Фильм был снят Василием Шукшиным в 1972 году. В то время уже набирало обороты цветное кино, но Шукшин верно почувствовал, что черно-белый монохром здесь больше придется к месту.
Картина «Печки-лавочки» снята очень просто, искренне и даже безыскусно. И это оправданно.
А сколько в ней поэзии и красоты - столько не снилось многим режиссерам, претендующим на звание самых изысканных и продвинутых.
Ведь часто красота - в простоте. Согласны?
Семейная пара, колхозники Иван и Нюра Расторгуевы (в исполнении также семейного дуэта Василия Шукшина и Лидии Федосеевой-Шушкиной) села в поезд и отправилась на юг. Проще говоря - слезли со своих деревенских печек и пересели на лавочки в поезде.
Впервые в жизни Расторгуевы выбрались в большой мир из своего маленького села, на людей посмотреть, себя показать. Не имея опыта общения с искушенными "городскими", Иван и Нюра то и дело попадают впросак. А иногда даже оказываются на грани того, чтобы быть снятыми с поезда доблестной милицией.
Картина пронизана светлым, добрым юмором. Расторгуевы наивны, но не глупы, забавны, но не смешны. Такая вот перед нами предстает добрая и простая история.
Только вот на протяжении всей картины никак не отпускает острое, щемящее чувство потери. Словно бередит душу утрата чего-то важного, близкого и родного. Того, что в 70-е годы было естественной частью нашей жизни, и чего теперь не найдешь ни за какие деньги.
В наше время нипочем не встретишь такого вора а-ля Робин Гуд, как герой Буркова. Который не только не обчистит наивных Ивана с Нюрой, но даже подарит случайной попутчице кофточку (считай, отнял у богатых, отдал бедным). И который спас неискушенных Расторгуевых от высадки с поезда и от разборок с органами правопорядка. И, между прочим, герой Буркова при этом рисковал личным комфортом, и даже свободой, ведь ему пришлось засветиться перед милицией, а значит, и сбежать с поезда. В наше время если преступник тебя в живых оставит - уже ему огромное спасибо.
А еще сейчас не встретишь такого профессора (Всеволод Санаев), который от чистого сердца пригласит пожить неизвестных ему колхозников в собственную московскую квартиру, организует им поход по магазинам, интервью, культурно-развлекательную программу. Напротив, в наше время даже многие родственники ни за что не приютят гостя столицы, не говоря уже о посторонних людях.
И разумеется, в наши дни вряд ли возможна ситуация, произошедшая между Иваном Расторгуевым и главным врачом санатория. Которая удивительна тем, что один ее участник не умеет дать взятку, а другой - не умеет ее брать. В наше время такими способностями обладает каждый взяткодатель и взяткополучатель.
И конечно, от сцены в самом начале фильма, где Расторгуевых всем селом провожают на юг, тоже веет острым, щемящим, никак не отпускающим тебя ощущением потери. И так хочется снова "научиться просто, мудро жить".