В определенных кругах Рунета, куда лучше не заходить без бахил и стерильных перчаток, любят муссировать идею, что-де катану японцы не сами изобрели, а у айнов "украли".
Да и здесь, на этом канале, периодически под статьями о японском оружии подобные персонажи появляются. Что ж, попробуем выяснить, кто у кого что украл...)
В древней Японии уже начиная с периода Ямато, объединяющего Кофун и Асука, было в ходу два типа железных мечей, но типы эти совершенно различны. Первый - прямой, довольно длинный, узкий однолезвийный палаш (или, скорее, протопалаш) тёкуто.
Его происхождение - исключительно заимствованное. Сами эти мечи были либо импортом из китайских или корейских царств, перед которыми (особенно перед Китаем) японская знать до IX века буквально преклонялась (примерно как мы перед Европой в XVIII-м), либо собственно японскими изделиями, но скопированными с китайских или корейских. Тёкуто, грубо говоря, это однолезвийная версия обоюдоострого меча кэн или цуруги, который сам по себе есть китайский цзянь - в изначальной версии.
Но была и местная, островная форма клинкового оружия. Сейчас ее называют варабитэто, или варабито-но-тати. Не надо удивляться, слово "тати" как составная часть может присутствовать и в названиях различных видов древних тёкуто. Это еще не тот тати, который с периода Камакура приобрел исключительное значение "большой кавалерийский двуручный меч".
Примеры варабитето вы можете видеть выше. Обычно считается, что появление варабитето надо отсчитывать с VIII века н. э., но в последнее время появились сведения, что он значительно древнее. Есть и бронзовые варабитэто, периода Яёй, не менее...
Общие отличительные признаки варабитэто - это более широкий, но более короткий, нежели у тёкуто, прямой клинок, и... совершенно другого типа рукоять - чем-то напоминающая шашечную, но изогнутая вверх!
У некоторых варабитэто - довольно слабо, но особенно у поздних, периода Нара и Хэйян - уже очень сильно!
Полная длина оружия при этом не превышает 60 см.
Ключевой момент здесь - именно "задранная" вверх рукоять, которая позволяет наносить этим тесачком режуще-секущий удар. Это та фишка, которой нет у тёкуто. И в дальнейшем именно по этой ветке развития начнет эволюционировать "папоротниковый меч", постепенно удлиняясь, чтобы в конце концов превратиться в классический тати и затем - в катану.
Кстати, все показанные выше названия - поздние. Появились не раньше XIX века. Как это оружие называли его хозяева - ёкаи их знают...))
У ранних тати точно так же был почти прямой клинок, лишь с небольшим изгибом в сильной части, а общая изогнутость достигалась сильно задранной вверх рукоятью. Считается, что так японцам было удобнее колоть на скаку, но точно сейчас уже никто не скажет...
Эволюция рукоятей варабитэто, превращающихся в рукояти кэнукигата-но-тати:
Так вот. Есть весомые основания полагать, что именно форма варабитэто - местная. И, вполне возможно, заимствованная у айнов.
В конце концов, это признают многие же профессиональные японисты:
«Варабитето» получил свою известность благодаря серии сражений между народом Эмиси (蝦夷) и Ямато-тётэй (大 和朝廷) в конце восьмого века. Используя « Варабитэто », небольшое количество воинов Эмиси могло противостоять многочисленной армии Ямато-тотэй в течение Тридцативосьмилетней войны.(三十八年戦争) (770-811 гг. н.э.). Мэйкан описывает, что с более раннего времени в Токоу Мэйкан 刀工銘鑑 и в Кантиине 観智院 существовал список из сорока двух известных мастеров меча. Восемь кузнецов в этом списке были из школ Осю. Пятеро из Мокусы: Онимару 鬼丸, Ёясу 世安, Морифуса 森房, Хатафуса 幡房 и Гаан 瓦安, двое из Тамацукури Фудзю 諷誦, Ходзи 寶次 и один из Гасан 月山. Согласно « Нихонто Мейкан», группа мастеров из Осю состоит из школ Мокуса (舞 草), Гассан (月 山) и Тамацукури (玉 造), позже ставших школами Ходзю (寶 壽). Мечи Осю появляются в различных старых книгах того времени, например, Хэйдзи Моногатари 平治物語 (Повесть о Хэйдзи), Кондзяку Моногатари 今昔物語 (Антология сказаний из прошлого), Кодзидан 古事談 (японский сборник Сэцува 説話), и Гикеики 義経記 (Военные сказания, посвященные легендам о Минамото-но Ёсицунэ 源義経 и его последователях). Мастера меча Осю появились в книгах довольно рано по сравнению с другими. Рассказы в этих книгах рассказывают о Эмиси-то ( мечи эмиси) в столице Хэйян, и эти мечи, кажется, были весьма популярны у буси. Может быть, почетным является трофейное оружие. Например, в «Нихонгиряку» 日本紀略 983 г. н.э.: «число людей, носящих забавные тати 太刀, увеличивается». В «Кауягокау» 高野御幸 1124 г. н.э.: «когда император Сиракава 白河法皇 посетил Коясан 高 野山, Фудзивара Дзаэмон Митисуэ 藤原左衛門通季 носил меч Фусю». В «Хейханки» 兵範記 115 н.э. Фусю Тачи». Похоже, что во времена позднего Хэйан Эмиси-то набирал популярность. «В «Хейханки» 兵範記 1158 г. н.э. была строка, в которой упоминалось, что у самого Императора был Фусю Тати».
(с) Мнение специалистов из группы "Сенгоку Дзидай" - https://vk.com/wall-71957452_47800
Только вот варабитэто, выше справедливо поименованный "забавным тати" - это еще не катана даже близко. В катану, а точнее, в истинный тати он превратится примерно к X-XII веку, в эпоху Хэйан - а к концу Хэйан вымрет окончательно, оставив после себя лишь своего потомка. Как вымер австралопитек, породив пингвинопитека хомо сапиенса через посредство питекантропа и прочих странных тварюшек...))
Источники:
1. А. Г. Баженов, "История японского меча".
2. К. С. Носов, "Оружие самураев".
3. Материалы из личных архивов подписчиков сего блога Е. Черновой и Масамунэ Датэ.
4. Материалы группы Sengoku Jidai