Еще в 1930-е гг. Советский Союз активно зазывал иностранных инженеров для постройки и помощи в постройке промышленности, в том числе военной.
В частности позвали инженера Гротте, он предложил свой инновационный танк. Производить его в СССР не стали из-за чрезмерно высокой стоимости в 1,5 млн рублей, в то время БТ-2 стоил всего 60 тыс.
До Великой Отечественной войны никто на Западе советской танковой техникой не интересовался.
После того как была одержана победа над фашистской Германией и хорошо себя на поле боя проявили советские средние и тяжелые танки западные страны обратили свое внимание на танкостроение потенциального противника.
Ю. Кужелев по этой теме написал интересную статью о советских танках будущего в видении стран НАТО.
В послевоенное время западная пропаганда пугала свои народы страшной "советской угрозой" в американских газетах 1950 - 70-х гг. можно было найти информацию о новом страшном танке врага, который будет принят на вооружение.
Журналисты утверждали, что реконструировали вид советской перспективной техники, им помогали профессиональные конструкторы и военные, а также шпионы ЦРУ.
В 1956 г. был реконструирован средний танк К-1 Хрущёв-1 (Khrustchev K-1). Информацию о нем опубликовал журнал "Лайф". Утверждалось, что по данным разведки танк встал на вооружение в советской группе войск в Германии.
Экипаж танка был из 4 человек, три сидели в башне, а механик-водитель находился в корпусе. Двигатель размещался между механиком-водителем и боевым отделением.
Танк вооружался 100-мм пушкой и крупнокалиберным пулеметом.
В те времена в СССР была похожая машина "Объект 416".
Моторно-трансмиссионное отделение располагалось спереди, а 4 члена экипажа сидели сзади. Водитель сидел в башне, но при ее повороте с помощью специальных устройств оставался лицом по ходу движения, ему нужно было иметь определенный навык вождения. Заряжающий сидел на полу или стоял на коленях, что не помогало ему в работе. Как танк "объект 416" забраковали и перевели в самоходки, но и тут он оказался ненужным и проект закрыли.
Танк «Хрущёв-1» в реконструкции американских журналистов, походит на 416-й объект.
В 1960-е гг. СССР удивил всех приняв на вооружение революционный Т-64. А затем его "мобилизационную" версию Т-72.
В 1970-е гг. за реконструкцию советских танков будущего взялись серьезно. За дело принялись настоящие конструкторы танков, им было дано задание спроектировать танк следующего поколения, чтобы сравнить его с "Абрамсом" "Блок 1", он же будущий М1А1.
Проект получил название FST-1 Future Soviet Tank-1 (или NST – Next Soviet Tank).
Инженеры из компании Крайслер и Дженерал Моторс приступили к работе над FST-1. Они получили всю известную информацию об Т-64, Т-72, Т-74 (натовское название Т-72А).
Танкостроители пришли к выводу, что модернизировать танк по броне и системе управления огнем почти невозможно. А значит советские конструкторы должны будут изменить конструкцию башни и сделать ее по типу западной.
В обновленный советский танк должна была поместиться СУО, старая 125-мм пушка, а в качестве двигателя должна быть использована газотурбинная установка.
Тут американцы почти угадали Т-80 с ГТД.
На старые шасси Т-72 и Т-64 должны были поставить зенитные пушки, как у немецкого "Гепарда".
Никто снимать башни с Т-72 и Т-64 и не думал, они были отправлены на хранение.
В конце 1980-х гг. оказалось, что FST-1 не имел никакого отношения к новым советским танкам. Бронепакеты комбинированной брони продолжили совершенствовать, появилась динамическая защита. Систему управления огнем впихнули в старые башни Т-80У и Т-72БУ. Более того в СССР танки научили запускать противотанковые ракеты через ствол орудия-пусковой установки.
Чем-то похожим на FST-1 была ранняя версия перспективного "Боксера"/"Молота".
Много позже уже танкостроители из Нижнего Тагила создали большую башню на своем Т-90М.
А в те времена в рамках программы "Совершенствование-88" прорабатывался советский "Абрамс" "Объект 187 с усиленным бронированием.
Более-менее угадали британские ученые, которые предположили, что советские конструкторы в 1980-х гг. установят на танк блоки динамической защиты.
Во второй половине 1980-х гг. появилось задание - предположить как будет выглядеть советский перспективный танк начала 1990-х гг. Работа получила название FST-2 (Future Soviet Tank-2).
Предположили, что требование к плотной компоновке останется, поэтому для нового танка нужно разработать новое шасси. Было предложено несколько компоновок FST-2.
Американцы тут угадали, они предположили, что наиболее возможный вариант, это безбашенный с размещением экипажа в корпусе.
В качестве основного орудия пророчили новую 135-мм пушку "Рапира-4" с новым автоматом заряжания. Двигатель будет газотурбинный. В конструкцию брони должны были быть внедрены пассивные варианты защиты. К началу 1990-х гг. должны были быть созданы рабочие системы активной защиты.
В конце концов американцы предположили, что FST-2 не будет похож на шведский STRV-103 и этот вариант отвергли.
Основным вариантом FST-2 стали считать танк с экипажем в корпусе. Водитель будет сидеть спереди, а командир и наводчик под башней. Карусельный автомат заряжания заменят на конвейерный. Размещение основных элементов совпадало с компоновкой швейцарского NKpz.
После выбора компоновки инженеры предположили, что динамическая защита останется у танка только по бортам. Вместо 135-мм пушки решили, что будет установлена 152-мм. Предположили, что башня будет частично обитаемой.
Военные эксперты предположили, что к 1995 г. в СССР будет 2 500 новых танков. Специалисты из "Рэнд корпорейшн" сделали вывод, о невозможности выпуска такого сложного танка в ближайшее десятилетие и предполагали, что если его выпустят, то выпустят малой серией для гвардейских частей лояльных режиму.
FST-2 был гораздо популярнее предшественника, упоминание о нем появилось в интервью и книгах того времени. Чтобы не отстать от СССР предполагалось развернуть выпуск "Абрамс Блок 3".
FST-2 был похож на советский "Объект 477" "Боксер"/"Молот", советские танкостроители в мемуарах утверждали, что много информации по танку "Боксер" ушло на Запад, тогда и пришлось переименовать перспективный танк в "Молот". Хотя возможно, что американские танкостроители все же точно угадали облик советского перспективного танка.
В Нижнем Тагиле разрабатывали с 1990 г. свой "Объект 195" тоже с 152-мм пушкой и экипажем в корпусе.
В танковом КБ Ленинградского Кировского завода прорабатывался "Объект 299" с передним расположением двигателя
В реальном СССР тема "Молота" была далека от завершения, наиболее вероятно в серию пошел бы уральский "Объект 187" как временное решение, пока не допилят харьковский перспективный.
В конце 1980-х - начале 1990-х гг. появились разговоры о FST-3 советском перспективном танке 2010-х гг., но они быстро утратили актуальность, из-за развала СССР и разгрома ВПК в самой бывшей РСФСР.
Спасибо за прочтение.
Источник: Игра в угадайку по-армейски.