Найти тему
Кино-Вед

БЕГСТВО НЕ мистера НЕ Маккинли, а товарища Волконогова.

БЕГСТВО НЕ мистера НЕ Маккинли, а товарища Волконогова

-2

Довлеет дневи злоба его, это очевидно, но не до такой же степени, чтобы вообще заслонять экран. Сколько чуши пишут в Сети по поводу "Капитана Волкогоногова". Мол, имелся в виду Волкогонов, бывший начальник бывшего политуправления бывшей Советской армии. Почему? Фамилия похожая. "Ну, а нашего соседа забирают, негодяя, потому что он на Берию похож" Высоцкий, если кто забыл. А на самом -то деле волка ноги кормят, а героя фильма ноги спасают от гибели. Беги, капитан, беги.

Ищут хоть какие-нибудь привязки к современности. Чупов с Меркуловой из кожи вылезли, чтобы точно определить время действия фильма, на экране для особо непонятливых написали "1938 год приходит скоро". А Умный Зритель авторам возражает: "Нет, тогда красные штаны гепеушники не носили. Значит, кино про сегодня". В смысле, сегодня они такие треники носят? А может, это вообще отсылка к бесконечным 90-м, а?

Так заканифолили мозги себе и другим, что главный посыл "Волконогова" зритель теряет. А ведь это -легенда об атамане Кудеяре из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова. Существует версия, что сюжет вообще взят из фольклора, есть даже церковный гимн по мотивам. Раскаявшемуся разбойнику Кудеяру явился некий святой угодник и велел тем же ножом, которым Кудеяр убивал людей, срезать вековой дуб в три обхвата; как только дерево упадёт — все грехи разбойнику простятся. Ставший отшельником Кудеяр годами без всякого результата резал дуб, пока мимо не проехал пан Глуховский, жестокий помещик. Услышав, как Глуховский похваляется тем, что мучает, пытает и вешает своих холопов, Кудеяр в гневе всадил нож в сердце пану — и в тот же миг дуб рухнул.

Чупов с Меркуловой видят основанием для прощения злодею не уничтожение еще большего негодяя, как у классика. Авторы выбирают более религиозный посыл: прощение возможно для того, кто окажется способным на доброе дело. И это будет спасением для многих. Так невредимыми покинут место казней многие, до кого не добежал капитан Волконогов.

Можно спорить о том, насколько продуктивна попытка осмысления материала времен большого террора через легенду о раскаявшемся разбойнике, дает ли такое совмещение некое новое понимание истории или наоборот уводит в сферу бесполезных умствований. Но в упор не видеть корней сюжета, связи фильма с русской культурой и национальной психологией, не есть правильно. Умные люди ставят сегодня во главу угла цивилизационный подход, поскольку Россия действительно может быть осмыслена как особая цивилизация с особым же местом в мире. Попытки свести все к сиюминутным конспирологическим смыслам контрпродуктивны, это следует осознавать.