Найти тему
Александр Дедушка

"Что написано пером?" - Полюбите меня за...

Письмо
Письмо

Задания о ЛЮБВИ

Переходим к третьей ценности новой российской идеологии – Любви. Работу с этой ценностью мы уже с Вами рассматривали неоднократно и достаточно подробно. Эти домашние задания могут дополнить систему работы с этой ценностью.

Любовь для меня – это…

Начнем с определения. Как каждый для себя формулирует понятие о чувстве любви. (Неуклюже выразился, но Любовь настолько неуловима и уходит от любых попыток ее определения, так что неуклюжесть неизбежна и простительна.)

Эту неопределенность и неопределяемость любви, как и ее всеохватность чувствуют и понимают многие ребята:

«Любовь для меня – это состояние души. Иной раз просто словами ее не объяснить.

Любовь – это царица всего мира, овладевающая человеком каждую секунду.

Любви все возрасты покорны». Мурат.

Разновекторность любви хорошо подчеркнута в следующей работе пятиклассницы Насти:

«Любовь бывает разная. Любовь бывает к родине, к России.

Если бы не было любви, то воцарилось бы зло по всей планете. Люди бы стали недружелюбны, невеселыми, злыми. Настал бы хаос.

Любовь бывает дружеская. Это когда двое или трое людей очень-очень дружат и постоянно ходят вместе, гуляют, делают уроки и советуются только с ними.

Для меня любовь – это чувство к другому человеку». Настя.

Насчет хаоса – хорошо. В пятом классе понимать, что любовь – связующая крепь всей Вселенной…

Удивительно то, что относительно редко упоминается «классический» вид любви, казалось бы, характерный для мировоззренческого уровня подростков:

«Нет ничего лучше, чем любить и признаваться в любви. Ну, а теперь серьезно. Любовь для меня – это когда я не могу ни есть, ни пить, я думаю только о том пане, в которого влюбилась, и я думаю это серьезно. Если я влюбилась, то это навсегда». Ксения.

А вот интересная работа с точки зрения бытового и художественно-образного определения любви. За непритязательным фольклором в ней видна художественная проницательность:

· «Любовь – это болото, в котором плавают два идиота.

· Любовь – это сказка, а через 9 месяцев коляска.

· Любовь – это канат, который черти тянут прямо в ад.

· Любовь – это для меня такой червячок, который поселяется в твоем теле и будоражит его при одном только взгляде объекта любви.

· Но чтобы червячок не ушел, нужно приложить немало усилий.

· Любовь к родным, друзьям или к Родине, а также к человеку прекрасна в любом случае. Пусть даже она не взаимна, и в сердце того, кого любишь, червячка нет. Лучше любить, чем не иметь такого чувства». Таня.

Обратите внимание на последнее замечание. Как будто специально под нее – следующая работа:

«Сейчас любовь для меня – это главная ценность в жизни, то, чего мне так не хватает. И я сейчас говорю не только о любви к противоположному полу, нет, я не могу любить друзей, родных и т.д. Не знаю, что со мной происходит. Радует то, что в лагере меня, по крайней мере, говорят, что любят (думаю, говорят правду). Если бы у меня на данный момент не было лагеря, не знаю, что бы и делала. Постараюсь и я полюбить всех вас. И вообще, я считаю, что без любви невозможно ничего в этом мире. Чем больше любви, тем лучше. Люди, любите друг друга». Женя.

Здесь нет уже никаких определений любви, есть лишь жгучая потребность в ней. Радует, что лагерь хотя бы в какой-то степени помогает реализовать эту потребность.

Но вернемся к попыткам определения ускользающей сути любви:

«Любовь – это такая штука, которая делает тебя лучше, которая даже в самом последнем уроде сохраняет капельку нежности, тепла и доброты. С другой стороны, это чувство, превращающее человека в жестокое существо. Это чувство, которое разъедает тебя изнутри, которое заставляет тебя делать безумные и иногда жестокие поступки. Это то, что внутри тебя, это то, что снаружи, это то, чем мы дышим, чувство, неразрывно связанное с Богом. Любовь – это боль и это радость. Любовь – это тяжелая изнуряющая работа. Любовь – это жизнь». Вадим.

Мы опять вернулись к всеохватности любви, к любви как основе всей жизни.

А напоследок – работа, которая пытается соотнести возможности любви со своими возрастными особенностями:

«Любовь для меня – это чувство привязанности, нежности и доброты к какому-либо человеку. Познать любовь – это познать себя, и я думаю, что на это способен человек, достигший 17, 18 лет. То, что мы испытываем сейчас – это привязанность.

Но мне кажется, что каждый из нас познал только какую-то частичку любви.

Еще существует любовь, которая приносит боль – безответная и запретная. Человек, перенесший и преодолевший препятствия, становится закаленным.

И я точно знаю, что настоящая любовь у нас впереди». Люда.

Люда, осталось только пожелать тебе, чтобы так все и было в твоей жизни!

Полюбите меня за…

Смысл задания – попытаться выявить в себе все самое лучшее и сделать это в «свете любви» как самом проницательном и теплом свете.

Настоящая любовь вообще-то, конечно, безусловна. Но важно чувствовать в себе «опору» для любви. И этой опорой являются те хорошие качества, которые ты осознаешь в себе и которые достойны любви со стороны.

Что же получилось? Начнем с достаточно парадоксальных работ:

«У меня характер не ахти. Меня, впрочем, любить не за что, или просто я не замечала. Мне могут доверить тайну, но лучше этого не делать!». Настя.

Бесподобно, не правда ли? Настя, явно не уверена в своих лучших качествах и в том самом главном, которое она попыталась вынести в качестве основания для любви, но сразу же подвергла его сомнению. А вот еще, похоже:

«Полюбите меня за доброту, чуткость, отзывчивость. Хоть эти качества еще не открылись во мне, они откроются. Я думаю, эти качества есть во мне». Катя.

Вот еще несколько работ. Это уже те ребята, которые не ставят под сомнения свои лучшие качества:

«Это, конечно, нескромно – себя хвалить, но я считаю себя верным и отзывчивым человеком». Дима.

«Полюбите меня за откровенность, чистую душу». Катя.

«Полюбите меня за мою прямолинейность и бесконечное веселье. И вообще, за то, что я есть!» Люда.

Этот мотив уникальности как достаточного основания для любви проходит еще в одной работе:

«Полюбите меня за все, ведь каждый человек уникален. Полюбите меня хотя бы за все хорошее». Мурат.

Не за все, а за все хорошее. Важное уточнение. Это развитие мотива уникальности.

И самая глубокая работа самоисследования своих лучших качеств в свете любви:

«Полюбите меня за мой характер и мою душу. Может, моя душа не самая светлая, а характер не самый ангельский, но есть что-то искренное и правдивое, то, что меня отличает от всех. Я уже научилась дружить и делать из разных ссор выводы о себе и других, а также научилась решать проблемы.

Моя мораль и мои принципы – это вообще вещь особая – так полюбите же меня за это…» Таня.

Таня сама поставила в конце работы три точки, чувствуя, видимо, недостаточность выдвинутых ею оснований для любви. Но самоуверенность здесь могла бы только повредить.

Любовь-счастье или любовь-служение?..

Напоследок я оставил самое серьезное исследование в области Любви. По важности предложенного проективного выбора оно не имеет себе равных, и в случае выбора того или иного «паттерна» действительно определяет судьбу.

Но сначала одна информационная справка, с которой перед тем как дать задание желательно ребят познакомить.

Достоинство это или «бедность» русского языка, что под понятием «любовь» может скрываться целый спектр отношений?

Наиболее распространенная, пришедшая к нам из греческого языка, классификация «типов» любви следующая:

Эросстрастная, исключительная любовь-увлечение, стремящаяся к полному физическому обладанию;

Людус – гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувств и сравнительно легко допускающая возможность измены;

Сторге спокойная, теплая и надежная любовь-дружба;

Прагмарассудочная, легко поддающаяся сознательному контролю любовь по расчету;

Мания - иррациональная любовь-одержимость, для которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечения;

Агапебескорыстная жертвенная любовь-самоотдача.

Если попытаться свести это многообразие видов любви к двум наиболее резко очерченным и важным видам, то это любовь-эрос и любовь-агапе.

Любовь-эрос – это стремление обрести личное счастье в союзе с противоположным полом. Здесь очень важна сила этого чувства и его взаимность. Впрочем, об этом виде любви всем известно.

Любовь-агапе – это любовь-служение, любовь-самоотдача, любовь-жертвенность, когда не так важна взаимность чувства, не так важно любят ли тебя, важно, что любишь ты и не любить не можешь. Так мать любит своего ребенка, так воин любит свою Родину и гибнет, защищая ее, в бою.

Сознательно или бессознательно, но каждый из нас делает выбор в пользу одного из этих двух видов любви. Их, конечно, можно сочетать, но в любом случае, одна из них будет главной, а другая на вторых ролях. Сочетать их в равной силе просто невозможно.

После этого вступления ребятам и предлагается сделать свой выбор и мотивировать его.

Друзья и коллеги! Прежде чем мы с Вами начнем рассматривать выбор детей, я предлагаю сделать этот выбор и Вам. Это поможет лучше понять драматизм выбора наших подопечных. К тому же, Вы, скорее всего этот выбор уже сделали, и можете смотреть на ситуацию с высоты не гипотетической конструкции, а того или иного реализованного жизнью решения.

Ну, что? Сформулировали свой выбор?..

Тогда идем дальше.

Лишь несколько человек сделали свой выбор в пользу любви-служения. Давайте присмотримся к их мотивировке:

«Я выбираю Агапе, потому что я к ней больше подхожу. Я не представляю себя любимым со стороны женщины, но я готов все сделать даже без похвалы, награды в пользу любимого человека». Леша.

И хотя в 12-13 лет трудно себя представить «любимым со стороны женщины», главный мотив, думается, прописан дальше – мотив бескорыстия, который характерен именно для любви-агапе.

«Я выбираю любовь-агапе. Может, кому-то это покажется глупо, но я предан Родине, и я необъяснимо люблю человечество. Я мечтаю глобально помочь миру, потому что мне иногда жалко человечество из-за того, что оно стоит в самом начале прогресса эволюции». Мурат.

Вот так вот! Как вы думаете, коллеги, кто может вырасти из человека, который в 13 лет тревожится подобными мечтами? Будем надеяться, что это желание глобальности служения не рассеется с годами и не затянется ряской повседневных забот.

А на следующую работу обратите особое внимание. Потому, что это работа единственной девочки, без колебаний избравшей любовь-служение:

«Я выбираю любовь-служение. Потому что я буду отдавать все своим детям, а не мужу. Для меня важнее дети. Ну, а любовь-эрос для меня второстепенная». Лена.

А все-таки женский тип восприятия любви проявился и тут. Дети – это же «продукт» любви-эроса. Интересно было бы взглянуть на реакцию мужчины, которому бы его любимая женщина сказала, что она его любить не будет, но будет любить детей от него…. Да, необъяснимая женская логика!.. Хотя, если оставить шутки в сторону, то, зная Лену, могу сказать, что она не кривит душой, выбирая любовь-агапе. Живет в ней уже сейчас образ служения, но останется ли она верной ему, когда «эрос возьмет за горло» - это, конечно, вопрос.

И одна работа «колеблющейся»:

«Вообще, я бы выбрала, наверное, любовь-служение, но именно в данный момент для меня важнее любовь-эрос, сейчас она более близка и просто необходима. Это то, без чего я сейчас не могу прожить». Женя.

Да, мы уже познакомились с томленьями Жени по поводу отсутствия любви. Ее «эрос уже схватил за горло», удивительно, что она при этом еще помнит о служении.

Ну, а теперь переходим к тем, кто выбрал любовь-эрос, и присмотримся к их мотивировке. Тут есть интересные нюансы.

«Я выбираю любовь-счастье-эрос, потому что я всегда стремилась к настоящей любви, я всегда хотела найти свою 2-ую половинку, а любовь-служение, она иногда бывает сама собой». Аня.

Итак, первый мотив: любовь-эрос надо искать, а любовь-служение может прийти сама собой. Аргумент, прямо скажем, ненадежный. Его с той же долей истинности можно повернуть и наоборот. И тогда получится, что любовь-эрос как раз приходит сама собой, а вот чтобы понять свое призвание в служении приходится иногда потрудиться и наломать много дров.

«Я выбираю любовь-счастье. Потому – что важнее счастья? Просто если нет счастья, нет и любви. Если я буду любить родину и т.д., то для моих родных не будет времени». Вика.

Здесь уже два аргумента. Без счастья нет любви и нехватка времени для близких. Мотивы понятные для тех, кто ставит личное счастье на первое место.

«Я выбираю любовь «Эрос», потому что если бы не любовь «Эрос», то не было бы никого из нас. Хотя, если бы не было любви «Агапе», то не было бы Мира, в котором мы живем. Все-таки я выбираю любовь «Эрос». Это невозможно объяснить». Света.

Почувствовали драматизм? Света сначала выдвинула важный аргумент в пользу Эроса, но тут же привела не менее важный в пользу Агапе, и…. И логика зашла в тупик. Но осталась внутренняя интуиция, бессознательное чувство, которое решительно избрало Эрос, помимо всяких логических рассуждений.

Вот еще одно свидетельство бессилия логического постижения Любви и выбора одного из ее видов:

«Я выбираю любовь-эрос. Потому, что добра я еще никому не приношу. И не важно, что мне не будут отвечать взаимно. Мне главное, чтобы я делала добро. Но, а полностью объяснить это невозможно». Галя.

Немного туманно, так как характеристика образа поведения взята скорее от любви-агапе. Но бессознательный выбор однозначно за Эрос.

«Для меня дороже мои близкие, а не родина. Если бы я была солдатом, то я бы выбрала любовь-служение, но для меня важней моя половинка и мои родственники, и мои друзья». Ксения.

Вот все откровенно и понятно в области ценностного выбора и без каких-либо нравственных терзаний.

А теперь перейдем к тем ребятам, которые все-таки сознают смутную «ущербность» выбора любви-эроса, и при этом испытывают определенные нравственные сомнения и пытаются их разрешить.

«Я выбираю любовь-эрос, счастье. Это для меня приятнее и лучше. Может, это не благородно и низко, но мне нужно счастье, свое, личное, нужен человек, который будет моим». Таня.

Тане спасибо за откровенность. Смотрите: любовь-эрос «приятнее и лучше», но это «не благородно и низко». «Приятнее и лучше» – это на уровне чувств и интуитивного выбора, а за благородство выступает сознание и смутное («может быть») впечатление, исходящее от совести. И смотрите, как Таня буквально подавляет эти импульсы тройным самоубеждением: счастье нужно «свое, личное, нужен человек…»

Да, Танюха, тебе бы разобраться, кто в тебе так властно пытается расправиться с импульсами совести. И все может стать ясным, как в следующей работе:

«Я выбираю любовь-счастье. Может, я эгоист, но сам себе я дороже, и счастье только для себя и любимого человека. Остальное мне по барабану». Сергей.

Грубовато, но предельно откровенно. И добавить нечего. Человек определился с главным жизненным выбором уже в шестом классе.

Однако несколько ребят так и не поддались моим настойчивым призывам к однозначному определению между любовью-счастьем и любовью-служением. Слишком драматичным оказался этот выбор:

«Я выбираю, наверно, любовь-счастье, хотя мне ужасно трудно сделать такой выбор. Я не буду исключать полностью любовь-служение. Я хочу служить Родине. Но я также хочу иметь мир в семье, счастье и любовь. Я патриот, я люблю Родину и все остальное. Я хочу иметь любовь-счастье и служить Родине. Любовь-счастье – 60%, любовь-служение – 40%. В будущем я, может быть, буду служить, но сейчас во мне преобладает любовь-счастье». Дима.

И еще один Дима, что называется, «не сдается» на однозначный выбор:

«Я выбираю любовь-счастье «Эрос» и любовь-служение «Агапе» - 50% на 50%. Я считаю, что эти две любви можно совмещать. Можно любить и Родину, и свою семью. В данное время очень много людей так и живут. Например, те же самые военные, президент и т.д.» Дима.

Да, можно, конечно, можно. И нужно любить и то, и другое. Но не плохо бы при этом понимать, что для тебя главное.

А из этих попыток синтеза двух видов любви напоследок приведу, на мой взгляд, самую удачную:

«Я выбираю любовь-эрос (счастье). Если будешь любить одного человека, а он будет любить тебя, то ты познаешь настоящую любовь, и значит, в твоем сердце зародится любовь-служение». Люда.

Если бы это происходило всегда и однозначно так, то, конечно, не стоило бы и огород городить…

Хотя эту формулу можно принять за красивую идеальную мечту и попробовать ее достичь.

Ну, что ж, друзья и коллеги, на этом, пожалуй, закончим наше исследование.

Если вы дочитали до конца эту книгу, то, наверно, слегка утомились. Не обессудьте и не судите слишком строго. Я пытался сократить ее, и иногда это делал не без сожаления. Однако если у вас осталось впечатление, что многое из того, «что написано пером», написано было недаром и представляет достаточную личностную и педагогическую ценность, то, надеюсь, мы с вами (я – писанием, вы – чтением) потрудились не зря.

(продолжение следует...)

начало - здесь