Найти тему
Кабинет Востоковеда

Бурятская легенда о ламе и шамане: "Наши враги могут для нас быть полезнее наших друзей". (с)

У бурятского писателя и ламы Алексея Тенчоя есть сборник "Рассказы о практике Чод". В этих историях народные верования уживаются с организованной религией. Главным героем является собирательный образ буддийского монаха в лице Тенгона, последователя традиции Чод.

Фрагмент танки. Восточный Тибет, XVIII в. Художественный музей Рубина (англ. Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: P1996.20.22. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/376
Фрагмент танки. Восточный Тибет, XVIII в. Художественный музей Рубина (англ. Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: P1996.20.22. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/376

  • Как мы помним из Благородных истин, существует страдание. И причиной страдания является беспокойство ума.
  • Идея развивалась и зазвучали более точные формулировки: три коренных яда, или клеши продлевают пребывание человека в сансаре. Это невежество, страсть и гнев со всеми вариациями этих понятий.
  • Например, в группу "невежеств" входят такие явления, как спутанное сознание, нежелание и неумение слушать других.
  • Страсть - это не только про увлечения плоти, но и навязчивые мысли, зависть и жадность.
  • Омрачения "гневной" категории включают в себя аффективные расстройства и любые состояния, когда человек "выходит из себя" под влиянием неблагоприятных условий и негативных эмоций: страха, скорби, отчаяния.

Ваджраяна - направление буддизма, которое предложило новшество: возможность освободиться из сансары в течение одной человеческой жизни.

Ещё одной особенностью этого позднего направления считается вера в то, что преуспевший в духовных практиках обретает сиддхи, - сверхъестественные способности. Это отражено в многочисленных историях о подвижниках Учения.

Сиддхи, буддийские святые. | Кабинет Востоковеда | Дзен

Одной из традиций, которая подразумевает "быстрый путь порождения плода всеведения в собственном потоке сознания", является Чод.

Это слово (Вайли gcod) переводят с тибетского языка как "отсечение", и речь идёт о радикальном устранении всего, что омрачает сознание.

Для того, чтобы отсечение страхов, сомнений и страстей происходило качественно и наверняка, последователи этой традиции тренируют своё сознание, медитируя в уединённых местах и визуализируя определенных персонажей и определенные ситуации.

Эти практики подразумевают "встречи" не только с благими ипостасями будд и бодхисаттв, но и с существами из низших сфер бытия. Именно им, носителям неблагой кармы, которые в предыдущих перерождениях натворили дурных дел, можно принести наибольшую пользу и тем самым накопить больше заслуг.

Практикующий Чод с барабаном дамару и флейтом канлингом (также ганлин и т.п.). 1880-ые гг. Источник: https://www.oldindianphotos.in/search/label/Portrait?updated-max=2015-04-26T20%3A03%3A00%2B05%3A30&max-results=20&start=140&by-date=false
Практикующий Чод с барабаном дамару и флейтом канлингом (также ганлин и т.п.). 1880-ые гг. Источник: https://www.oldindianphotos.in/search/label/Portrait?updated-max=2015-04-26T20%3A03%3A00%2B05%3A30&max-results=20&start=140&by-date=false

Чод включает в себя практики на кладбищах. Медитация в местах захоронений позволяет развить искусство отрешённости от восприятия мира сансары. В поддержании этого восприятия помогают ритуальные предметы, выполненные из человеческих костей: чаши и барабаны из верхней части черепа, флейты из бедренной кости и украшения.

Традиция располагает двумя линиями передачи, одна из которых носит название "Материнский Чод". Эта линия берёт начало от йогини Мачиг Лабдрон (также Мачиг Ламбдрон, Мачиг Лабдон. Вайли ma gcig lab sgron), жившей в XI-XI вв.

  • То есть как минимум за семь-восемь веков до того, как европейцы основали психологию как научную дисциплину и психотерапию как совокупность методик, в Тибете сознательно и систематически практиковали гормезис.
Мачиг Лабдрон (фрагмент). Восточный Тибет, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/89813
Мачиг Лабдрон (фрагмент). Восточный Тибет, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/89813

Ключевым принципом позднего буддизма является "труд на благо всех живых существ". Чод предлагает приносить пользу обществу в своём парадоксальном ключе: любовь и сострадание являются крюком, которым можно притянуть, подцепить, умиротворить любого злодея, даже если он утратил человеческий облик.

"Не различайте их. Будьте в гармонии со всеми. Осознайте их близость и родственность нам. Крюком любви и сострадания притяните их к себе и устройте им праздник плоти и крови. Осознайте их относительность, как было сказано выше, и практикуйте согласно этому". (с) Лабдон, 1996, глава IV. Боги и демоны.

С точки зрения буддистов, освобождения из сансары, или мокши не избежит никто. В широком смысле и злодеев не существует. Ведь это те, кто временно портит себе карму, потому что не смог справиться с омрачениями.

"Все это деление на богов и демонов подобно различию между чистой осознанностью (тиб. rig pa) и неведением (тиб. ma rig pa).
В абсолютном видении (тиб.: dod dam pa'i lta ba) нет никаких богов и демонов". (с) Лабдон, 1996, глава IV. Боги и демоны.

Фрагмент танки. Тибет, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. Rubin Museum of Art), Нью-Йорк.. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/1045
Фрагмент танки. Тибет, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. Rubin Museum of Art), Нью-Йорк.. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/1045

Поэтому в Чоде существует ритуал, во время которого практикующий (в рамках визуализации) жертвует своим телом для того, чтобы оказать благотворное воздействие на тех, кто плохо себя вёл и продолжает ухудшать своё положение.

Фрагмент танки. Китай, вторая половина XX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/8263
Фрагмент танки. Китай, вторая половина XX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/8263


Итак, наш герой
Тенгон преуспел в духовных практиках, получил посвящения и стал ламой. Одна из моих любимых легенд в этом сборнике называется "Друг-шаман".

Тенгон с детства дружил с Толитоем. Он тоже был умён, усерден и талантлив, но пошёл по другому пути. Толитой узнал о том, что Тенгон благодаря успехам в практике Чод, приобрёл сверхъестественные способности, много путешествовал и повсюду встречал почёт и уважение. И он позавидовал другу: ведь про него теперь рассказывают легенды, а он, Толитой, сидит, как сыч, в своей деревне.

Фрагмент танки. Китай, династия Цин, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/12767
Фрагмент танки. Китай, династия Цин, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/12767

Когда Толитою в очередной раз стали нахваливать друга, то он заявил, что не стоит верить этим сказкам, он и сам общается со сверхъестественным на "ты". Толитой окончательно потерял покой и словил омрачение сознания, которое привлекло к нему потустороннюю сущность.

Толитоя стал преследовать дух, который пугал его ночью и днём. Он устал бороться с кошмарами и тяжёло заболел. В беспамятстве он звал Тенгона.

Фрагмент танки. Китай. Эл. ресурс URL; https://www.himalayanart.org/items/13081
Фрагмент танки. Китай. Эл. ресурс URL; https://www.himalayanart.org/items/13081

В итоге Толитой позволил беспокойному мирскому духу вселиться в его тело и... мгновенно получил сверхъестественные способности. Дух, который обрёл плоть, обнаружил в себе любовь к вареным бараньим головам и крепкой выпивке. Толитой стал регулярно входить в транс и устраивать шоу для односельчан в духе облизывания раскалённого прута.

Так Толитой стал шаманом. Помимо демонстрации смертельно опасных трюков, он занимался предсказаниями и в целом выполнял свою роль медиатора между людьми и духами предков, совершая обряды подношений.

Гадательный образок (цакли). Гималаи. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/64213
Гадательный образок (цакли). Гималаи. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/64213


Однако, Толитой всё равно не находил покоя. Он не терпел конкуренции, изгнав всех шаманов, до которых смог добраться. С самым сильным он расправился по-шамански: они с противником вселились в тела двух пастушек, которые доили в поле коров, и устроили раунд Mortal Combat.

При этом воительница Толитоя славилась на всю округу как чемпионка по ломанию коровьих рёбер "голыми руками в положении за спиной". Так что можно представить, какое фаталити она устроила.

Фрагмент танки. Восточный Тибет, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/89818
Фрагмент танки. Восточный Тибет, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/89818


Толитой стал первым шаманом на деревне. Лама Тенгон сокрушался о том, во что превратился его друг, ведь изначально они были равны во всём и располагали одинаковыми ресурсами. Но Тенгон не стал препятствовать Толитою. В конце концов, у каждого свой путь и Толитой достиг того, чего хотел.

Фрагмент танки. Восточный Тибет, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/90013
Фрагмент танки. Восточный Тибет, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/90013

Тенгон на три года ушел медитировать в самые уединённые и устрашающие места, а когда вернулся в свою деревню, то узнал о том, что Толитой уже год как погиб.

Оказалось, что шаман всё чаще впускал в себя духов и его тело не выдержало нагрузок. Перед смертью Толитой звал Тенгона.

Лама стал искать могилу шамана, но люди боялись об этом говорить. В итоге один старый охотник решился проводить Тенгона. Дело в том, что после похорон шамана местные жители стали чаще умирать при странных обстоятельствах и болеть загадочными недугами.

Фрагмент танки. Центральный Тибет, XVIII в. Художественный музей Рубина (англ. Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: F1997.17.7 Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/323
Фрагмент танки. Центральный Тибет, XVIII в. Художественный музей Рубина (англ. Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: F1997.17.7 Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/323

Более того, после смерти шаман не изменял своим привычкам и продолжал уничтожать тех, кто посягал на его территорию: он не давал устраивать похороны на этом кладбище, выбираясь из могилы и распугивая всех.

Тенгону, последователю Чода, были не страшны никакие кладбища и никакие "зловещие мертвецы". Ведь он практиковал Чод и проводил обряды с визуализацией зловредных и голодных духов, которым отдавал по частям собственное тело, отсекая тем самым "корень неведения и все ошибочные представления".

Кроме того, Тенгон знал, что у Толитоя, который попал в ловушку мирского духа, не осталось ничего, кроме страданий.

Монах в аду. HAR № 54835. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/54835
Монах в аду. HAR № 54835. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/54835

Три дня и три ночи Тенгон провёл на кладбище и отпевал шамана, чьё сознание, одержимое гордыней и тщеславием, подпитанное зловредными духами, не могло покинуть мир людей. Толитой в итоге показался из могилы и выстрелил в Тенгона из лука. Лама увернулся, но стрела задела лоб, оставив на память шрам над правой бровью.

Шаман стал разваливаться на части, приговаривая:
"Жаль, что не смог я тебя прихватить с собой! Ты всегда был удачливее меня. Что ж, зато теперь не забудешь меня до смерти!" (с)

Фрагмент танки. Центральный Тибет, XVII в. Художественный музей Рубина (англ. Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: P1991.1.2. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/166
Фрагмент танки. Центральный Тибет, XVII в. Художественный музей Рубина (англ. Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: P1991.1.2. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/166


Рассказ называется "Друг-шаман", однако, настоящим другом здесь выступает лама. Тенгон остановил бесчинства товарища, которому уже некуда было ухудшать свою карму. Так он спас жителей деревни и добился того, чтобы друг-шаман последовал дальше на своём тернистом пути к мокше.

С другой стороны, именно благодаря такому другу, Тенгон хорошо потрудился на благо всех живых существ. Как писал Л. Н. Толстой в сборнике изречений "Об истине, жизни и поведении":

"Наши враги могут для нас быть полезнее наших друзей". (с)
Фрагмент танки. Китай, династия Цин, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: P1996.18.2. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/286
Фрагмент танки. Китай, династия Цин, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: P1996.18.2. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/286

Литература

  • Андросов В. П. Чод // Большая российская энциклопедия. М., 2017. С. 618.
  • Лабдон М. Отсекая надежду и страх (Устная линия передачи полного разъяснения священного учения Чод). Пер. Очирова Б. Улан-Удэ, 1996. Глава IV. Боги и демоны.
  • Тенчой А. Рассказы о практике Чод. М.: Глобус, 2004. С. 10-11, 29-35.
Кабинет Востоковеда 🦚🐲📿

"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.

Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.

"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен