовольствие. К тому же, теперь вы знакомы с историей этой коллекции и можете удивлять других своими знаниями.

Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь и оставайтесь, ведь дальше будет только лучше.

С Лизой интересно

Telegram-канал