Изучать корю на Западе гораздо сложнее, чем в Японии. Уже несколько лет я считаю, что это фактически невозможно, если только не заниматься под постоянным руководством инструктора, глубоко знакомого с японской культурой. В большинстве, но не во всех случаях, это означает, что он провел в Японии десять и более лет.
В своё время меня много критиковал эту позицию, но теперь, когда я уже более трёх лет нахожусь в США и отвечаю за обучение начинающих, я верю в это ещё больше.
На чём я основываю это убеждение? Я была новичком в современном японском искусстве и в США, и в Японии, я занималась преподаванием как классических, так и современных систем в Японии и здесь, на Западе. Сейчас я наблюдаю за людьми, которых тренирую, наблюдаю за их трудностями и успехами и сравниваю их со своим собственным опытом новичка в Японии. Простой факт заключается в том, что им приходится гораздо труднее, чем мне - и большинству других иностранцев, которых я знала в Японии.
Технически ребята справляются со своей задачей (в основном благодаря работе моего инструктора Фила Релника и большому опыту Мейка), но вот что им даётся нелегко, так это почти неподдающиеся определению «другие материи», которые так важны для общего восприятия корю.
В течение многих лет я пыталась сформулировать эти «другие материи», но без особого успеха. Большинство западных последователей корю сразу же понимают, о чём я говорю, в то время как те, кто не имеет накопленного опыта, отрицают существование «другой материи». Я не собираюсь спорить с этими людьми или заставлять их чувствовать, что их тренировки в чём-то неправильны – это просто совсем другое, не принадлежащее к аутентичной японской традиции. Корю существует в определенном культурном контексте - без этого контекста корю как традиционная японская социальная группа перестает существовать. Техника может быть сохранится - более или менее в неизменном виде - в течение жизни одного-двух поколений, но вне контекста рю, на мой взгляд, она станет чем-то иным, нежели корю будзюцу.
Поскольку я не могу перечислить все эти «другие материи», возможно, другая аналогия (в развитие великолепной «Кокосовой пальмы в Миссури» Дэйва Лоури) поможет передать мою неприязнь к попыткам преподавать корю за пределами Японии.
Представьте себе, что изучение корю начинающим в Японии похоже на пазл из 5000 деталей (в зависимости от школы он может быть даже двухсторонним). У вас есть не только крышка коробки с готовым изображением пазла, но и руководство инструктора, который может сфокусировать ваше внимание на определенных областях и подходах, а иногда даже передать вам кусочек. С годами вы сможете соединить техническую часть школы с её социальной средой, чтобы завершить пазл.
За пределами Японии вы изучаете корю без крышки коробки. Инструктор может помочь вам собрать общую схему, представляющее техническую часть, но при этом вы упускаете из виду общую картину, которая представляет собой японскую культуру. Конечно, со временем вы сможете собрать весь пазл, но на это уйдет гораздо больше времени.
Другой способ взглянуть на это - представить, что корю существует в матрице соединений и узлов, как старомодные деревянные игрушки Tinker Toys. В додзё инструктор помогает вам построить одну часть матрицы, в первую очередь технику и социальные обычаи, характерные для рюха. Остальная часть матрицы жизненно необходима для полного понимания, но это не проблема, поскольку именно в ней вы ведете свою повседневную жизнь. Иностранец в Японии постоянно сталкивается с чем-то, что совершенно не связанное с корю, и вдруг выясняется, что это играет важную роль в корю. Для тех из нас, кто изучал корю в Японии, это был просто процесс обнаружения соединений и узлов.
Что касается учеников, с которыми я работаю здесь, в США, то я нахожу, что их работа (и моя) намного масштабнее. Хотя процесс открытия специфических техник и традиций школы для моих учеников во многом такой же, как и для меня в Японии, остальная часть матрицы для них просто не существует. Выйдя за пределы додзё, они оказываются в совершенно чужой культуре. Они должны сами активно пытаться выстроить части матрицы, а затем понять, как они сочетаются друг с другом, опираясь на вторичные источники. В некоторых случаях я могу помочь, сконструировав и «прикрепив» один или два фрагмента, но традиционное учение рю редко охватывает большую часть этих «другие материи» в явном виде, и вся ответственность за разгадку ложится на ученика (неважно, здесь или в Японии).
В итоге, я считаю, что для начинающих учеников на Западе очень важно понимать, насколько сложной будет их задача. Входя в додзё, они должны научиться выходить из своей страны и попасть в Японию. Они должны научиться отбросить национальные склонности и права, и подчиниться тому, что на первый взгляд может показаться непонятным и произвольным набором правил поведения.
И наконец, не забывайте, что существует множество путей, и все они имеют свои достоинства и ограничения. Просто осознайте истинную природу своего пути и его препятствий.
ИСТОЧНИК: Some Thoughts on Learning Koryu in the West by Diane Skoss
Об авторе:
Диана Скосс основала компанию Koryu Books в 1996 г. и является создателем сайта Koryu.com. До переезда в Токио в 1987 г. она получила степень магистра библиотечного дела и магистра английского языка. В течение шести лет, начиная с 1990 г., она была главным редактором журнала Aiki News/Aikido Journal и отвечала за подготовку большинства книг, изданных Aiki News в период с 1990 по 1996 гг. В конце 1997 г. она вернулась в США, где вместе с мужем руководит додзё в Нью-Джерси. Её собственные тренировки начались с Томики айкидо в 1982 г. в Университете Индианы, и сейчас она имеет 4-й дан Дзиюсинкай, и 4-й дан JAA (Japan Aikido Association). Начала заниматься дзюкэндо (штык) и танкэндо (короткий меч) в 1990 г. под руководством инструктора Всеяпонской федерации дзюкендо Вакимото Ясухару (ханси 8-го дан). В настоящее время имеет 5-й дан по дзюкэндо и 3-й дан по танкэндо. В 1991 г. начала заниматься Синто Мусо-рю дзё под руководством мэнкё кайдэн Фила Релника (ученик Цунэо Нисиока и Такадзи Симидзу) и в настоящее время является мэнкё кайдэн, а также обладает 3-м даном по дзёдо Дзэн Нихон Кэндо Рэнмэй и 2-й дан по дзёдо Федерации Дзёдо США. В 1993 г. перешла в Тода-ха Буко-рю под руководством сокэ Нитта Судзуё, имеет лицензию окудэн. Также обучалась в атарасии нагината и дзюдо. Является редактором Koryu Bujutsu, Sword & Spirit и Keiko Shokon, серии «Классические воинские традиции Японии».