Есть в нашей культуре такая особенность: обесценивание чувств и потребностей.
Иногда, используя этот феномен, люди пытаются выплеснуть свои собственные эмоции (раздражение, чувство несправедливости, обиду, гнев):
"Ой, голодные - холодные! Где-то детям пить нечего - переживете!"
"Ах, телефон мы тебе не купили, как у Наташи? Скажи спасибо, что кормим, поим, в школу на машине отвозим! Ты хоть представляешь, как дети в селах в мороз на остановке автобуса ждут по полчаса? Деловая какая!"
Но иногда даже при поддержке используют такой "прием":
"Да разве ж тут можно устать, ребеночек же здоровенький, красивенький! Представляешь, у кого-то инвалид с рождения ребенок, и вот она по врачам да по больницам, кормит через капельницу, вот там есть от чего устать!"
"Ну, да, изменил он тебе, но ведь раз всего, да и не пьет, не бьет! Мужик-то хороший!"
И казалось бы, идеи, заложенные в приведенных примерах даже позитивные - твоя ситуация еще не самая страшная/безвыходная/опасная, но осадочек остается.
Что такое обесценивание и зачем оно нам?
Обесценивание - это защитный механизм психики, призванный оградить нас от болезненных переживаний. То, что лишено ценности, можно не удостаивать вниманием, не реагировать. Обесценивание помогает отстраниться от переживаний, игнорировать их, не закрывать потребности, о которых они сигнализируют. Это удобно. Мы обманываем себя в попытке подменить неприятные чувства позитивными, стараясь сфокусироваться на положительной стороне реальности: "зато не пьет", "зато здоровый", "зато живешь в достатке", "зато ты/я в безопасности".
Обесценивание чувств и потребностей других людей это такой же способ защитить себя от чувств, которые вызывают их жалобы или неспособность им помочь.
Почему же мы так поступаем?
Нас так научили наши родители, а их - их родители, и так далее назад.
Многим поколениям людей до нас было некогда обращать внимание на свои чувства, свои потребности, зачастую даже витальные (физиологические). Буквально были вещи важнее, чем физический или психологический дискомфорт: какое значение имеет боль в бедре/спине/кашель, если тебе надо позаботиться о скотине, без которой твоя семья не переживет зиму?
А с приходом советской власти в культуре укоренилось первенство идеи и общности над индивидом, и для переживаний личности не стало места. Коллективизация, внедрение пятилеток, лозунги "Быстрее, выше, сильнее", "Догнать и перегнать" и так далее создали культуру достигаторства, где нельзя быть слабым и мелочным, нельзя жаловаться, нельзя желать чего-то в отрыве от счастья всей страны.
В этой гонке некогда обращать внимания на свои переживания, на неудовлетворенные потребности, потому что они незначительны в сравнении с великой миссией народа. Человек для общества, а не общество для человека.
Как мы можем обойтись с этим наследием сейчас?
Сейчас, у нас есть возможность остановить бег, пройти какое-то количество пути шагом, не рвать жилы... Можно просто побыть в возникшей ситуации, в чувствах, которые она вызывает, дать им место быть.
Стоить обратить внимание на обесценивающие формулировки в своей речи.
Если они у вас есть, - это не потому, что вы плохой, а потому, что вы так привыкли. Если вы научились их замечать и отслеживать, то получится и заменить их. На самом деле иногда достаточно просто констатировать услышанное:
вместо "да разве ты устала" ответить "да, ты много делаешь, мне сложно представить, как тебе тяжело", или вместо "Ах, мы не купили...! Скажи спасибо..." ответить "Слушай, ты хотела быть такой же, как твои одноклассники, я понимаю, для тебя это важно. У меня в 11 классе тоже была ситуация, когда я себя ощущала белой вороной (и рассказать историю)".
Не надо пытаться изменить чувства/потребности собеседника или свои собственные, достаточно просто дать им быть, признать их существование, тем самым признавая их ценность и нормальность.