Найти тему
История живописи

Немец на русской художественной и охотничьей службе

"На постоялом дворе", Р.Ф. Френц. Краснодарский краевой художественный музей.
"На постоялом дворе", Р.Ф. Френц. Краснодарский краевой художественный музей.

На сей раз речь пойдет не об остзейском (балтийском) немце, как вы, возможно, успели подумать прочитав название публикации, а о самом, что ни на есть "природном" немце, рожденном в Берлине в 1831 году. Там же он и закончит Берлинскую академию художеств, но на этом связь с его родиной практически закончится, ибо Рудольф Федорович Френц сразу же "по окончании курса в 1859 г. приехал в Петербург". Тут у Федора Булгакова, возможно, путаница с датами, потому как в других источниках указано, что Академию он закончил в 1854 году, а в Россию приехал три года спустя.

Отмечу, что отчество его переиначили на русский манер, а изначально оно отсылало нас к известным немецким самоходкам времен Второй мировой, хотя быть может, это только мои ассоциации... В любом случае, не удивляйтесь, если где-то в источниках вы увидите героя сегодняшней статьи под отчеством "Фердинандович".

"Пейзаж с двумя ретриверами", Р.Ф. Френц, 1870. Частное собрание.
"Пейзаж с двумя ретриверами", Р.Ф. Френц, 1870. Частное собрание.
"Егерь с тремя борзыми", Русский музей, Санкт-Петербург.
"Егерь с тремя борзыми", Русский музей, Санкт-Петербург.

По прибытии в Россию художник практически сразу начинает работать не просто над заказными портретами аристократов, а над портретами членов правящей династии Романовых:

Сначала он исполнял картины для великого князя Николая Николаевича Старшего, написал портрет его Высочества, потом сопровождал его в путешествии вовнутрь России.
"Доезжачий", Р.Ф. Френц. Воронежский областной художественный музей.
"Доезжачий", Р.Ф. Френц. Воронежский областной художественный музей.

Далее он сопровождал другого Романова, "великого князя Владимира Александровича на охоте в степи и писал охотничьи сцены". Его талант явно был оценен, ведь в конечном итоге Френц "в течение нескольких лет на маневрах состоял в свите Наследника Цесаревича, ныне царствующего Государя Императора, и написал немало охотничьих картин по высочайшим заказам". Книга Ф. Булгакова из которой взяты эти цитаты вышла в 1890 году, поэтому речь шла, конечно же, о Александре III.

"Сборы на охоту", Р.Ф. Френц, 1887. Музей изобразительных искусств Татарстана, Казань.
"Сборы на охоту", Р.Ф. Френц, 1887. Музей изобразительных искусств Татарстана, Казань.
"Псовая охота", Р.Ф. Френц, 1889-1890-е. Частное собрание.
"Псовая охота", Р.Ф. Френц, 1889-1890-е. Частное собрание.

В Гатчине, официальной резиденции царской охоты (перенесенной в 1847 году из Петергофа) художник получает участок для постройки дома (сохранился до наших дней, кстати говоря), где и обоснуется вместе со всей своей семьей. Именно район пригорода Петербурга - Мариенбург будет указан как место рождения сына Френца, достаточно известного советского художника и профессора Р.Р. Френца.

Но вернемся к судьбе его отца, хоть данных о нем не так-то и много. В 1884 году художник принимает российское подданство, а через год он станет почетным вольным общником Академии художеств. Каждый год после царской охоты Френц составлял художественные листы-отчеты о трофеях, некоторые из них дошли до нашего времени (привожу только малое их количество):

Подозреваю, что некоторые читатели будут не особо рады таким картинкам и данным в них приведенным, но, что было - то было, информацию хочется донести, а как ее трактовать - это уже личное дело каждого.

Отмечу, что Френц много выставлялся как на внутрироссийских, так и на международных выставках: так, известно, что на своей "старой" родине, он получил золотую медаль Берлинской выставки, проходившей в 1886 году. А в начале XX века его работы можно было увидеть на выставках в ставшей ему родной Гатчине, которые проходили в Приоратском дворце, сохранилось описание одного из посетителей такой выставки в 1915 году:

... художник поражает зрителя знанием строения лошади, верным рисунком ее во всякой позе, во всяком движении, ракурсе. В то же время в его манере при полной законченности нет сухости и замазанности: везде свободный, широкий, но точный и определенный по форме мазок. Кроме того, полноте впечатления способствует и колоритно написанный пейзаж. Такова его большая картина «Табун»: в лошадях первого плана столько силы и грации, в табуне несущихся вдали лошадей так много массового движения. Вся картина овеяна воздухом и освещена мягкими бликами летнего дня.
Возможно, в цитате речь идет о картине Френца "Табун лошадей Прилепского конного завода" 1912 года из коллекции Музея коневодства. К сожалению, нашел только репродукцию с открытки
Возможно, в цитате речь идет о картине Френца "Табун лошадей Прилепского конного завода" 1912 года из коллекции Музея коневодства. К сожалению, нашел только репродукцию с открытки

Спустя три года академик (звание присуждено в 1912 году) Френц скончается и будет похоронен на гатчинском кладбище. Как уже было сказано выше, сын продолжит дело отца, станет художником, не придворным, конечно, ведь времена уже совсем были другие. А затем семейное дело продолжат и его внуки, но это уже совсем другая история...

"В пролетке у Кремля", Р.Ф. Френц. Частное собрание.
"В пролетке у Кремля", Р.Ф. Френц. Частное собрание.
"Катание на санях зимой", Р.Ф. Френц. Частное собрание.
"Катание на санях зимой", Р.Ф. Френц. Частное собрание.

Надеюсь, что вам сегодня было интересно и из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь (и на ТГ-канал тоже), а если мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.