Найти тему
Последняя парта

Ценности современного образования

Оглавление

Самая главна проблема образования сегодня звучит так:

"Мы не знаем, чему учить ребенка, чтобы, когда он повзрослеет, он был готов к современному миру"

Скорость изменений в мире дошла до циклов в 3-5 лет: ещё в 2020 году симбиоз нейросетей, искусственного интеллекта и человека был невероятен и возможен только для передовых программистов. Сейчас же нейросети и ИИ стали общественным достоянием, внедренным во все сервисы на пользовательском уровне.

Вряд ли в моей школе, в 2009 году могли предположить о таком. А дополненная реальность? А новые приложения? А новые профессии?

Чему учить человека, к чему готовить?

К 2023 году мы можем дать относительно точный (насколько это возможно) ответ: нужно учить субъектности и компетентности.

Cубъектность подразумевает три фактора:

* Преодоление какого-то противоречия (внешнего или внутреннего): мне не нравится учится, мне не нравятся люди вокруг, я не получаю, того, что хочу (проблема)

* Энергия из себя: я хочу сделать, я придумал, я заметил, мне лично важно, я переживаю из-за этого противоречия. (личное желание решить)

* Волевое усилие: я готов приложить силы, чтобы это исправить. Готов обращаться за помощью, меняться, менять других (личное усилие в решение)

-2

Более того, педагогический анализ взросления человека показал, что обучение субъектности должно начинаться с самого младшего возраста. Её элементы должны быть внедрены в семью сызмала: домашние обязанности, принятие границ других людей, способы личного решения проблем.

Примеры:

- У меня не получается нарисовать лошадь, мама/учитель/воспитатель

- Так тут надо всего-то. Вот, вообще можно обвести - обводи

- Что ты хочешь, чтобы я сделал? Как тебе помочь?

- Ребята не хотят пускать меня в игру.

- Какие ребята!!!! Сейчас я им скажу

- А почему не пускают? А что сделать, чтобы пустили?

- Я не хочу ничего делать, у меня не получается!

-ь давай я тебе помогу! тут вон как интересно!!!

- ты расстроен? а почему не хочешь делать? а что ты хотел? что ты сейчас хочешь?

- мне скучно, я не знаю, чем заняться!

- так вот телефон или конструктор. держи

- понимаю. что я могу сделать? ты не можешь выбрать?

Проблема должна оставаться у ребенка. В возрастных рамках - разный диапазон (и это ясно: мы оставляем только те проблемы, которые ребенок действительно сможет решить). Взрослый в этот момент общается вопросами и возврата сообщений.

Если до семи лет за человека всё делали дома и говорили, чем ему нужно заниматься, потом будет очень тяжело привыкнуть к тому, что нужно самому себе ставить задачи и реагировать на обстоятельства.

Постепенное взращивание субъектности приводит к тому, что человек, входя в период взрослости становится гибким, понимает себя и понимает, что нужно сделать, чтобы достичь того, что он хочет. Оставленная проблема скуки/ссоры/неудачи в детстве даёт возможность и установку на то, что в будущем более важные проблемы выбора, построения себя, принятия сложных решений станут привычными.

не бывает же, что ребенок в 7 лет был такой, а в 10 резко поменялся, а в 14 вообще стал взрослым: ему же четырнадцать уже. Нет... Все постепенно происходит

-3

Без этой субъектной установки - человек будет, как и раньше, получать знания на скамье в университете и ждать, что потом жизнь сложится. Ждать, пока школа кончится. Пока урок закончится. Ждать решений от мира: что получается делать без усилий, то и останется занятием в жизни. Будет относится к новшествам и изменениям мира - скептически и неумело (так как эта проблема, которую никто за него решать не будет)

- Это же про гуманистический подход? Про личность? 20 век, выслушивание, помощь: Сухомлинский, Амонашвили. Помогать и любить ребенка - это оно?

Нет. В моделях Сухомлинского и Амонашвили не было бешеной скорости мира, не было опасности остаться без работы и несчастным, если не умеешь изучать свои интересы, обучаться тому, что необходимо, презентовать себя и непрерывно двигаться вперёд. В их моделях была устойчивость мира.

Субъектность отличается намного бо́льшим уровнем ответственности перед человеком. И лаской, любовью её не решить. Хотя они безусловно важны.

Итог субъектности - комплекс навыков и качеств, при которых человек, оставшись один (став взрослым) сможет справиться со всеми вызовами, которые посылает ему наш быстрый мир.

ОТ СЛОВ К ДЕЛУ: Тонкости субъектности

Примеры субъектного поведения, из книги Марии Миркес (Субъектность как образовательный результат):

"Полина и Маша решили продолжить серию докладов про животных, и их выбор пал на коней. Они работали самостоятельно, поскольку до этого у них уже был такой опыт делания похожего доклада. Девочки прочитали книжку про жи- вотных, узнали много нового (в частности, что «много коней называется табун») и решили сделать об этом доклад. Они распределили между собой, кто что рисует, и Поля выбрала нарисовать «много коней».

Поля взяла бумагу, карандаш — это она делала много раз, и это не вызывает у неё трудностей, было уже привычно. Поля нарисовала коня на листочке формата А5, неожиданно остановилась и ... долго сидела в задумчивости, глядя на свой рисунок. Через некоторое время она «собирается», подходит ко мне, педагогу, и говорит: «Света, у меня не получается».

Я спросила, что она рисует, Поля не ответила и ушла (похоже, просто забыла слово «табун»).

Через некоторое время опять подходит и говорит: «Я рисую табун коней — это когда много коней. И у меня не получается».

«Что не получается?».

«Я хочу табун коней, а у меня один входит, а остальные не входят. Что мне делать?». Поля показывает свой рисунок, на нём действительно крупно нарисо- ван один конь, и места для других коней нет.

Я предлагаю подумать, что можно с этим сделать. Поля держит паузу, думает, потом говорит: «Доклеить?».

Я делаю вид, что не поняла: «Что доклеить?».

«Листы доклеить».

Я ей говорю: «Поля, пробуй, этот твой рису- нок, и ты с ним можешь пробовать всё, что хочешь, и понимать, то ты делаешь или не то».

Поля ушла на своё место, начала доклеивать листы и рисовать на них «много коней» — табун. У девочек получился доклад, который они представи- ли на кругу.

Во время доклада Марк спросил: «Поля, а что ты узнала нового?». И она сказала: «Я узнала, что табун — это много коней»."

-4

То же самое во всех ситуациях: дома - с времяпровождением, едой, гуляниями, в школе - с заданиями, отношениями с одноклассниками, отношениями с учителями.

Когда мы оставляем сложность ребенку, то он начинает быть субъектным. Он не привыкает к тому, что за него всё сделают

А как же с тем, что ему что-то не нравится? Что он чего-то не хочет? "Мне не нравится учится!" что с этим делать?

Принимать и задавать вопросы. Нельзя решить за ребенка, что ему нравится учится. Нельзя убедить, что учится классно. Нельзя убедить захотеть - это честная реакция, на которую у человека любого возраста есть право.

Любой метод

Любой метод станет несубъектным, если человека лишать трудностей, если он не будет анализировать, если не будет объяснять себе "зачем это".

Любое дело, которое касается человека, должно быть - только его, проблемы следует оставлять ему, способы решений и рабочий процесс - всё должно остаться за человеком. В его поле. И решения, и ответственность - следует оставлять ему

- А взрослые зачем нужны? Педагоги? Родители? Что им делать, если всё нужно оставлять ребёнку? что, с 7-ми лет?

Здесь на сцену выходит тьютор, которой и занимается тем, что справляется с этой проблематикой. Справляется своими уникальными профессиональными навыками

Важным дополнением этой статье являются ещё две:

- от автора по этой ссылке

- и от Димы Зицера по этой ссылке (о праве детей на субъектность):

Без этих статей разговор о субъектности - труден!