Далтон Трамбо был одним из самых высокооплачиваемых сценаристов в Голливуде 40-х годов, и его карьера оказалась разрушена, когда американские бюрократы принялись выискивать коммунистов за каждым столбом.
Принципиальный демократ, бывший журналист, а также автор «Римских каникул», «Спартака» и «Мотылька» стал главным представителем Черного списка Голливуда.
История кино, не столь далекая от нас, знает примеры творческих деятелей, достигших невиданных материальных успехов и при этом готовых на самоотверженные поступки во имя принципов и идеалов. Одним из ярчайших героев подобного рода стал Далтон Трамбо, в середине 1940-х добившийся статуса самого высокооплачиваемого сценариста Голливуда, а уже во второй половине этого же десятилетия потерявший всё — он отказался плясать под дудку Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности, которая за каждым углом искала коммунистов в киноиндустрии.
Человек, написавший «Спартака» и «Мотылька», «Римские каникулы» и «Храбреца», «Одинокие отважны» и «Без ума от оружия», на протяжении нескольких десятилетий доказал свою высокую квалификацию и собственным примером продемонстрировал, что преуспевающий кинематографист может быть и ответственным гражданином.
Предварить наш рассказ о нем хотелось бы фрагментом письма, которое Трамбо написал Кирку Дугласу по поводу исправления «Спартака» на этапе пост-продакшена:
«Все наши опасности и все наши обещания проистекают из того, что мы поставили очень высокие цели. Если мы хоть на мгновение откажемся от них ради чего-то поменьше — мы упадем гораздо ниже, чем если бы изначально целились невысоко. Собственно, дело не в спасении картины, а в том, чтобы сделать ее великолепной» из книги Кирка Дугласа «Я — Спартак!»
Эти вдохновляющие слова можно было бы отнести также к жизненному и творческому пути их автора. Имя Трамбо немного затерялось в тумане истории, но в последнее десятилетие его вновь вспомнили, благодаря фильму Джея Роуча «Трамбо» (2016-й год), где знаменитого сценариста сыграл Брайан Крэнстон. Картина держится в рамках традиционного «оскаровского» мейнстрима и излагает биографию героя несколько упрощенно.
Далтон Трамбо — образец творческой стойкости. Оставшись верным собственной гражданской позиции, он потерял возможность официально работать в Голливуде. Чтобы прокормиться, он стал с космической скоростью писать сценарии для фильмов класса «В», в том числе для таких лент как «Террор в техасском городке» и «Ракета Х-М». Но и в этом статусе Далтон Трамбо сумел анонимно получить два Оскара (за «Римские каникулы» и «Храбреца»).
Мы попытаемся углубиться в детали, посмотреть на борьбу Далтона Трамбо с обстоятельствами, и, конечно же, вынести для себя практические уроки, коих нас ждет великое множество.