Погружение в бизнес-аналитику. Базовые знания для построения бизнес-процессов. Разница между оптимизацией и реинжинирингом.
История развития теорий
Майкл Хаммер и Джеймс Чампи в своем труде по реинжинирингу дают следующее определение бизнес-процесса: «Бизнес-процесс – совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности «на выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя».
Как развивались теории:
- Тему реинжиниринга специалисты по менеджменту начали разрабатывать уже во второй половине 80-х гг. Основы этой теории были заложены в 1984-1990 гг. в США в ходе исследовательских работ под эгидой Массачусетского технологического института и Гарвардского университета.
- Понятие реинжиниринг стало популярным после публикации статьи американского экономиста, профессора Гарвардской школы бизнеса М. Хаммера "Реинжиниринг традиционных методов работы: не автоматизируйте их, а отвергайте" (Harvard Business Review. 1990. N 4)
- Со второй половины 90-х годов методологию реинжиниринга начинают использовать в своей работе крупнейшие компании - лидеры мирового рынка. К ним можно отнести: Кодак, Форд Моторс, АйБиЭм, Проктер энд Гэмбл, Джэнерал Моторс, Хьюллеи-Паккард.
- Руководство к своду знаний по бизнес-анализу (англ. A Guide to the Business Analysis Body of Knowledge, аббревиатура BABOK) — руководство по бизнес-анализу, выпущенное Международным институтом бизнес-анализа (IIBA), в котором делается попытка отразить передовой опыт и предоставить структуру, описывающую области знаний, необходимые действия, задачи и методы. (с 2005 года)
Оптимизация и реинжиниринг бизнес-процессов
Два подхода к изменению и улучшению текущих процессов в организации.
Методы обследования
В зависимости от объекта исследования выделяют следующие методы обследования:
- Процедурно-ориентированный метод – объектом исследования являются процедуры обработки информации.
- Предметно-ориентированный метод изучает элементы информации на предприятии.
- Метод анализа по структурным элементам системы управления изучает структуру подразделений и функции, выполняемые ими по управлению финансово-хозяйственной деятельностью.
- Метод анализа выходов изучает зависимость управленческих решений от начальных условий.
- Метод реакций на воздействие изучает реакцию системы на какие-либо воздействия.
*В ходе практического проведения обследования бизнес-процессов предприятия применяются, как правило, все эти методы в комплексе.
Основными методами сбора данных при обследовании являются:
- Анкетирование;
- Интервьюирование;
- Сбор документов;
- Наблюдение.
Способы описания
- текстовый (естественный язык) - описание процесса, которое получается в ходе интервью с экспертом в предметной области.;
- текстовый (формальное описание) - использует заранее определенные словесные конструкции и обороты, а также глоссарий терминов (если … то… иначе…).;
- графический* (свободная или формальная нотация) - позволяет наглядно представить последовательность и логику процесса. Свободная нотация элементы для описания устанавливаются аналитиком произвольно (карточки Miro). Формальная нотация - имеет четкие установленные правила (BPMN2, UML).
- комбинированный - может использовать элементы из всех вышеуказанных методов.
*У графических способов представления информации о бизнес-процессе есть и недостатки. На диаграмме бывает довольно сложно отобразить отдельные характеристики процедур, и тут мог бы помочь дополнительный текстовый комментарий к диаграмме.
Поэтому в консалтинговой практике сложился определенный стандарт на способ описания бизнес-процесса: это графическая модель процесса в определенной формальной нотации, и дополнительное текстовое описание процесса, четко структурированное и формализованное.
Стандарты графического описания:
- Семейство стандартов IDEF (в частности, IDEF0, DFD, IDEF3);
- Семейство стандартов ARIS (в частности, нотация EPC);
- Семейство стандартов UML (Usecase diagram, activity diagram)
- Нотация BPMN2 (Business Process Modeling Notation)