Бани на Руси существовали испокон веков и стали настолько привычными, что сегодня мы не думаем об их истории. А между тем из глубины веков до наших дней дошли сведения о том, что строили их изначально как святилища.
Да и позже ходили туда не только помыться. С банями связаны многие древние обычаи и ритуалы. И некоторые из них, с точки зрения современного человека, были настолько чудовищны, что пожелание «С легким паром!» может показаться как минимум неуместным.
Сакральное место
Во времена язычества бани служили семейными святилищами, и неслучайно, ведь в них сходились все стихии: Огонь, Вода, Земля и Воздух. Кроме того, люди верили, что именно в банях живут духи умерших предков. Люди шли туда, чтобы очистить свою душу и тело от скверны. Возможно, выражение «Пошел в баню!» уходит корнями в те времена.
С приходом на Русь христианства все языческие верования стали почитаться за бесовские, и оттого бани обросли страшными мифами и легендами. Например, считалось, что в отдельно стоящих банях обитают черти, а значит, там самое место для колдовства. Стоит пойти в баню ночью, снять с себя крест, вслух отречься от Бога — и станешь колдуном. А если ходишь в баню один, то ты уже колдун или ведьма. Отсюда же появились и некоторые табу. Так, перекреститься надо перед входом, а внутри бани этого делать нельзя, как нельзя приносить туда и иконы. Да и мыться по ночам или в день религиозного праздника не следует.
Исследователи, далекие от мистицизма, считают, что банный «колдовской феномен» объясняется очень просто: в то время топили по-черному, а проветривали редко, чтобы не расходовать тепло. И в результате получали отравление угарным газом, которое если и не приводило к гибели, то вызывало галлюцинации. Опять же порой видения вызывали специально, сжигая в банной печи галлюциногенные травы. Как тут не узреть всякую нечисть?
От рождения до смерти
Женщины рожали тоже в банях. А чтобы младенца не трогали потусторонние силы, бабка-повитуха шептала свои заговоры над водой, которой обмывали ребенка. После того как над новорожденным были прочитаны молитвы, его забирали в дом. А роженица оставалась в бане еще на три дня, чтобы дать возможность духам предков разделить с ней ее радость. Если же что-то шло не так (младенец либо умирал, либо рождался с какими-то дефектами), то считалось, что повитуха или мать чем-то рассердили банника — духа, живущего в бане. Бывало, матери и сами душили нежеланных новорожденных, свалив вину на проделки нечисти.
Другой ритуал, связанный с банями на Руси, касался умерших. На сороковой день после кончины родственника члены семьи брали самый хороший веник, шли в баню, где «парили» душу умершего, точнее, пустую лавку, на которой она, по их убеждению, расположилась. Позже в некоторых местах этот ритуал проводили еще и на Радуницу, хотя церковь выступала против языческого обычая.
Но это был не самый страшный обряд по сравнению с умерщвлением стариков в бане, который просуществовал на Руси почти до конца Средневековья. В лютые морозы немощных заносили в баню, обмывали, как умерших, надевали на них чистую рубаху и укладывали на лавку. А чтобы мороз побыстрее сделал свое дело и душа беспрепятственно отправилась на небеса, снимали с крыши часть досок. Если земля слишком глубоко промерзала, то могилу рыли прямо в земляном полу бани, а уже по весне домовину выкапывали и перезахоранивали на кладбище.
Гиблая парная
Наверное, первой, кто использовал баню как место для казни, была княгиня Ольга, отомстившая древлянам за смерть своего мужа, князя Игоря. Она любезно предложила древлянскому посольству попариться, и, когда те начали мыться, баню по ее приказу подожгли, подперев дверь. Впрочем, возможно, и не подожгли, а просто растопили печь пожарче.
История знает и другие примеры банных расправ. Например, в XVIII веке отличился на этом поприще первый иркутский губернатор Карл Львович фон Фрауендорф, «многие жестокости причиня разным честным людям и запытав одного солдата в присутствии своем в жарко натопленной бане».
Кстати, об иностранцах. Они вообще никогда не понимали, как можно добровольно просто так хлестать друг друга вениками. По их твердому убеждению, русские в парилках подвергали себя самобичеванию, через боль очищая душу от грехов. Ну или практиковали какой-то особый вид пыток. Корни такого убеждения уходят, вероятно, в эпоху Ивана Грозного: тогда баню, действительно, порой использовали для экзекуций. Только вместо обычных орудий пыток палачи применяли горящий веник. Им хлестали сильно, но не до смерти: задачей палача было продлить жизнь жертве, чтобы она как следует помучилась. Лучше и не пытаться представить, какую боль испытывал человек, когда к распаренным зудящим ожогам прикасался подожженный веник. Если же от боли он терял сознание, его окатывали ледяной водой и снова «парили».
А бывало, что несчастного просто закрывали в парилке и поддавали жару до тех пор, пока он не попросит пощады и не выдаст тайны. Хотя для ускорения процесса могли и кипятком плеснуть.
Банные воры
Надо сказать, банные расправы существовали и в начале ХХ века, конечно, в несколько другом контексте. Русский писатель Владимир Гиляровский, хорошо знавший обычаи и нравы преступного мира Москвы конца ХIХ — начала ХХ века, писал, что больше всего неприятностей столичным любителям попариться доставляли банды так называемых банных воров: «Бичом бань, особенно «простонародных», были кражи белья, обуви, а иногда и всего узла у моющихся.
Были корпорации банных воров, выработавших свою особую систему. Они крали белье и платье, которое сушилось в «горячей» бане. Делалось это следующим образом. Воры «наподдавали» на «каменку», так, чтобы баня наполнилась облаком горячего пара; многие не выдерживали жары и выходили в мыльню. Пользуясь их отсутствием, воры срывали с шестов белье и прятали его тут же, а к вечеру снова приходили в бани и забирали спрятанное. За это приходилось расплачиваться служащим в банях из своего скудного содержания».
Но такой способ годился только для бань, в которых мылись простолюдины. В заведениях для зажиточных горожан, где одежду при входе сдавали в гардероб, воры действовали другими методами. Получив от гардеробщика жестяной номерок на веревочке, посетитель вешал его на шею или на запястье, а то и привязывал к ручке шайки.
Воры ловко совершали подмену жетона и получали в гардеробе дорогую одежду. Опять же платить за украденное вынуждены были владельцы бань и служащие. Поэтому многие из них предпочитали «отстегивать» ворам каждый месяц определенную сумму, чтобы те не портили репутацию бани. К тому же хозяевам это обходилось дешевле, чем возмещать ущерб посетителям. А преступники, получившие мзду, заодно следили за тем, чтоб чужаки не промышляли на их территории. Если такие залетные все-таки находились, то расправа была жестокой — может, не до смерти, но до инвалидности точно.
Да и вообще воровской промысел в бане был довольно опасен. Считалось, что ограбить голого беспомощного человека — все равно что украсть в церкви. А потому пойманного преступника привязывали в чем мать родила к колонне в парной поближе к выходу, и каждый желающий мог как следует ему врезать. Что, собственно, все и делали с удовольствием. А если при этом вор умирал, то виноватых просто не находили. Но чаще всего избиение прекращали, видя, что ворюга вот-вот отдаст богу душу, и выбрасывали его на улицу умирать — хоть летом, хоть в мороз.
Галина Белышева