Пока одни воюют и расчленяют, другие лечат и воскрешают. Любое поле боя порождает не только массу трупов, но и массу раненых, которых кому-то надо вытаскивать с того света - и вовсе не Господу, а вполне смертным врачам из плоти и крови. Именно эту тяжелую работу решил показать классик эпохи Нового Голливуда Роберт Олтмен в ленте “Военно-полевой госпиталь МЭШ” (1970), получившей Золотую пальмовую ветвь.
Война в Корее, начало 1950-х. Армия Соединенных Штатов поддерживает войска Южной Кореи в борьбе против КНДР. И в зоне боевых действий никак невозможно обойтись без медицинских частей.
Двух молодых хирургов, капитана Пирса по прозвищу “Соколиный глаз” и капитана Форреста по прозвищу “Дюк”, призывают на службу и отправляют в американский передвижной полевой госпиталь № 4077. Эти двое с самого начала заявляют себя, как заядлые бунтари и хулиганы: угоняют армейский джип; первым делом на новом месте принимаются ухлестывать за медсестрами; бесконечно подтрунивают над сильно религиозным майором и плохим врачом Фрэнком Бернсом; распивают “Мартини” в нарушение устава. Чуть позже к их компании присоединяется еще и торакальный хирург Джон Макинтайр, отзывающийся на кличку “Траппер”.
Но в окружающем безумии столь экстравагантное поведение кажется чуть ли не образцом здравого смысла. Пока кругом рвутся бомбы, а граждане двух Корей и США превращают друг друга в кровавую кашу, патриотическое начальство считает возможным читать нотации по поводу висящих в палатках эротических постеров, проводить футбольные матчи между разными подразделениями или вызывать военных врачей на лечение конгрессменских детей.
Разумеется, выходки Пирса, Форреста и Макинтайра находят самый решительный отпор со стороны консервативно настроенной части госпиталя: уже упомянутого правоверного христианина Бернса и медсестры Маргарет Халиган, которую врачи прозвали “Горячими губками”.
“Военно-полевой госпиталь МЭШ” продолжает традицию сатирических антивоенных произведений вроде “Уловки-22” Джозефа Хеллера или “Похождений бравого солдата Швейка” Ярослава Гашека, в которых ужас и бесчеловечие войны превращаются в повод для мрачного юмора, показывающего аудитории суть войн как таковых.
В фильме Олтмена говорится о войне в Корее, но он появился на экранах в 1970-м, потому всем было очевидно, что речь идет не о Корее, а о Вьетнаме (студия ХХ Century Fox настояла, чтобы ни в коем случае не упоминалась Вьетнамская война). Более того, собственно корейская тема не играет в сюжете никакой роли, и герои фильма значительно больше походят на американцев второй половины 60-х. Оппозиционный бекграунд картины подтверждается и тем, что сценарий написал Ринг Ларднер-младший, коммунист, фигурант Черного списка и близкий друг Далтон Трамбо . А задорную атмосферу добавили еще начинающие, но в будущем заметные актеры: Дональд Сазерленд, Роберт Дюваль, Том Скерритт, Эллиотт Гулд и Фред Уильямсон.
_________________
Поддержите наши публикации своим лайком 👍 и подписывайтесь на канал. И обязательно делитесь своим мнением в комментариях! 💬 Впереди еще много интересных и актуальных материалов из мира кино и литературы!