Как «спасительный концепт» ушел в забвение: история Porsche FLA
Мировой бренд Porsche, без сомнения, занимает почетное место по праву. Продукцию немецкого концерна можно встретить практически в любом уголке мира, в том числе и в России. Но, как и в истории любого автопроизводителя, у него все же были весьма необычные и спорные проекты. Итак, расскажем о Porsche FLA, который никогда не должен был ломаться.
Спаситель автомира
Поводом для пессимистичных настроений в автопроме стал топливный кризис, возникший в начале 70-х. Цены на топливо сильно выросли, поэтому у покупателей в приоритете были экономичные автомобили. Казалось, золотой век масл-каров прошел и автопром ждут темные времена, да еще негатива добавил отчет от ученых некоммерческой аналитической организации «Римский клуб». В нем говорилось о том, что к началу XXI века на Земле ресурсы (каучук, металлы, топливо) для постройки и содержания автомобилей подойдут к концу. И это был действительно «тревожный звоночек», поэтому инженеры компании Porsche решили буквально спасти автомобильное производство от полного исчезновения.
Создание «вечного автомобиля»
Одним из главных и неутешительных выводов отчета «Римского клуба» был факт, что имеющиеся модели машин имеют слишком низкий ресурс – всего 10 лет в среднем! В Porsche задумались о том, чтобы создать авто с огромным сроком службы. Проект получил кодовое имя Type-296 или Forschungsprojekt Langzeit Auto (коротко FLA), что переводится, как «долгосрочный автомобиль». Так на Франкфуртской выставке появился нашумевший концепт-кар в 1973 году. Он действительно был не похож ни на одну из существующих машин!
Во-первых, модель FLA напоминала клетку, так как не имела фактически кузова – его заменял каркас. В таком виде машина была представлена больше для наглядности, все же инженеры планировали закрыть каркас алюминиевыми панелями. И здесь сразу хочется отметить огромный плюс. Основа FLA выполнена из сплава высокими антикоррозийными качествами, алюминий, как известно, тоже не боится ржавчины. Сразу стало одной проблемой меньше!
Технические характеристики Porsche FLA
Концепт мотора тоже отличался от аналогов. Он изначально не был создан для большого числа «лошадиных сил», скорее – для высокого ресурса. Porsche FLA получил двигатель в 75 л. с. на 2,5 литра. Впечатляющей динамики не получилось бы, но зато гарантирована низкая нагрузка, которая увеличивает срок службы силового агрегата.
Систему охлаждения инженеры разработали таким образом, что мотор практически моментально выходил на рабочую температуру, что вполне должно было решить проблему «холодного» пуска с повышенным расходом масла. Для управления была установлена надежная трехступенчатая АКПП. Впервые в концепте применили бесконтактное зажигание и свечи с серебряной напайкой. В итоге заложенный ресурс автомобиля, согласно подсчетам, должен был увеличиться до рекордных 30 лет!
Но одно дело создать долговечную машину, а другое – сделать ее доступной для каждого покупателя. И здесь Porsche FLA не повезло, ведь его стоимость сравнялась бы с ценником на Роллс-Ройс, а по динамичности он даже уступал аналогам. Немецкий автопроизводитель решил продать разработку, однако, покупателей на нее так и не нашлось. С тех пор Porsche FLA можно встретить лишь в музее, в единственном экземпляре.
Почему Porsche FLA так похож на отечественный ВАЗ-2108?
Если вам показалось, что концепт похож на российскую «восьмерку» – то вы абсолютно правы! И на это есть логическое объяснение. Спустя практически 10 лет после появления Porsche FLA, ВАЗ и концерн «Порше» заключили соглашение о модернизации линейки российских автомобилей. А участвовали в разработке те же инженеры, которые участвовали в разработке «долговечного автомобиля».