Найти тему
Клуб Подвальчик

Судьба... взгляд сквозь века. У кого просить помощи о судьбе?

из свободного поиска
из свободного поиска

В тёмных расселинах ночи

Прялка жужжит и поёт

Пряха незримая в очи

Смотрит и судьбы плетёт

А. Блок, Песнь Гаэтана

из пьесы "Роза и крест"

Судьба... одна из тех субстанций, которые являются первоэлементами любой мифологии. Столь же архитепичен образ судьбы как нити, а богиня судеб – обязательно женщина, пряха. Что же это такое, Судьба?

Везде само понятие судьбы, предначертанного, воспринимали по разному. Для древних греков судьба была жёсткой предопределённостью. Раз уж прописано тебе убить отца и жениться на собственной матери – как ни дёргайся, а всё равно придётся. На этом основана если не вся, то большая часть греческой мифологии: герой получает нехорошее предсказание, пытается отвертеться, но все его потуги лишь приближают исполнение судьбы. Богини судьбы – мойры – малозаметные, но при этом самые могущественные из олимпийцев, ибо даже судьба самого царя богов Зевса в их руках. Отношение к судьбе, кстати, было водоразделом, отделявшим "цивилизованных" греков от окружавших их варваров: в упрёк варварам ставилось то, что они не верят в судьбу. Кстати, то же писали о славянах во времена язычества: славяне, де совсем дикие, не верят в предопределение и считают, что сами способны управлять своей судьбой.

· Отношение к судьбе, как к предопределённости ставит под большой вопрос ответственность человека: Если всё предопределено, то за что же ты должен отвечать? Виновен ли Эдип в том, что убил отца и женился на матери? Ведь так было предначертано! Единственно логичное решение этого вопроса предложил в своё время Кальвин, но решение получилось как-то очень людоедское... Признавая доктрину о двойном предопределении, кальвинисты тем не менее говорят, что спасение подаётся только по вере во Христа и дела веры для спасения не нужны, но по ним определяется, истинна ли чья-либо вера или нет. Есть дела — значит есть вера. Понять это можно одним простым уравнением: вера = спасение + дела, а не вера + дела = спасение.(википедия)

Как видно, разные народы относились к судьбе по разному. Из индо-арийской культуры к нам пришло понимание судьбы, как кармы: человек волен совершать поступки, которые порождают последствия, а эти последствия потом придётся самому же и расхлёбывать. Само слово "карма" на санскрите означает "действие".

В попсовой, экзотерической трактовке говорится о добрых и злых делах, за которые следует награда или наказание, в более продвинутых версиях, которые дают ученикам в буддистских монастырях говорится именно о причинах, которые мы создаём своими действиями и последствиях, которые потом приходится расхлёбывать. Последствия эти проявляются не столько в цепи событий, сколько в условиях, в которые мы попадаем.

Что же и кто предопределяет нашу судьбу?

В христианстве и других авраамических религиях это Бог, но в этом культурном коде Бог это вообще всё, так что тут говорить особо не о чем. Единственный вопрос тут – об ответственности человека. Если всё, даже веру, даёт Бог, то как можно карать человека за безверие? Эту проблему решил Кальвин, но об этом было сказано выше.

В языческих религиях судьбой заведуют женщины, пряхи и общность этого образа говорит о его древности и архитепичности. В греческой и римской культуре (а вторую мы вполне можем рассматривать как вариант первой, только с другими именами) их три сестры: первая прядёт, вытягивая нить судьбы и тем давая жизнь человеку, вторая наматывает кудель, тем самым определяя судьбу, третья обрезает нить жизни, тем самым ограничивая срок жизни человека. Прядёт у греков Клото, пряха (у римлян – Нона), определяет судьбу Лахесис, дарующая жребий (Децима), а обрезает нить Атропос, неотвратимая (Морта). Происхождение мойр туманно и версии их родословной разнятся. Одни античные авторы утверждают, они были дочерьми Зевса и Фемиды, другие – что они дочери Кроноса, а значит являются сёстрами богов олимпийцев, но есть версия, что они дочери Нюкты – ночной тьмы, которая родилась непосредственно из первозданного Хаоса. Получается, что мойры старше Урана и Геи, представляют самые древние хтонические силы, неподвластные ни людям, ни богам.

Судьба в такой модели неумолима и внеморальна. Человек уже рождается с предназначением быть царём или рабом и изменить это нельзя (о чём, собственно и рассказывает большая часть греческих мифов).

В разное время мойр (парок) изображали по разному. Сейчас часто их представляют в виде трёх женщин разного возраста: Клото в виде молодой девушки, Лахесис – красивой зрелой женщины, а Атропос – старухи, но в древности чаще всего их изображали одинаково молодыми или (реже) одинаково старыми.

У германцев тоже было три богини судьбы – норны: Урд (что значит прошлое), Верданди (настоящее или становление) и Скульд (будущее или должное), но их функции совсем иные, нежели у мойр. Они живут в Мидгарде, то-есть в нашем, срединном мире, возле источника Урд, что вытекает у корней мирового ясеня Игдрасиль и ухаживают за деревом. С ними же связано популярное руническое гадание из трёх рун: первая в ряду показывает прошлое или источник проблемы, вторая – настоящее или суть проблемы, а третья – что должно сделать, чтобы проблему разрешить.

Тут мы сталкиваемся с одним важным отличием в миропонимании северных народов и античной цивилизации: понятием долга. То, что должно сделать, но вот сделает это человек или нет – его свободный выбор. Поэтому имя третьей норны – Должное, а не Неизбежное, как у греков. Это уже гораздо ближе к идее кармы, которую человек создаёт сам своим выбором и своими поступками. И, в то же время, идея неизбежности присутствует и в германской мифологии, а тема пророчеств там чрезвычайно сильна. И даже сам Один силе пророчества противостоять не может. Рагнарёк неизбежен.

Идея долга, свободного выбора была сильна и у славян до христианизации. Не зря же само слово "судьба" однокоренное со словом "суд". Эти идеи до сих пор составляют основу русского менталитета, а измена долгу почитается тягчайшим преступлением.

Богини-пряхи известны в славянском и балтском язычестве, и там и там они связаны с судьбой. Впрочем, эти две ветви – балты и славяне – достаточно близки между собой и до конца XIX века балтов называли балтийскими славянами, не отделяя их от общеславянской общности. У литовцев известна богиня Верпея – пряха, которая прядёт судьбы людей. Каждому человеку – своя нить. Прядёт она сидя на небе и нити жизней свешиваются вниз. На конце каждой нити – звезда. По мере жизни человека нить удлиняется, поэтому звёзды детей висят высоко и видны слабо, а ярче всего светят звёзды стариков, которые висят на своих нитях уже почти у самой земли. Когда человек умирает, его нить обрывается, а звезда падает.

В славянском пантеоне такой пряхой была Макошь (или, как её ещё пишут, Мокошь) – единственное женское божество, чей чур стоял на холме в Киеве. Макошь объединяла функции пряхи судеб и богини плодородия. Была советницей основных богов по социальным вопросам и вопросам отношений. Понимала людей лучше остальных богов. Её спутницы Доля и Недоля помогали ей в построении человеческих судеб, направляли и исправляли дороги человека. Без прялки Макоши не складывались и судьбы богов, что напрямую отправляет нас к Мойрам, но предопределенности тут нет. Макошь вполне может исправить нить. Надо только уметь попросить.

Во многих сказках помогала в деторождении и воспроизводстве, что роднит её с Рожаницами – спутницами Рода, принимающими ребёнка в явленном мире и назначающими его судьбу.

Вера в Рожаниц (в южнорусских землях их чаще называли суженицами) сохранялась в народе очень долго, как минимум до конца XIX века. отношение к ним в народе было двояким: с одной стороны их уважали, а с другой боялись и не считали благими, хотя они и помогают при родах. Считалось что они могут назначить не только добрую, но и злую судьбу. Чтобы этого не случилось их задабривали: когда рождался ребёнок собирали богатую трапезу, стелили на стол чистую скатерть, пекли специальный ритуальный хлеб, которым угощали в первую очередь повитуху.

И хотя судьбу человека назначают при рождении, согласно вере наших предков судьба – не приговор. Судьбу прежде всего определяем мы сами, своим выбором, своими поступками. Но можно обратиться и к богине судеб – Макоши с просьбой исправить судьбу, исполнить заветное желание. Если сделать это правильно, Макошь поможет, если есть ошибка, исправит и подскажет. У нас в клубе проводится семинар "Обряд исполнения желания богини судьбы Макоши", на котором мы на практике изучаем способ обращения к богине, делаем обряд на исполнение желания.