Крайне навязчивая страшилка о глобальном потеплении уже всем порядком поднадоела. Однако климатические исследования продолжают вестись и обнаруживаются довольно любопытные вещи. Так в марте этого года межправительственная группа экспертов обнародовала основные шестые по счету выводы, которые касаются изменения климата на нашей планете. Итак, стоит ли опасаться глобального потепления нам расскажут новые исследования.
В последнее время подобные материалы уже принято воспринимать в глазах общественности как отвлекающий от основных событий маневр. Ну в лучшем случае как игру в пользу зеленых. Выяснилось, что это не так. По крайней мере многие стереотипные представления о критичном уровне воды в океанах, таянии ледников, засухах, извержениях и прочих катаклизмах заметно пошатнулись.
Во-первых, наконец-то была названа та точка во временной шкале климата, в которой мы находимся. Судя по тем организмам, которые удалось извлечь из отложений древнего океана, последние 50 млн лет на планете наблюдалось похолодание где-то в пределах 10-15 °C. За это время успели оледенеть Антарктида и Гренландия.
А затем пару миллионов лет назад установилось межледниковье, в котором мы, собственно, и находимся. Оно получило еще научное обозначение как голоцена. Наш отрезок межледникового существования начался где-то 12 тысяч лет назад, и все ошибочно думали, что впереди нас ждет очередной ледниковый период.
Однако соразмерив все параметры, из которых складывается картина климата на Земле, ученые пришли к утешительному выводу: по поводу оледенения можно не беспокоиться еще ближайших 40-50 тысяч лет. Тем более, что естественные колебания климата происходят каждые 60-70 лет. Например, мы застали два пика потепления – в начале 40-х и в 90-х прошлого столетия.
Так в 40-х Арктика стала освобождаться ото льдов на период двух летних месяцев. Что позволило СССР проложить Северный морской путь. В то время как следующее потепление в 90-х уже задало вектор на последующий всеобщий разогрев планеты.
Кто сбил «настройки»?
Вывод климатологов заключается в следующем: в нарушении естественного понижения температуры на планете виноват антропогенный фактор. А именно выбросы в атмосферу парниковых газов. Этим умозаключениям стоит доверять, так как нынешние показания температур сравнивались со «следами климата», извлеченными изо льдов Антарктиды, где парниковые газы сохранились в своем первозданном состоянии.
И все дело оказалось не в выделении энергии от человеческой деятельности, а именно в парниковых газах, которые скапливаются в атмосфере. Они взяли на себя роль отражателя излучения, идущего от Земли. Причем перенаправляют газы его не только вверх, но и обратно. Получается, что не так опасны СО2 и метан, как водяные испарения. И тут же напрашиваются выводы о повышении уровня мирового океана, таяние ледников, затоплении прибрежных мегаполисов и т.п.
Как выяснилось, все обстоит несколько иначе. Во-первых, растаявшие айсберги по объему займут ровно столько же, что и в твердом состоянии. По последним данным за последний межледниковый период уровень океана повысился всего на 20 см, что не повлияло даже на очертания береговой линии. Во-вторых, даже при самом пессимистичном раскладе к концу нашего столетия планете грозит повышение уровня мирового океана не более чем на 50 см.
Что касается городов, которые могут уйти под воду, то при подобном повышении уровня воды вполне возможно скорректировать его насыпями и дамбами.
Темная сторона медали
Несомненную опасность потепление может принести при таянии зон вечной мерзлоты, которые имеются в Канаде и в России. В этом случае их территория может превратиться в болото со всеми вытекающими последствиями. А это прежде всего испарение метана из торфяников. Другая опасность – размораживание бактерий и инфекций давно забытых и похороненных во льдах.
К тому же может измениться характер осадков вплоть до ливневых наряду с наводнениями и засухами. Но все это прогнозируется не раньше, чем климат пройдет свою критическую точку. Вот она как раз будет характеризоваться таянием зон вечной мерзлоты, гибелью лесов Амазонки, замедлением Гольфстрима, появлением смерчей в средней полосе.
Вдобавок флора и фауна не будут поспевать за быстрой сменой климата. А это грозит массовым вымиранием видов.
Деторождение отменяется?
И все же человечество ищет способы замедлить рост парникового эффекта. Так одно время надежды возлагались на геоинженерную идею. А именно распространение аэрозолей, которые помогут снизить солнечное излучение. Однако эксперименты с единственной планетой показались чересчур опасными: эффект аэрозолей сильно напоминал последствия извержения вулканов.
К тому же был чреват такими побочными явлениями как засуха и замедление темпов роста растительности.
Поэтому сегодня так активно проводится политика внедрения зеленой энергетики. Несмотря даже на то, что ее отходное производство по «выхлопам» в разы превосходит атомную. Недаром климатологи пока склонны считать, что атомная энергетика представляет наиболее безопасный вариант.
Наконец, нашлись те, кто усмотрел угрозу климату в перенаселении планеты и счел благом сократить деторождение. Правда опыт Китая показал, что запрет на деторождение – тупиковый путь. В итоге собственных ограничений жители Поднебесной получили состарившееся население, потому что оказался нарушен возрастной баланс: число пенсионеров стало превышать работоспособное население.
На сегодняшний день китайское правительство вынуждено было отказаться от идеи ограничения деторождения.
Остается добавить, что та опасность потепления, которую нам рисуют, не совсем фатальна. Поспорить с природой, конечно, не удастся, но и строить мрачные прогнозы на будущее не стоит.
А что думаете вы, дорогие читатели, по поводу потепления? Нет ли в продавливании этой угрозы второго дна: социального, экономического и в последнюю очередь климатического?
Не забывайте подписываться на наш канал и ставить лайки. Территория Хакнем открыта для самых разных позиций и мнений, которые вы можете оставлять в комментариях.
Автор: Ольга Трущалова, независимый автор медиагруппы “Хакнем”.