Известно, что дети раннего возраста быстрее усваивают слова-существительные и начинают использовать их в речи: "мама", "ляля" и т.д. Гораздо труднее идёт усвоение глаголов.
Но именно наличие в активном словаре малыша глаголов является показателем интеллектуального развития малыша.
Развитию глагольного словаря (глагольной лексики) ребёнка я посвящу отдельную статью.
В данной статье разговор пойдёт о картинках, стимулирующих использование в речи глаголов, то есть, способствующих развитие речи.
Развитие речи дошкольника при обсуждении картинок с изображениями действий куклы (Что делает кукла? )
Подготовка к занятию.
Нарисуйте, либо найдите в журналах, картинки, на которых хорошо известная (и, желательно, любимая) ребёнку игрушка совершает различные действия: сидит, лежит, ест, играет с мячом, едет на машине и т.д. Это может быть кукла, мишка, зайчик, Петрушка.
Таким образом, у вас будет подготовлена серия картинок с изображением разнообразно и активно действующей игрушки, олицетворяющей человека, ребёнка (даже если это мишка).
Ход занятия.
Перед ребёнком выполните определённое действие с куклой. Например, посадите её за игрушечный стол, поставьте на стол тарелку, возьмите ложечку и покажите, что «кормите» куклу.
Задайте вопрос: "Что делает кукла?". И сами ответьте на этот вопрос.
После этого попросите ребёнка найти картинку, на которой кукла «кушает» (с ребёнком говорите именно "Катя кушает", а не "Катя ест").
После этого посадите куклу в машину "Катя что делает?", "Катя катается на машине". И помогите ребёнку найти соответствующую картинку.
Затем куклу можно положить в кроватку "Катя спит", посадить в ванночку "Катя купается" и т.д.
Все свои действия и действия куклы на картинках взрослый должен сопровождать речью, в том числе обязательными вопросами к ребёнку: «Что делает кукла?».
Данное задание способствует целенаправленному пополнению активного словаря ребёнка глаголами, при этом, все глаголы включены в предложения, что, в целом, способствует развитию речи детей.
! Немаловажное значение при выполнении данного задания имеет развитие зрительного восприятия ребёнка. Переход от восприятия объёмных предметов к плоскостным (изображениям игрушек на картинках) имеет определённые трудности для ребёнка раннего возраста.
В развивающем пособии "Корзинка" также используются плоскостные картинки:
Постепенное усложнение подобного рода заданий с картинками.
Самые первые картинки с изображениями куклы должны, по возможности, быть срисованы с реальной куклы, так как восприятие плоскостных изображений у ребёнка может быть ещё не сформировано, и малышу сложно найти нужную картинку.
Показывайте действия знакомой куклы Алёнушки, и на картинках должна быть изображена также действующая кукла Алёнушка.
Постепенно на картинках могут быть изображены действия других кукол: играем с Алёнушкой, с Катей, а на картинках то же действие выполняет Буратино. Поэтому задаваемые ребёнку вопросы и ответы к ним будут немного изменены: «Вот как хорошо кушает наша Алёнушка. Посмотри, а на картинке кто кушает? Буратино. Что делает Буратино? Тоже кушает.»
! С ребёнком раннего возраста используем картинки, на которых действуют игрушки-куклы.
Для ребёнка среднего возраста подберите серию картинок с действующими детьми: девочка моет куклу, мальчик насыпает в грузовик песок и т.д.
Используете ли вы картинки для развития речи ребёнка?
#дети #ребёнок #дошкольноеобразование #дошкольноеобучение #образование #дошкольник #семьяидети #развитиеребёнка #развитиедетей #развивающиеигры #развивающиеигрушки