Дамы и господа, говорит старший бортпроводник. Время вылета приближается, а значит, пора и на борт. Пройдя сквозь гейт, далее по телетрапу, либо через автобус, вы попадаете к самолету. В некоторых аэропортах нет ни того, ни другого, вам просто рукой укажут на самолет и скажут: "Вот тот".
Тем не менее, заветный вход в самолет прямо перед вами. Вход может осуществляться через один трап, как на фото вверху, может через два. В авиакомпании "Победа" очень любят этот прием, чтобы сократить время пребывания борта на земле. Чаще трап один. Установлен в передней части самолета слева по борту. Но может быть и с хвоста. Если самолет установлен на стоянку у международного терминала, а вы летите в Минеральные Воды, например. Частое явление для Домодедово.
Для самолетов побольше, с широким фюзеляжем, более стандартна установка трапа к середине борта, проще говоря ко вторым дверям. Для того, чтобы разделить потоки пассажиров сразу после входа, а значит меньше создавать толпу.
Для совсем больших самолетов, вроде А380 и Boeing 747 рекомендована установка сразу двух трапов, тогда и встреча пассажиров будет происходить сразу в двух точках в самолете.
Маленькие самолеты, вроде CRJ100 и ATR-72 не имеют возможности установки трапа вообще, у них ступени установлены на обратной стороне входной двери. Дверь открывается наружу вниз, откидывается, как бардачок в вашей ласточке, пассажиры заходят, дверь закрывается. Кстати, на ATR-72 вход всегда с хвостовой части. Там просто дверей спереди нет.
Нумерация рядов.
На рисунке сверху схематично изображен А320, салон разделен на бизнес класс и эконом. В любом самолете нумерация кресел начинается с первого ряда! Если самолет двухэтажный, то нумерация начинается сверху. То есть, на верхней палубе будет первый ряд, а нижняя палуба стартует с номеров 11-12, примерно. Это я сейчас про 747. Зависит от воздушного судна, но суть вы поняли. Для примера фото ниже:
Номер кресла имеет, помимо цифры, еще и букву. Кресло 1А. Буквы идут по алфавиту, слева направо. В любом самолете. То есть, данное кресло, это первый ряд, слева по борту, у иллюминатора. Кресло 12Е - двенадцатый ряд, правый борт, посередине. В Airbus литеры идут друг за другом, в некоторых Boeing могут идти иначе, например, A B C это левый борт, а K L M - правый. Однажды летал пассажиром в Air China, там было именно так.
Чтобы было проще разобраться, над каждым рядом кресел нанесена маркировка с номером ряда и литерами кресел. А - у иллюминатора, С - у прохода, там нарисован человечек.
Аналогично и с другим бортом, фото сверху: первый ряд, кресло F - у окна, кресло D - у прохода, Е - посередине. Обратите внимание на маркировку и не ошибетесь где именно вам разместиться. Это по узкофюзеляжным самолетам, то есть у которых один проход по салону между кресел. Если проходов два - широкий фюзеляж.
Нумерация кресел и рядов может быть нанесена на нижнюю часть багажной полки в виде стикера, либо под самой багажной полкой, то есть на ее нижней поверхности. В этом случае она будет еще и подсвечиваться до тех пор, пока открыта хоть одна дверь в самолете. Это вам подсказка по Airbus, если горят все лампы с нумерацией рядов, а при нажатии на кнопку вызова начинают моргать, значит какая-то из дверей открыта.
Выглядит, примерно, как на фото сверху.
Удобно ориентироваться по прибытию в аэропорт назначения, можно не вставать с кресел раньше времени.
С широким фюзеляжем чуть сложнее, потому что больше цифр и букв, но логика та же самая! Кресла A B C - левый борт, кресла H J K - правый. Средний блок кресел, между двумя проходами распределяется аналогичным образом.
Довольно просто, но каждый рейс мы слышим один и тот же вопрос: "А десятый ряд далеко?" Что сказать, через 10 рядов от входа. Ряды 30-40, соответственно, ближе к хвостовой части. Довольно часто, кстати, последний ряд кресел не имеет возможности откинуть спинку. Такая вот боковушка у туалета.
Кресло найдено, время размещаться. Куда деть ручную кладь?
Ручная кладь.
Полки над вашей головой, как и пространство под впередистоящим креслом предназначены именно для этого. Чем более рационально вы используете это место, тем более комфортным будет ваш полет и полет других пассажиров. Все, что можете сдать в багаж, сдайте в багаж! Полки имеют ограниченное количество места.
В школе в тетрис играли? Сейчас это умение вам может пригодиться. Во-первых не обязательно размещать свою сумку строго над своим креслом, так как в некоторых случаях это попросту невозможно.
Прямо над вами может находиться аварийно-спасательное оборудование, тогда на полке будет присутствовать маркировка "Не для багажа No Stowage". Значит, где-то на этой полке находятся аптечки, баллоны с кислородом, дополнительные спасательные жилеты, детские ремни, или огнетушители. Вы никогда не знаете, когда это может пригодиться. В случае, если тайминг уже идет на секунды, то у экипажа не будет времени снимать ваши сумки, необходимо быстрее достать оборудование и приступать к действиям. Вспомните это, когда будете пытаться разместить свою сумку возле аварийного оборудования. Еще раз: увидели наклейку "Не для багажа" - на полку ничего не кладем. Вообще ничего. А при попытке ее занять, люди в форме вас вежливо попросят этого не делать. Не надо ругаться или психовать, экипаж абсолютно прав.
Теперь внимание на фото сверху. Сумок идеально кубической формы не бывает, какая-то из ее сторон будет длиннее. Полки расположены вдоль борта, продольно. Для более рационального использования, сумку размещаем перпендикулярно! В таком случае больше места останется на полке, которое еще можно использовать. Положили сумку или чемодан так же продольно? Второй такой же рядом с вашим не влезет. Сумка влезла перпендикулярно, но край немного торчит за край полки? Не страшно, крышка полки имеет слегка выпуклую форму, а значит сможет закрыться. Для вашего же удобства внутри полок имеются стикеры с обозначением, как лучше разместить сумку, но на них никто не обращает внимания. Не можете закрыть полку? Не ломайте самолет! Либо зовем членов экипажа, либо ищем другое место самостоятельно.
Про размещение у аварийных выходов расскажу более подробно в отдельной статье.
Некоторые самолеты, типа А320 NEO, имеют в креслах USB порты для зарядки устройств, которые вы принесли с собой. Пользуемся, на здоровье, хоть весь полет, самолету электричества не жалко. Но провод для зарядки - ваш. Расположены либо под вашими коленями на вашем кресле, либо в нижней части впередистоящего кресла. Получается - перед вашими коленями.
После посадки.
Дамы и господа, добро пожаловать в международный аэропорт Dubai International! Заветная фраза прозвучала, а дальше все как под копирку: самолет продолжает руление, в проходе стоит толпа с чемоданами наперевес, готовая снести все на своем пути ради того, чтобы первыми выйти из самолета. Не надо так!
Во-первых, когда вы находитесь в салоне, вы не видите, что происходит перед самолетом, следовательно не в состоянии предугадать, когда командир резко нажмет на тормоз.
Во-вторых самолет качается, поворачивает, одним словом шевелится. Оставайтесь в своих креслах до полной остановки самолета! Граждане из стран СНГ очень любят расстегнуть ремни безопасности прямо в момент первого торможения, то есть через секунду после посадки.
Самолет на стоянке, командир об этом сообщит всем членам экипажа по громкой связи. Но не торопитесь вставать. Из самолета в любом случае выйдут все, все пройдут в аэропорт и попадут в свой отель. Встав в проходе раньше времени, вы просто создаете толпу и неудобство. А если еще и начинаете пляски с чемоданом, который влез на полку... За этим можно наблюдать бесконечно. Задерживаетесь и остались в самолете один? Бортпроводники вас поторопят, если надо - помогут.
Если вы сидите относительно близко к двери, через которую будет производиться выход, есть смысл поторопиться. Застегните карманы, проверьте, что ничего не забыли. Особенно важно документы и телефоны. Аккуратно возьмите свою ручную кладь и покиньте самолет. Чем быстрее и четче - тем лучше. Опять же, чтобы не создавать толпу и излишнюю суету.
Летите с ребенком? Проверьте, что ваше чадо не оставило ничего в кармане спинки впередистоящего кресла. И сами проверьте себя! Зачастую процедура по сдаче забытых вещей в камеру хранения довольно долгая и муторная. Ребенок малыш? Несем по проходу перед собой. Ребенок уже самостоятельно может идти по самолету? Ведем за руку перед собой. И осторожно! При выходе на трап всегда есть ступенька. А чем меньше людей остается в самолете, тем больше перепад высот с трапом. Самолет становится легче и стойки шасси разжимаются.
Я понимаю, что идеальных авиакомпаний не существует, везде есть свои нюансы, но, пожалуйста, при выходе из самолета попрощайтесь с бортпроводниками. Бывают неудачные дни, задержанные рейсы, неудобные кресла и плохая погода, но мы старались сделать ваш перелет безопасным и комфортным.
Благодарю вас за ваше драгоценное внимание, подписку и лайк, а еще, если увидите меня на борту, сразу кричите "Говорит старший бортпроводник!" Пусть это будет промокод на шоколадку и кофе в полете. Хорошего вам рейса!