И сегодня, 30 октября я вспоминаю все фильмы этого знаменитого режиссера, создателя незабываемой мелодрамы "Мужчина и женщина"... Киновед Александр Федоров, 30.10.2023.
Клод Лелуш: по волнам моей памяти…
CLAUDE LELOUCH (Родился 30.10.1937)
В нашем киноведении Клод Лелуш определенно относится к низвергнутым кумирам. После выхода на отечественные экраны увенчанной «Золотой пальмовой ветвью» Каннского фестиваля и «Оскаром» мелодрамы «Мужчина и женщина» пресса поспешила выразить свое восхищение мастерством молодого французского режиссера.
И вдруг... На несколько лет задержался выпуск на отечественные экраны оперативно купленного фильма К. Лелуша «Жить, чтобы жить». Правда, тут Лелуша «подвел» исполнитель главной роли Ив Монтан, позволивший себе сняться в крамольной картине Коста-Гавраса «Признание» (1970).
«В свете новых данных» советская пресса довольно быстро стала пересматривать свое отношение к Клоду Лелушу. На первый взгляд, основания для этого были. Ведь картина «Мужчина и женщина» пришла в СССР в бурный 1968 год, когда, словно снежный ком, нарастал чехословацкий кризис, когда во Франции потерпела поражение студенческая революция. Понятно, что снятый двумя годами раньше изысканный фильм Лелуша, рассказывающий о любви автогонщика и кинематографистки, незадолго до этого трагически потерявших своих любимых, был совсем не про то...
Но ошибался тот зритель, который всерьез воспринимал подобные упреки, видя в них искренний призыв к демонстрации в нашем прокате остропроблемных произведений зарубежного кино. Это было обычное лицемерие. Просто работы Клода Лелуша, снятые им после «Мужчины и женщины», не втискивались в желанные для «верхов» рамки «безобидного» зрелища.
Лишь во второй половине 1980-х советские зрители смогли увидеть другие фильмы Клода Лелуша - сиквел "Мужчины и женщины" и мелодраму о любви прославленной певицы Эдит Пиаф и чемпиона мира по боксу Марселя Сердана «Эдит и Марсель», поставленную Клодом Лелушем с присущим ему постановочным барокко…
Киновед Александр Федоров
Человеческая сущность / Le propre de l’homme. Франция, 1960. Режиссер и сценарист Клод Лелуш. Актеры: Клод Лелуш, Жанин Маньян, Амиду и др. Кинопрокат во Франции: с 8 марта 1961 (4,4 тыс. зрителей).
В фильме «Человеческая сущность» двое влюбленных (Клод Лелуш и его тогдашняя возлюбленная Жанин Маньян) встречаются и влюбляются в Париже…
Этот первый фильм знаменитого французского режиссера Клода Лелуша («Мужчина и женщина», «Эдит и Марсель» и др.) был снят на деньги отца режиссера. Однако опыта у двадцатитрехлетнего молодого режиссера, снявшего до этого только несколько документальных лент, в игровом кино еще не было, и «Собственность мужчины» привлекала во французском кинопрокате всего 4,4 тысяч зрителей, что, разумеется, не смогло окупить стоимость съемок. За свою долгую кинокарьеру Клод Лелуш поставил затем десятки полнометражных игровых фильмов, некоторые из которых не имели особого успеха у аудитории, но такого оглушительного провала у публики у Лелуша уже не будет никогда…
Клод Лелуш был так огорчен этой неудачей, что в ярости уничтожил все копии фильма, поклявшись в следующий раз доказать свой профессионализм.
Жизнь в замке / La Vie de château. Франция, 1961.Режиссер Клод Лелуш. Сценарист Жан Фужер. Незавершенный.
Уничтожив свой провалившийся в кинопрокате фильм «Человеческая сущность», Клод Лелуш в 1961 году начал снимать историю о злоключениях человека, купившего разрушенный замок... Однако уже через неделю молодому режиссеру стало ясно, что всё опять пошло наперекосяк… «Проблемы действительно были: дурацкий сценарий, нехватка денег, - вспоминал потом сам Клод Лелуш. Фильм был остановлен через неделю. В школе неудачников я получил приз за выдающиеся достижения». В результате режиссер уничтожил весь снятый материал, так что, сегодняшним зрителям не суждено увидеть ни «Человеческая сущность», ни «Жизнь в замке»…
Любовь с оговорками | L’Amour avec des si. Франция, 1962. Режиссер и сценарист Клод Лелуш. Актеры: Ги Мерес, Жанин Маньян, Жан Франваль и др. Премьера: июнь 1964 (Берлин). Кинопрокат во Франции: со 2 февраля 1966 (0,05 млн. зрителей).
…По всей Франции разыскивается сексуальный маньяк, безжалостно убивающий своих жертв. А в это время некий подозрительный мужчина подвозит на своей машине молодую женщину…
Клод Лелуш снял эту черно-белую ленту явно в духе стилистики «новой волны», то и дело, внедряя в нее документальные кадры скрытой камерой и интервью на парижских улицах…
«Любовь с оговорками» была снята за относительно небольшие деньги, а мудрый продюсер решил сначала выпустить её на экраны Швеции. В результате лента был принята там довольно тепло (и, говорят, даже понравилась знаменитому режиссеру Ингмару Бергману), и не только вернула продюсеру вложенные в нее деньги, но и принесла небольшую прибыль. Именно это существенно скрасило последующий провал «Любви с оговорками» во французском кинопрокате…
Женщина-спектакль / La Femme spectacle. Франция, 1963. Режиссер и сценарист Клод Лелуш. Актеры: Жан Янн, Жак Порте, Жан-Пьер Кальфон, Жанин Маньян, Жан Франваль и др. Кинопрокат во Франции: с 25 сентября 1965.
В фильме «Женщина-спектакль» Клод Лелуш дал волю своей фантазии, что называется, «по полной»: интервью, фальшивые репортажи, пластическая хирургия, трансвеститы, манекенщицы, проститутки, стриптизерши, массажистки, уроки танцев и конкурс Мисс Спагетти…
Лелуш на несколько лет опередил киноволну западной сексуальной революции, поэтому, шокированная такими вольностями, французская цензура пыталась запретить этот фильм. В итоге ради выпуска на экран «Женщина-спектакль» была сокращена на целых 45 минут, так что наиболее пикантные эпизоды ленты были отправлены в корзину… Понятно, что в советский кинопрокат «Женщина-спектакль» не попала и вовсе, даже в урезанном варианте…
Это была первая цветная широкоэкранная картина Клода Лелуша, в которой он вместе с оператором Жаном Коломбом продемонстрировал, что уже вполне овладел изысками изобразительного решения. И сегодня в этом фильме впечатляют кадры,
когда симпатичная блондинка в подвенечном платье сначала бежит по центру Парижа, а потом прямо по автостраде… А с каким юмором снята сцена ее неудавшегося самоубийства и стриптиза на Эйфелевой башне!
Девушка и ружья / Une fille et des fusils. Франция, 1964. Режиссер Клод Лелуш. Актеры: Жан-Пьер Кальфон, Амиду, Пьер Барух, Жак Порте, Жанин Маньян и др. Кинопрокат во Франции: с июня 1965 (0,2млн. зрителей).
В этой комедии с криминальным сюжетом четверка молодых рабочих решают стать бандитами. К делу они подходят весьма серьезно: создают спецшколу, где сами становятся и учениками, и учителями. На этом этапе к ним присоединяется молодая женщина… Ну, а потом наступает очередь реальных преступных дел…
В снятой всего за две недели «Девушке и ружьях» Клод Лелуш вновь возвращается к стилистике черно-белой «новой волны», импровизациям, пародийности и синефильских пассажей, свойственных его ленте «Любовь с оговорками» (1962).
В кинопрокате Франции комедию «Девушка и ружья» посмотрело около двухсот тысяч человек. Не бог весть что для любого французского кинопрофессионала, но после предыдущих четырех попыток Клода Лелуша зарекомендовать себя в игровом кино это было для него немалым достижением…
Великие моменты / Les Grands Moments. Франция, 1965. Режиссер: Клод Лелуш. Актеры: Жанин Маньян, Жан-Пьер Кальфон, Пьер Барух, Жак Порте, Амиду и др.
Эта комедия была задумана Клодом Лелушем как продолжение фильма «Девушка и ружья», а комедийный эффект был усилен пародией на шпионские ленты о Джеймсе Бонде. Главные роли в «Великих моментах» играли те же актеры: Жанин Маньян, Жан-Пьер Кальфон, Пьер Барух, Жак Порте и Амиду.
Но вот кинопрокатчика для этой ленты во Франции, увы, не нашлось. И огорченный Лелуш, в который уж раз в досаде уничтожил негативы своего кинодетища…
Мужчина и женщина / Un homme et une femme. Франция, 1966. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Пьер Уйттерховен. Актеры: Анук Эме, Жан-Луи Трентиньян, Пьер Бару, Суад Амиду и др. Кинопрокат во Франции: с 13 мая 1966 (4,3 млн. зрителей). Кинопрокат в СССР: с 1 января 1968. 27,9 млн. зрителей за первый год демонстрации. Премия «Оскар»: за лучший зарубежный фильм и за лучший сценарий. Премия «Золотой глобус»: за лучший иностранный фильм и лучшую женскую роль (1966). Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля (1966).
...Он – автогонщик. Она – кинопродюсер. У каждого из них трагический случай унес любимого человека. Но вот они встретились, и... "ша-ба-ба, па-ба-да-да-да"... Зазвучала завораживающая музыка Френсиса Лея (1932-2018), ставшего затем практически постоянным композитором в фильмах Клода Лелуша.
Зашумел морской прибой на берегу Ла-Манша. Пронеслись чередой ослепительных вспышек воспоминания. И началась новая и в то же время старая, как мир, история любви...
Этот фильм был снят на одном дыхании – всего за два месяца, методом импровизаций, спонтанных диалогов. Он получился трогательно лиричным, человечным и удивительно эмоциональным. Жан-Луи Трентиньян и Анук Эме тут же стали европейскими звездами первой величины...
Увенчанная золотом Канн и «Оскаром», мелодрама Клода Лелуша «Мужчина и женщина» стала для него фетишем, талисманом, наваждением. Триумф 1966 года не давал ему покоя. Хотелось во что бы то ни стало повторить, а то и превзойти свой успех.
И все последующие годы Лелуш, так или иначе, вспоминал о нем на экране. Иногда эта тоска о звездном часе проявлялась уже в самом названии фильма («Другой мужчина, другой шанс»). Иногда приобретала насмешливый оттенок. Вроде сцены, где в тюремном кинозале заключенные смотрели восхитительно снятые кадры финальной встречи героев «Мужчины и женщины» («Новый год»).
И наконец, в прямом продолжении – картине «Мужчина и женщина 20 лет спустя» (1986), где после долгого перерыва вновь снимались вместе прекрасные актеры – Жан-Луи Трентиньян и Анук Эме...
Осенью 2019 года на европейские экраны вышел новый фильм легендарного Клода Лелуша «Самые лучшие годы жизни» – заключительная часть легендарной трилогии о любви Мужчины и Женщины. Своего рода прощание – с уже по-настоящему постаревшими Жан-Луи Трентиньяном (1930-2022) и Анук Эме… Это грустный, трогательный и талантливый фильм...
И в конце маленькое личное воспоминание. Давным-давно, на одном из кинофестивалей я стоял буквально в двух шагах от Клода Лелуша, и мне очень хотелось подойти к нему и выразить свое восхищение его «Мужчиной и женщиной». Но, увы, так и не решился... А жаль: теперь мне, видимо, поговорить с ним уже не придется никогда...
Жить чтобы жить / Vivre pour vivre / Vivere per vivere. Франция-Италия, 1967. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Пьер Уйттерховен. Актеры: Ив Монтан, Анни Жирардо, Кэндис Берген, Ирен Тюнк, Анук Фержак, Амиду и др. Кинопрокат во Франции: с 14 сентября 1967 (2,9 млн. зрителей). Кинопрокат в СССР: с 20 октября 1975.
На волне триумфа «Мужчины и женщины» (1966) Клод Лелуш снял своего рода продолжение этой истории любви – драму «Жить, чтобы жить».
Однако здесь был взят куда более широкий ракурс: в одном из интервью Лелуш говорил, что на этот раз хочет показать любовь на самом широком фоне мировых событий… По сюжету это оправдывалось тем, что главный персонаж был журналистом-международником…
Переживая в это время роман с Анни Жирардо (1931-2011), Клод Лелуш пригласил ее на главную роль в этом фильме в паре с Ивом Монтаном (1921-1991). Они-то и сыграли кризис любви мужчины и женщины именно на том фоне, о котором говорил Лелуш.
В картина была интересно смонтирована, в ней снова было много замечательной музыки Френсиса Лея (1932-2018)... Словом, во всем чувствовалась уверенная режиссерская рука.
«Жить, чтобы жить» в СССР купили для кинопроката сразу же после мировой премьеры, но пока фильм дублировали на русский язык и готовили к всесоюзному кинопрокату, Ив Монтан осудил ввод советских войск в Чехословакию. Так что картина отправилась на полку, и была выпущена на экран только осенью 1975 года.
Жизнь, любовь, смерть / La Vie, l'amour, la mort. Франция, 1968. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Пьер Уйттерховен. Актеры: Амиду, Каролина Селье, Жанин Маньян, Анни Жирардо, Робер Оссейн и др. Кинопрокат во Франции: с 1969 (1,3 млн. зрителей).
Франсуа женат, у него есть ребенок. Но в прошлом он был… серийным убийцей проституток, и вот кровавое прошлое снова дает о себе знать… В итоге его приговаривают к смертной казни…
В свое время киновед Янина Маркулан (1920-1978) возмущалась тем, что в драме «Жизнь, любовь, смерть» режиссер стремился «вызвать у зрителя ощущение, что он присутствует при настоящем следствии и самой что ни на есть настоящей казни. Таким образом, документализм здесь — лишь средство вызвать шок, состояние аффекта. И действительно, когда медленно, поразительно подробно и одинаково фиксируются пароксизм страха у Франсуа на последних шагах к гильотине и механизм действия гильотины, когда опускается нож над напряженным горлом человека и слышен через секунду звук падающей головы, кто может остаться спокойным!» (Маркулан, 1972).
Но, наверное, можно согласиться с Я. Маркулан в том, что протест Клода Лелуша против смертной казни заявлен в фильме «Жизнь, любовь, смерть» довольно странно: главным персонажем картины избран не какой-то человек, случайно или в аффекте самообороны совершивший убийство, а серийный убийца на сексуальной почве (то, что он психически болен, на мой взгляд, не слишком меняет дело). А это, действительно, «снимает серьезный разговор о праве общества на смертную казнь» (Маркулан, 1972).
По ходу развития сюжета этого фильма становится ясно, что Клод Лелуш и его актер Амиду (1935-2013) изо всех сил пытались вызвать к своему персонажу сочувствие (ну, например, сентиментально показывают, что Франсуа любит своего ребенка). Однако лично у меня это никакого сочувствия не вызывает…
Человек, который мне нравится / Un homme qui me plaît. Франция-Италия, 1969. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Пиното, Пьер Уйттерховен. Актеры: Жан-Поль Бельмондо, Анни Жирардо, Каз Гарас, Питер Бергман и др. Кинопрокат во Франции: с 3 декабря 1969 (1,4 млн. зрителей).
…Голливуд. Композитор Анри (Жан-Поль Бельмондо) пишет музыку для фильма. А в нем снимается Франсуаза (Анни Жирардо). Оба француза чувствуют себе в Америке чужими, что, самом собой, их сближает, хотя у обоих во Франции остались семьи…
На мой взгляд, это тот случай, когда звезда затмила режиссера, лишив его «фирменного стиля». Жан-Поль Бельмондо (1933-2021), находившийся в ту пору на пике своей «суперменской» формы сделал из своего персонажа «хозяина жизни» и покорителя женских сердец. Он явно тянул одеяло на себя, превращая фильм в свой откровенный бенефис… На этом фоне даже Анни Жирардо (1931-2011) как-то ушла в тень. И это при её практически неограниченных актерских возможностях!
В итоге фильм, на мой взгляд, получился очень ярким, но каким-то «открыточным»…
Бандит / Проходимец / Le Voyou. Франция-Италия, 1970. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Клод Пиното, Пьер Уйттерховен. Актеры: Жан-Луи Трентиньян, Даниэль Делорм, Шарль Жерар, Кристин Лелуш, Ив Робер, Жюдит Магр, Альдо Маччоне, Амиду, Жак Дониоль-Валькроз, Шарль Деннер, Саша Дистель и др. Кинопрокат во Франции: с 20 ноября 1970 (2,4 млн. зрителей).
Ироничный триллер Клода Лелуша с трудно переводимым на русский язык названием “Le Voyou” («Бандит», «Негодяй», «Проходимец») рассказывает историю обаятельного преступника (Жан-Луи Трентиньян), «по-швейцарски» тщательно рассчитывающего все свои криминальные дела…
Действие здесь закручено лихо и непредсказуемо, без провисаний и «передышек». Всё происходящее на экране напоминает опасную, но веселую игру, в значительной степени - пародийную. Картина снята с операторским и монтажным шиком, персонаж Жана-Луи Трентиньяна (1930-2022), конечно, мгновенно завоевывает симпатии зрителей. И именно по этой причине этот фильм был не куплен для советского кинопроката…
Смик, смак, смок / Smic, Smac, Smoc. Франция, 1971. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Пьер Уиттерхувен. Актеры: Катрин Аллегре, Амиду, Шарль Жерар, Жан Коломб, Френсис Лей, Пьер Уйттерхувен, Клод Пиното, Клод Лелуш и др. Кинопрокат во Франции: с 1971 (0,3 млн. зрителей).
Рабочие верфи и друзья Шарло, Жанно и Робер называют друг друга Смик, Смак и Смок. Однажды они решают отправиться отдохнуть в Сен-Тропе на украденном ими роскошном авто…
В эту вроде бы вполне комедийную криминальную историю (снятую им всего за восемь дней!) Клод Лелуш добавляет политическую ноту, напоминающую о парижском бунте мая 1968 года, когда один из персонажей произносит почти большевицкую речь: «Когда наступит Большая ночь - или революция - и вас, богачей, будет судить пролетариат, я буду свидетельствовать в вашу пользу, если вы будете уступчивы; в противном случае вы будете осуждены!».
На мой взгляд, комедия получилась в целом незамысловатой, без присущего многим фильмам Клода Лелуша шарма, и смотреть ее сегодня захотят, наверное, немногие зрители. Впрочем, во французском кинопрокате 1971 года она тоже прошла без какого-то заметного успеха…
Приключение - это приключение / L’Aventure, c'est l'aventure. Франция-Италия, 1972. Режиссер и сценарист Клод Лелуш. Актеры: Лино Вентура, Жак Брель, Шарль Деннер, Шарль Жерар, Альдо Маччоне, Пруденс Харрингтон, Софи Буде, Джонни Холлидей, Анни Керани, Николь Курсель, Ив Робер, Андре Фалькон, Хуан Луис Бунюэль и др. Кинопрокат во Франции: с 4 мая 1972 (3,8 млн. зрителей).
В комедии «Приключение - это приключение» Лино Вентура (1919-1987), Жак Брель (1929-1978), Шарль Деннер (1926-1995), Шарль Жерар (1922-2019) и Альдо Маччоне с неподражаемой иронией и сарказмом сыграли бандитов, выбирающих для своих преступлений весьма необычные ходы.
В этом фильме Клоду Лелушу удалось всё: и искрометные диалоги, и едкая сатира, и занимательная динамика действия.
Наверное, никогда – ни до ни после - фильмы Клода Лелуша не были так политизированы. В «Приключении..» от режиссера и сценариста досталось всем: левым, и правым, марксистам и военным диктаторам, маоистам и повстанцам «кубинского образца»…
В связи с этим в одном из интервью Клод Лелуш сказал так: «В то время, когда я создавал «Приключение - это приключение», идеологическая конфронтация была на пике. … Франция никогда не была настолько политизирована. Я хотел снять эту путаницу, которая, в конце концов, заставила меня рассмеяться. Я хотел показать, до какой степени интеллектуалы все смешивают: их соблазняет любая речь, если говорящий обладает харизмой. Я хотел рассказать о бандитах, которым на все наплевать, но которые используют политику для зарабатывания денег. Фильм пользуется успехом и становится культовым».
В самом деле, «Приключении..» - второй по популярности фильм Клода Лелуша. Больше зрителей было только у «Мужчины и женщины»…
Новый год / С Новым годом! / La Bonne année. Франция, 1973. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Пьер Уйттерховен. Актеры: Лино Вентура, Франсуаз Фабиан, Шарль Жерар, Андре Фалькон и др. Кинопрокат во Франции: с 13 апреля 1973 (1,4 млн. зрителей).
На первый взгляд, «Новый год» всего лишь ироничный фильм об ограблении ювелирного магазина (добавлю к этому, лента была профинансирована одним из известных ювелирных домов Франции). Но только на первый. На самом деле, это трогательный фильм о любви, история сложных взаимоотношений колоритных персонажей, превосходно сыгранных замечательными актерами Лино Вентурой (1919-1987) и Франсуаз Фабиан.
Наверное, это еще одна вариация на тему «Мужчины и женщины», с тонкими психологическими портретами, блестящими диалогами и запоминающимися фразами («Мужчины всегда говорят женщинам, что могут их любить и при этом спать с другими. Представь себе, что у нас с тобой всё наоборот», «Если любишь женщину, то зачем её оскорблять предложением вступить в брак. Ведь брак - это контракт, а контракты нужны тем, кто боится выбирать между свободой и одиночеством, так как настоящая свобода – это одиночество»). С синефильскими и литературными намеками, рассыпанными по всему сюжету фильма. С грустными нотами ностальгии…
На мой взгляд, это один из лучших фильмов Клода Лелуша, который можно пересматривать, еще и еще раз находя для себя что-то новое…
Вся жизнь / Toute une vie. Франция-Италия, 1974. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Пьер Уйттерховен. Актеры: Марта Келлер, Андре Дюссолье, Шарль Деннер, Карла Гравина, Шарль Жерар, Жильбер Беко, Сэм Летрон, Даниель Буланже, Андре Фалькон и др. Кинопрокат во Франции: с 15 мая 1974 (0,7 млн. зрителей).
«Вся жизнь» - один из самых масштабных фильмов Клода Лелуша. Эта драматическая история разворачивается на нескольких континентах на протяжении столетия.
…Главная героиня (Марта Келлер) «Всей жизни» родилась в богатой еврейской семье, её отец испытал в годы второй войны все ужасы нацистского концлагеря…
В этом, к сожалению, неровном фильме Клод Лелуш активно использовал хронику, и помимо семейных линий в картине есть и линии политические. Одна из самых сильных сцен здесь – расстрел большевиками царской семьи в Екатеринбурге 1918 года. Она снята без натуралистических подробностей, но от этого не становится менее страшной.
Но в целом «Вся жизнь», на мой взгляд, не стала удачей режиссера: она получилась хаотичной, слишком многое в ней сказано скороговоркой…
Супружество / Mariage. Франция, 1974. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Пьер Уйттерховен. Актеры: Рюфюс, Бюль Ожье, Мари Деа, Каролин Селлье, Бернар Ле Кок, Шарль Жерар и др. Кинопрокат во Франции: с 31 декабря 1974 (0,3 млн. зрителей).
…Июнь 1944 года. Франция всё еще оккупирована нацистами. Молодожены на берегу Ла-Манша отмечают новоселье… А на следующее утро в их доме появляются бойцы французского Сопротивления… Этот визит дает главе семьи минутное чувство сопричастности к борьбе с гитлеровской Германией. И потом, многие десятилетия подряд он, полностью войдя в роль ветерана Сопротивления, ритуально выступает с речами на митингах жителей городка, посвященным годовщинам высадки союзников в Нормандии…
Поставленная в саркастическом ключе драма «Супружество» - одна из самых значимых в творчестве Клода Лелуша, она обращается к весьма болезненной для французов теме второй мировой войны…
Кот и мышь / Le Chat et la souris. Франция, 1975. Режиссер и сценарист Клод Лелуш. Актеры: Серж Реджани, Мишель Морган, Жан-Пьер Омон, Филипп Леотар, Валери Лагранж, Анн Либер, Филипп Лабро и др. Кинопрокат во Франции: с 3 сентября 1975 (1,1 млн. зрителей).
В завязке ироничного детектива «Кот и мышь» комиссар полиции Лешà (здесь остроумно обыгрывается название фильма, так как le chat – это кот, а Lechat – фамилия главного персонажа) начинает расследование таинственной смерти парижского богача, а все подозрения падают на его вдову…
Клод Лелуш сочинил для этого фильма сложную и непредсказуемую историю расследования преступления, и истина, как и заведено в классических детективах, раскрывается только в самом финале…
На мой взгляд, роль комиссара в фильме «Кот и мышь» - одна из самых лучших в богатом репертуаре Сержа Реджани (1922-2004). Его комиссар раскрывается в фильме весьма многогранно, он не идеален, действует порой жесткими методами, но, несомненно, обаятелен и умен.
Роль вдовы миллионера стала практически последней главной ролью, в которой знаменитая французская звезда Мишель Морган (1920-2016) снялась для большого экрана (далее у нее были заметные роли только в телесериалах). И здесь она показала себя не только психологически тонкой актрисой, но и исполнительницей, великолепно чувствующей юмор, знающей толк в импровизациях.
Семидесятые годы, возможно, лучшие в долгой кинокарьере Клода Лелуша. В это время он ставил перед собой амбициозные постановочные задачи и часто добивался успеха. «Приключение – это приключение», «Новый год», «Супружество», «Кот и мышь»…
Добрый и злые / Le Bon et les méchants. Франция, 1975. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Пьер Уйттерховен. Актеры: Жак Дютрон, Марлен Жобер, Жак Вильре, Бруно Кремер, Бриджитт Фоссе, Андре Фалькон, Жан-Ив Готье, Жан-Пьер Кальфон, Валери Лагранж, Филипп Леотар, Серж Реджани и др. Кинопрокат во Франции: с 21 января 1976 (1,1 млн. зрителей).
В фильме Клода Лелуша «Добрый и злые» всё начинается в 1930-х, когда Жак и Симон угоняют машины, а инспектор полиции Бруно пытается их поймать. И вот наступают времена нацистской оккупации Франции. Теперь инспектор на службе у гитлеровцев, а Жак и Симон промышляют налётами…
Одна из излюбленных тем Лелуша: амбивалентности добра и зла, когда, в частности, преступники предстают на экране вполне симпатичными людьми, проявилась в этой картине сполна, тем паче, что действие фильма разыграно талантливыми актерами…
Если начать сначала / Si c'étaità refaire. Франция, 1976. Режиссер и сценарист Клод Лелуш. Актеры: Анук Эме, Катрин Денёв, Зое Шово, Шарль Деннер, Франсис Юстер, Франсуа Далу, Жан-Пьер Кальфон, Валери Лагранж, Жак Вильре, Нильс Ареструп, Александр Мнушкин, Франсуаза Арди и др. Кинопрокат во Франции: с 1 октября 1976 (1,3 млн. зрителей).
В середине 1970-х Клод Лелуш впервые пригласил сниматься Катрин Денев, находившуюся тогда на вершине своей славы. Его очередная любовная история называлась «Если начать сначала». А партнерами Денев стали Анук Эме, Шарль Деннер (1926-1995) и Френсис Юстер...
Героиня Катрин Денев, отсидев в тюрьме десяток лет, выходит на волю и находит своего уже почти взрослого сына. Пусть и запоздало, она пытается насладиться чувством материнства...
Эта картина Клода Лелуша, как всегда, выстроена с монтажным шиком - ретроспекции, флэшбеки перемежаются с основной сюжетной линией, постепенно проясняя драматические перипетии судьбы героини. Жаль, что ближе к концу фильма история эта становится слишком сентиментальной и заканчивается отчетливо сказочным хэппи-эндом на заснеженных альпийских вершинах...
Еще один мужчина, еще один шанс / Another Man, Another Chance / Un autre homme, une autre chance. США-Франция, 1977. Режиссер и сценарист Клод Лелуш. Актеры: Джеймс Каан, Женевьев Бюжо, Френсис Юстер, Дженнифер Уоррен и др. Кинопрокат во Франции: с 28 сентября 1977 (0,3 млн. зрителей).
О фильме «Еще один мужчина, еще один шанс» сам Клод Лелуш говорил так: «Я хотел снять реалистичный вестерн. Мне нравятся вестерны. Продюсеры хотели, чтобы я снял американский фильм. А я хотел сыграть американского режиссера, но с французским оттенком».
Наверное, этот опыт работы в США был для Клода Лелуша интересен: в этой американо-французской копродукции главные роли сыграли заокеанские звезды Джеймс Каан (1940-2022) и Женевьев Бюжо. Но художественный результат, думается, оказался довольно скромным, да и кассовым хитом картина во Франции не стала: ее посмотрело всего около трехсот тысяч зрителей…
Робер и Робер / Robert et Robert. Франция, 1978. Режиссер и сценарист Клод Лелуш. Актеры: Шарль Деннер, Жак Виллере, Жан-Клод Бриали, Нелла Бельски, Маша Мериль, Мишель Морган и др. Кинопрокат во Франции: с 14 июня 1978 (1,0 млн. зрителей).
…Два холостяка – застенчивый и робкий (Жак Виллере) и маниакально обидчивый и нервный (Шарль Деннер) – становятся друзьями после того, как посещают парижское брачное агентство в поисках «женщины своей жизни»…
В этой комедии Клод Лелуш обращается к миру бизнеса профессиональных сводников (который он до этого специально изучил со спрятанным диктофоном), разворачивая на этом фоне изрядно пародийную историю трогательных и недалеких героев…
Дуэт Шарля Деннера (1926-1995) и Жака Виллере (1951-2005) получился забавным и психологически точным, так что ничуть не удивительно, что Жак Виллере получил за свою роль в «Робере и Робере» «Сезара», хотя, на мой взгляд, Шарль Деннер сыграл в этой комедии ничуть не хуже…
За нас двоих / An Adventure for Two / À nous deux. Франция-Канада, 1979. Режиссер и сценарист Клод Лелуш. Актеры: Катрин Денёв, Жак Дютрон, Жак Вильре, Поль Пребуа, Бернар Ле Кок, Жак Годен, Моник Мелинан, Даниэль Отёй, Жерар Дармон и др. Кинопрокат во Франции: с 23 мая 1979 (0,7 млн. зрителей).
«За нас двоих» - вторая встреча Клода Лелуша и Катрин Денёв. В этой мелодраме героиня Катрин Денёв знакомится с «сильными мира сего», а затем путем шантажа вымогает у них немалые суммы. А герой Жака Дютрона бежит из тюрьмы, чтобы потом встретиться с героиней Денёв…
Это своего рода синефильский парафраз истории о Бонни и Клайде, но со счастливым концом. В фильме есть всё, что нужно для увлекательного зрелища: напряженная интрига погони, остроумные диалоги, колоритные персонажи, атмосфера пробуждающейся любви двух нарушителей Закона. Игра Катрин Денёв и Жака Дютрона, на мой взгляд, заслуживает всяческих похвал: ироничная, тонкая, временами на полутонах, психологически убедительная и часто «музыкальная»…
Как и во многих своих предыдущих работах («Новый год», «Проходимец») Клод Лелуш выстраивает действие фильма так, что зрительские симпатии неизбежно оказываются на стороне дуэта персонажей Катрин Денёв и Жака Дютрона, а полицейские показаны людьми профессиональными, но необаятельными…
Одни и другие / Les Uns et les autres / Bolero. Франция, 1981. Режиссер и сценарист Клод Лелуш. Актеры: Робер Оссейн, Николь Гарсия, Джеральдин Чаплин, Джеймс Каан, Даниэль Ольбрыхски, Маша Мериль, Эвелин Буи, Франсис Юстер, Хорхе Донн, Жан-Клод Буттье, Раймон Пеллегрен, Кандис Пату, Поль Пребуа, Майя Симон, Жан-Клод Бриали, Фанни Ардан, Жак Вильре, Ришар Боринже, Жан-Пьер Кальфон, Александра Стюарт и др. Кинопрокат во Франции: с 27 мая 1981 (3,2 млн. зрителей).
Музыкальная драма «Одни и другие» - один из самых масштабных и успешных фильмов Клода Лелуша, в котором он рассказывает историю трех поколений музыкантов и танцоров из Америки, Франции, Германии и России: от 1940-х до 1980-х.
В этом фильме играют многие звезды европейского и американского кино, звучит музыка Равеля («Болеро»), Френсиса Лея и Мишеля Леграна, впечатляюще выстроены хореографические номера, цитируются кадры из знаменитого фильма Михаила Калатозова и Сергея Урусевского «Летят журавли»…
Одну из лучших ролей своей карьеры сыграл здесь Даниэль Ольбрыхски: его персонаж, история которого навеяна судьбой знаменитого музыканта Герберта фон Караяна (1908-1989), наверное, самый яркий и запоминающийся в этом фильме.
Жаль только, что в сложной многофигурной композиции «Одних и других» Клод Лелуш иногда допускает длинноты, что существенно снижает зрительское внимание к этой трехчасовой ленте…
Эдит и Марсель / Édith et Marcel. Франция, 1983. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Жилль Дюрье, Пьер Уйттерховен. Актеры: Эвелин Буи, Марсель Сердан мл., Жани Гастальди, Кандис Пату, Жак Вильре, Франсис Юстер, Жан-Клод Бриали, Жан Буиз, Шарль Жерар, Шарлотта де Туркейм, Морис Гаррель, Таня Лопер, Жан Ружери, Беата Тышкевич и др. Кинопрокат во Франции: с 13 апреля 1983 (0,9 млн. зрителей). Кинопрокат в СССР: с 17 ноября 1986: 3,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
История любви прославленной певицы Эдит Пиаф и чемпиона мира по боксу Марселя Сердана поставлена Клодом Лелушем («Мужчина и женщина», «Вся жизнь», «Одни и другие») с присущим его позднему творческому периоду постановочным барокко.
Множество героев и сюжетных линий. Марсель Сердан-младший, сыгравший своего знаменитого отца-боксера. И Шарль Азнавур, исполнивший роль самого себя…
Но главное в фильме - великолепное исполнение роли Пиаф замечательной актрисой Эвелин Буи, тогдашней возлюбленной режиссера.
Фильм получился эмоциональным, зрелищным и ярким. И даже самые строгие и преданные поклонники Пиаф, как правило, не были разочарованы...
Да здравствует жизнь! / Viva la vie! Франция, 1984. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Жером Тоннер. Актеры: Шарлотта Рэмплинг, Мишель Пикколи, Жан-Луи Трентиньян, Эвелин Буи, Шарль Азнавур, Лоран Мале, Таня Лопер, Раймон Пеллегрен, Шарль Жерар, Анук Эме и др. Кинопрокат во Франции: с 18 апреля 1984 (1,4 млн. зрителей).
«Да здравствует жизнь!» - необычный для Клода Лелуша фильм в жанре фантастики с элементами триллера и комедии.
По ходу сюжета якобы похищенные инопланетянами персонажи «возвращаются», чтобы познакомить мир с посланием из другой цивилизации…
В этом фильме Клод Лелуш собрал целый букет европейских кинозвезд первой величины (Шарлотта Рэмплинг, Мишель Пикколи, Жан-Луи Трентиньян, Шарль Азнавур, Анук Эме), выступил с протестом против атомной войны и с некой долей иронией прошелся по модной теме инопланетян, однако, как мне кажется, не достиг впечатляющего художественного результата. У актеров явно не хватило сценарного материала для своих персонажей, а у ленты, (пере)наполненной событиями – захватывающего эмоционального воздействия. В итоге «Да здравствует жизнь!» у меня лично относится к тем фильмам Клода Лелуша, которые пересматривать как-то не хочется…
Мужчина и женщина: 20 лет спустя / Un homme et une femme, 20 ans déjà. Франция, 1986. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Пьер Уйттерховен, Моник Ланж, Жером Тоннер. Актеры: Андре Энджел, Жан-Клод Ланье, Анук Эме, Кэролайн Лэнг, Жан-Луи Трентиньян, Эвелин Буи, Мари-Софи Л., Филипп Леруа, Шарль Жерар, Марина Фальк, Робер Оссейн, Жак Вебер, Таня Лопер, Николь Гарсия, Саломе Лелуш, Сара Лелуш, Мишель Морган и др. Кинопрокат во Франции: с 13 мая 1986 (0,5 млн. зрителей). Кинопрокат в СССР – с июня 1989.
Для Клода Лелуша появление «Мужчина и женщина: 20 лет спустя» никак нельзя назвать случайным всплеском ностальгии. Вероятно, Лелуш решил продемонстрировать весь спектр кинематографической палитры, который он освоил за эти года. Ведь в промежутке между двумя частями дилогии он ставил не только камерные, скромные по бюджету картины, но и масштабные ленты, многофигурные кинороманы, детективы и т.д. Опыт этих лент не мог не сказаться на «...20 годах спустя».
Лелушу стало тесно в «обычной» мелодраме. Ему мало простого продолжения любви кинопродюсера Анны (А. Эме) и автогонщика, каскадера Жана-Луи (Ж.-Л. Трентиньян). Известно, что после Каннского триумфа режиссер не раз говорил, что у «Мужчины и женщины» финал намечался печальный, но его, якобы, не удалось снять. Теперь он, похоже, взялся доказать, что заявление не было кокетством: герои давно уже не вместе.
Но сюда добавляется еще и история их повзрослевших детей, вплетается детективная интрига о жестоком убийстве. Кроме того, герои фильма снимают и снимаются в кино, и эпизода съемок тоже включены в действие. Плюс, разумеется, кадры из настоящих «Мужчины и женщины». И все это в причудливом монтаже, безукоризненно отшлифованном в предыдущих картинах.
Даже краткий пересказ этих наслаивающихся друг на друга сюжетных линий занял бы, наверное, немало страниц. И хотя под приятную музыку Ф. Лея оператор разворачивает на экране грандиозные панорамы и пейзажи, чувствуется исчерпанность рассказанной когда-то очаровательной истории. Импровизационная атмосфера, которая так подкупала зрителей, сменилась склонностью к гигантомании. Недаром Клод Лелуш так часто выводит на первый план многих мизансцен эффектную машинерию: по ходу сюжета она призвана подчеркнуть безграничные технические возможности съемочной группы, которую возглавляет героиня А. Эме...
Но даже в этой, на мой взгляд, далеко не лучшей работе Лелуша сквозь маску профессионала развлекательного зрелища проступает талант художника. Хороши, к примеру, сцены, когда в кинопавильоне Ришар Берри пытается сыграть Жан-Луи в молодости, а дочь Анны (Эвелин Буи) - свою мать. У них ничего не выходит, любовь их персонажей прозаична, буднична, лишена искренности: представляю, какой нелегкой была такая задача для пластичной, готовой загореться от любой искры режиссерской импровизации Эвелин Буи!
И тут Лелуш, «флэшбэками» вновь напоминает нам, как это было «на самом деле» в исполнении Трентиньяна и Эме. И не знаешь, чего здесь больше - самоиронии, ностальгии или печального признания автора, что и сама история «...20 лет спустя» была обречена на столь же невыгодное сравнение в зрительном зале (что неминуемо отразилось на цифрах посещаемости: если «Мужчину и женщину» посмотрело во Франции 4,3 млн. зрителей, то «Мужчину и женщину: 20 лет спустя» - всего полмиллиона).
А еще где-то между аттракционными детективными и «автогоночными» историями запоминаются взгляды чуть постаревших Трентиньяна и Эме. Не персонажей (аморфная сценарная канва не давала материала для создания полнокровных характеров), а больших актеров, сумевших за эти 20 лет не растерять себя и по-прежнему способных уже одним своим присутствием на экране удержать внимание зрителей.
Мне иногда кажется, что Клод Лелуш вполне мог бы снять с этим обаятельным дуэтом фильм без единого слова, настолько велика притягательность их личностей и дарования…
Уйти, вернуться / Partir, revenir. Франция, 1985. Режиссер Клод Лелуш. Сценарист Жером Тоннер. Актеры: Анни Жирардо, Эвелин Буи, Жан-Луи Трентиньян, Мишель Пикколи, Ришар Анконина, Шарль Жерар, Франсуаза Фабиан, Эрик Бершо, Жан Буиз, Мари-Софи Л. и др. Кинопрокат во Франции: с 27 марта 1985 (0,9 млн. зрителей).
В драме «Уйти, вернуться» Клод Лелуш обращается к острым темам коллаборационизма и геноцида евреев во время второй мировой войны. На экране под музыку Рахманинова разворачивается сложная сюжетная вязь событий и взаимоотношений персонажей, где одна из главных героинь фильма во что бы то ни стало пытается открыть тайну мерзкого предательства…
В этом фильме собран впечатляющий ансамбль французских актеров первой величины, каждый из которых достойно ведет свою партию, почти до самого финала не давая зрителям догадаться, что же из них в годы оккупации донес нацистам на прятавшихся от «арийцев» евреев…
Осторожно: бандиты! / Attention bandits! Франция, 1986. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Пьер Уйттерховен. Актеры: Жан Янн, Мари-Софи Л., Патрик Брюэль, Шарль Жерар, Корин Маршан и др. Кинопрокат во Франции: с 3 июня 1987 (0,6 млн. зрителей).
…Бандиты успешно совершают крупное ювелирное ограбление и, разумеется, хотят побыстрее сбыть драгоценности…
Клод Лелуш не раз доказывал, что вполне может обходиться в своем кино без криминальных историй, но подобным сюжетам он обращался довольно часто.
Вот и в этой ленте он создал образы обаятельных бандитов и грабителей, на пути которых становятся преступники необаятельные и алчные.
Понятное дело, что для Жана Янна (1933-2003) и Патрика Брюэля сыграть симпатичных бандитов не составило особого труда, с этой задачей они справились, на мой взгляд, отлично.
Другой вопрос, зачем это всё это было нужно самому Лелушу?
Ничего нового в развитии жанра фильм «Осторожно: бандиты!» не внес, существенного успеха у зрителей он не имел, а с художественной точки зрения не вышел из рамок «среднестатистической» европейской продукции…
Баловень судьбы / Маршрут баловня / Itinéraire d'un enfant gâté. Франция-ФРГ, 1988. Актеры: Жан-Поль Бельмондо, Ришар Анконина, Лио, Мари-Софи Л., Жан-Филипп Шатрие, Мишель Бон, Пьер Вернье, Селина Коссимон, Даниэль Желен, Поль Бельмондо и др. Премия «Сезар» за лучшую мужскую роль (Ж.-П. Бельмондо). Кинопрокат во Франции: с 30 ноября 1988 (3,2 млн. зрителей). В СССР – сo 2 июля 1990.
Драма Клода Лелуша «Баловень судьбы» посвящена талантливому художнику - актеру, поэту, композитору и певцу Жаку Брелю (1929-1978) («Профессиональный риск», «Зануда»).
Не проводя, разумеется, прямых аналогий, Клод Лелуш попытался смоделировать на экране романтическую мечту. А что, если бегство от цивилизации на далекий остров и смерть Бреля были бы всего лишь грандиозной мистификацией, оставляющей надежду на возвращение?
Правда, герой «Баловня судьбы» (Ж.-П. Бельмондо) не артист, а бизнесмен. И история, рассказанная в фильме, порой излишне сентиментальна. Но при всем том картина не кажется мне неудачной. Это добрая и красивая сказка.
Бельмондо сыграл в "Баловне судьбы" отца взрослого сына, это, вероятно, не представляло для него психологической сложности…
Бывают дни… бывают луны / Il y a des jours... et des lunes. Франция, 1990. Режиссер и сценарист Клод Лелуш. Актеры: Жерар Ланвен, Патрик Чесне, Анни Жирардо, Мари-Софи Л., Френсис Юстер, Винсент Линдон, Саломе Лелуш, Филипп Леотар, Жерар Дармон, Серж Реджани, Кристин Буассон, Шарль Жерар, Амиду и др. Кинопрокат во Франции: с 11 апреля 1990 (1,5 млн. зрителей).
В полнолуние происходят необычные вещи, так и в картине Клода Лелуша «Бывают жни… Бывают луны» переплетаются истории жизни мужчин и женщин.
Этот свой тридцать первый фильм Клод Лелуш символично снял за тридцать один день…
В фильме было занято немало звезд французского кино, для их персонажей Клод Лелуш постарался найти интересные психологические краски. Правда, какой-то цельной истории на экране в итоге, на мой взгляд, не получилось, хотя, быть может, в этом сюжетном калейдоскопе и состоял замысел режиссера.
Прекрасная история / La Belle histoire. Франция, 1992. Режиссер и сценарист Клод Лелуш. Актеры: Жерар Ланвен, Беатрис Даль, Венсан Линдон, Мари-Софи Л., Патрик Шене, Жак Гамблен, Поль Пребуа, Эли Шураки, Константин Александров, Оливье Эмон, Жерар Дармон, Анемон, Патрик Лаффон, Амиду и др. Кинопрокат во Франции: с 18 марта 1992 (0,6 млн. зрителей).
«Прекрасная история» - один из самых амбициозных проектов Клода Лелуша. Сам режиссер говорил о нем так: «Этот фильм родился из утопии... Возможно, это мой самый безумный фильм о любви, поскольку я показываю и пытаюсь продемонстрировать, что мужчина и женщина, которые, как они считают, встретились в 1992 году, уже были вместе в другой жизни, не боясь при этом перейти грань смешного, обмочив Бога, Иисуса и знаменитых пчел Израиля... Конечно, это все басня, я ничего не могу доказать... но это, пожалуй, самый решительный фильм о моей глубокой, совершенно иррациональной убежденности в реинкарнации».
На деле, на мой взгляд, получилась претенциозная, но тяжеловесная, громоздкая и хаотичная лента. Выдержать ее могли только самые верные поклонники творчества Клода Лелуша и усидчивые люди, способные находиться в кинозале три с лишним часа зрелища, в котором мелькали Христос, античные воины, пчелы, тореадоры, танцоры фламенко, разбитные девушки-воровки, коррумпированные полицейские и т.д. и т.п.
Всё это… ради этого! / Tout ça… pour ça! Франция-Канада, 1994. Режиссер им сценарист Клод Лелуш. Актеры: Мари-Софи Л., Френсис Юстер, Фабрис Лукини, Алессандра Мартинес, Винсент Линдон, Жерар Дармон, Жак Гамблен, Эвелин Буи, Саломе Лелуш, Шарль Жерар, Кристин Барбеливьен и др. Сезар за лучшую мужскую роль второго плана (Фабриса Лукини), Приз за лучшую режиссуру на Междунродном кинофестивале в Монреале. Кинопрокат во Франции: с 9 июня 1993 (1,9 млн. зрителей).
Клод Лелуш всегда оставался полижанровым режиссером. И наряду с масштабными фильмами, затрагивающими множество политических и социальных проблем, он снимал и снимает картины о любви.
Комедия «Всё это… ради этого!» относится как раз к их числу.
Как часто это бывает у Лелуша, в картине множество персонажей и пересекающихся сюжетных линий.
Это фильм о «прелести супружеской измены». О том, что «французу легче сменить подружку, чем любимый ресторан». О легкомысленных преступлениях и эксцентрических наказаниях. О забавной и грустной кутерьме человеческих судеб. О знаменитом французском «искусстве жить».
И как всегда у Лелуша, за кадром звучит приятная музыка Френсиса Лея, а в главных ролях - талантливые и обаятельные актеры.
Между прочим, Клод Лелуш снял в этом фильме многих своих близких женщин: бывшую жену (с 1967 по 1979) Кристин Лелуш (под псевдонимом Кристин Барбеливьен), бывшую возлюбленную (с 1980 по 1985) Эвелин Буи (и их дочь Саломе Лелуш), свою тогдашнюю супругу Мари-Софи Л. (он были в браке с 1985 по 1992 год) и свою будущую жену Алессандру Мартинес (их брак длился с 1995 по 2009).
Отверженные / Les Misérables. Франция, 1995. Режиссер и сценарист Клод Лелуш (по одноименному роману Виктора Гюго). Актеры: Жан-Поль Бельмондо, Жан Маре, Мишель Бужена, Алессандра Мартинес, Саломе Лелуш, Анни Жирардо, Филипп Леотар, Клементин Селари, Филипп Корсан, Тикки Ольгадо, Рюфюс, Николь Круазиль, Уильям Леймержи, Мишлин Прель, Дарри Коул, Даниэль Тоскан дю Плантье, Антуан Дюлери, Жак Гамблен, Пьер Вернье, Сильви Жоли, Робер Оссейн, Сирьель Клер, Поль Бельмондо, Жак Бонно и др. Премия «Золотой глобус» за лучший иностранный фильм. Кинопрокат во Франции: с 12 марта 1995 (1,0 млн. зрителей).
Совершив блестящую кинокарьеру, Жан-Поль Бельмондо (1933-2021) на рубеже 1990-х годов снова вернулся в театр, не отказываясь при этом от интересных предложений в кино. Одной из самых заметных киноработ Бельмондо 1990-х, бесспорно, стала главная роль в «Отверженных».
Режиссер Клод Лелуш осуществил свою давнюю мечту - экранизировал классический роман Виктора Гюго, перенеся его действие в ХХ век. В результате фильм получился зрелищным, хотя, думается, несколько тяжеловесным…
Как я уже отмечал, Клод Лелуш славится привычкой снимать в своих фильмах собственных жен и подруг. В фильме «Отверженные» помимо очередной возлюбленной Лелуша, актрисы и балерины Алессандры Мартинес, снималась дочь режиссера Саломе.
Мужчины и женщины: способ применения / Hommes, femmes, mode d'emploi. Франция, 1996. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Рене Боннелл, Жан-Филипп Шатрие, Рене Боннелл, Клод Лелуш. Актеры: Фабрис Лукини, Бернар Тапи, Алессандра Мартинес, Пьер Ардити, Тикки Ольгадо, Офели Винтер, Саломе Лелуш, Кристоф Эмон, Уильям Леймержи, Каролин Селлье, Жизель Казадезюс, Даниэль Желен, Анук Эме и др. Малый Золотой Лев Венецианского кинофестиваля. Кинопрокат во Франции: с 28 августа 1996 (1,3 млн. зрителей).
В 1996 году Клод Лелуш поставил фильм «Мужчины и женщины: способ применения», где одну из главных ролей сыграл Бернар Тапи (1943-2021), бывший министр и президент футбольного клуба «Олимпик Марсель», в 1995 году приговоренный французским судом к восьми месяцам тюрьмы за попытку подкупа игроков футбольного клуба «Валансьен»…
Вот что об этом фильме говорил сам Клод Лелуш: «Я хотел снять комедию и сразу же подумал о Бернаре Тапи. Я хотел немного поиграть с огнем. Поскольку речь шла о мошенничестве, я хотел позвать человека с репутацией, чтобы он был как можно ближе к персонажу. Но интрига приняла неслыханные масштабы... Возможно, я бы не взялся за фильм, если бы кто-то предупредил меня о том цирке, который он вызовет... Сообщения, анонимные письма о том, что я - позор французского кино...».
Но, быть может, именно по этой скандальной причине фильм «Мужчины и женщины: способ применения» стал последней работой Клода Лелуша, сумевшей собрать во французских кинозалах больше миллиона зрителей… Ни одна из последующих картин мастера уже не смогла преодолеть миллионного барьера посещаемости…
На мой взгляд, «Мужчины и женщины: способ применения», рассказывающий несколько переплетающихся сразу историй парижан разного жизненного полета: от пресыщенного миллионера (Бернар Тапи) до бывшего актера, ставшего полицейским (Фабрис Лукини), еще раз показала, что Клод Лелуш умеет рассказывать увлекательные истории, наполненные парадоксами, живыми диалогами и пульсом Жизни…
Случаи или совпадения / Hasards ou Coïncidences. Франция-Канада, 1998. Режиссер и сценарист Клод Лелуш. Актеры: Алессандра Мартинес, Пьер Ардити, Марк Холлон, Вероник Моро и др. Приз за лучшую женскую роль (Алессандра Мартинес) на Кинофестивале в Чикаго. Кинопрокат во Франции: с 18 ноября 1998 (0,2 млн. зрителей).
Прима-балерина Мириам (Алессандра Мартинес) теряет возлюбленного, переживает серьезный кризис, но спустя несколько лет снова встречает «своего» мужчину…
В этом фильме Клод Лелуш талантливо использовал несомненные хореографические способности своей тогдашней супруги - Алессандры Мартинес. Хореографические номера, снятые с ее участием в Венеции, сняты весьма впечатляюще…
В целом фильм получился трогательным, интимным, тонко передающем душевную травму главной героини, хотя, быть может, и несколько затянутым…
Одна за всех / Une pour toutes. Франция, 1999. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Пьер Леру, Пьер Уйттерховен. Актеры: Оливия Бонами, Марианна Деникур, Элис Эванс, Жан-Пьер Марьель, Алессандра Мартинес, Анн Парийо, Сами Насери, Франсуа Перро, Рюдигер Фоглер, Анук Эме, Франсуа Берлеан, Константин Александров, Филип Маньян, Клод Лелуш и др. Кинопрокат во Франции: с 29 декабря 1999 (0,4 млн. зрителей).
В комедии Клода Лелуша «Одна за всех» три подружки решают соблазнить богачей, чтобы урвать от них кругленькие суммы…
В итоге зрелище, по-моему, получилось очень «на любителя». Легкости и шика, присущего мужской вариации этой истории («Приключение – это приключение», 1972) я лично здесь не ощутил…
А теперь, дамы и господа... / And Now... Ladies and Gentlemen... Франция-Великобритания, 2002. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Пьер Леру, Пьер Уйттерховен. Актеры: Джереми Айронс, Патрисия Каас, Тьерри Лермит, Алессандра Мартинес, Клаудия Кардинале и др. Кинопрокат во Франции: с 29 мая 2002 (0,5 млн. зрителей).
По ходу сюжета мелодрамы «А теперь, дамы и господа...» изобретательный похититель драгоценностей (Джереми Айронс) встречается с певицей (Патрисия Каас), и между ними вспыхивает подлинное чувство…
Это еще одна вариация любовных тем «Мужчины и женщины» и «Нового года». Только на сей раз разыгранная знаменитой французским певицей Патрисией Каас и известным британским актером Джереми Айронсом.
Всё вроде предвещало большой успех: мастерство Клода Лелуша, звездность исполнителей, музыкальные хиты в замечательном исполнении Патрисии Каас. Но, увы, фильм во французском кинопрокате прошел относительно скромно…
Человеческий род: парижане / Le genre humain: Les parisiens. Франция, 2004. Режиссер Клод Лелуш. Сценарий: Клод Лелуш, Пьер Уиттерхувен. Актеры: Майвен, Массимо Раньери, Матильда Сенье, Константин Александров, Катерин Ардити, Эвелин Буи, Сириель Клер, Ариэль Домбаль, Андре Фалькон, Шарль Жерар, Саломе Лелуш, Сара Лелуш и др. Кинопрокат во Франции: с 17 сентября 2004 (0,2млн. зрителей).
В комедии «Парижане» множество персонажей мечтают о Любви, но каждый из них понимают ее на свой манер…
Когда Клод Лелуш узнал, что старт кинопроката «Парижан» собрал всего четыре тысячи зрителей, он был весьма огорчен и предложил публике бесплатный вход на «рекламный» сеанс этого фильма. Это сыграло свою роль: за неделю кинопроката в Париже эту картину посетило примерно 130 тыс. зрителей. Общенациональный прокат «Парижан» расширил их публику еще на несколько десятков тысяч, но это все равно было далеко от прокатных успехов многих прежних фильмов режиссера…
Смелость любить / Le Courage d'aimer. Франция, 2005. Режиссер и сценарист Клод Лелуш. Актеры: Матильда Сенье, Майвен, Массимо Раньери, Мишель Лееб, Ариэль Домбаль, Пьер Ардити, Андре Фалькон, Шарль Жерар, Сириель Клер, Саломе Лелуш, Алессандра Мартинес, Сара Лелуш и др. Кинопрокат во Франции: с 29 июня 2005 (0,07 млн. зрителей).
Скромный прокат «Парижан» (2004, 0,2 млн. зрителей) разозлил Клода Лелуша до такой степени, что он решил перемонтировать эту ленту, которая должна была стать первой частью неоконченной в итоге трилогии «Человеческий род», и добавить к ней сцены из незавершенной второй части.
В итоге получилась серия калейдоскопических портретов парижан разных профессий, потерпевшая в кинопрокате оглушительную неудачу (70 тыс. зрителей) и крайне отрицательно встреченная прессой.
Железнодорожный роман / Roman de gare. Франция, 2007. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Пьер Уйттерховен. Актеры: Доминик Пинон, Фанни Ардан, Одри Дана, Мишель Бернье, Мириам Буайе и др. Кинопрокат во Франции: с 24 мая 2007. Кинопрокат в России: с 20 марта 2008 (0,3 млн. зрителей).
В «Железнодорожном роман» Клод Лелуш как бы возвращается к своему старому сюжету о сексуальном маньяке, разыскиваемому полицией («Любовь с оговорками», 1962), но на новом витке добавляет к ней и другие истории: пропажу школьного учителя, злоключения модной романистки и т.д.
Как и «Любви с оговорками», в «Железнодорожном романе» прослеживается мысль о том, что часто мы неверно судим о сущности окружающих нас людей.
«Железнодорожный роман», на мой взгляд, одна из лучших работ позднего Лелуша. Здесь есть и увлекательная интрига, и отличные актерские работы, и неожиданная развязка…
Эти любимые / Женщина и мужчины / Ces amours-là. Франция, 2010. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Пьер Уйттерховен. Актеры: Одри Дана, Доминик Пинон, Самюэль Лабарт, Джеки Идо, Жюдит Магр, Лиан Фоли, Массимо Раньери, Шарль Деннер, Анук Эме, Саломе Лелуш и др. Кинопрокат во Франции: с 15 сентября 2010 (0,3 млн. зрителей). Кинопрокат в России: с 3 марта 2011 (20,5 тыс. зрителей).
В этой мелодраме, действие которой разворачивается с 1940-х годов до XXI века, Клод Лелуш рассказал историю женщины, у которой было пять ярких любовных романов – с французами, американцами и даже с нацистским оккупантом…
«Эти любимые» возвратили Клода Лелуша к его фирменному стилю, где эмоциональные истории любви органично сочетаются с не менее чувственными музыкальными пассажами, а сюжет фильма пересыпан синефильскими цитатами (в данном случае режиссер цитирует кадры и эпизоды практически из всех своих ключевых картин, а плюс к этому – сцены из фильмов «Набережная туманов», «Унесенные ветром» и «Летят журавли»). В одном из эпизодов Лелуш показывает даже самого себя в юности, и надо отметить – вполне органично.
Возможно, «Эти любимые» могли бы стать шедевром, если бы главную женскую роль здесь сыграли, к примеру, молодые Анук Эме, Анни Жирардо или Катрин Денев. Но в XXI веке исполнительницу такого уровня Клод Лелуш во Франции, увы, не нашел, а Одри Дана, как ни старалась, на мой взгляд, не сумела дотянуться до высот игры этих выдающихся актрис…
Мы тебя любим, мерзавец / Salaud, on t'aime. Франция, 2014. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Валери Перрен. Актеры: Джонни Холлидей, Сандрин Боннэр, Эдди Митчелл, Ирен Жакоб, Сара Каземи, Дженна Тиам, Аньес Сораль, Изабелла де Эрто, Валери Каприски, Рюфюс и др. Кинопрокат во Франции: со 2 апреля 2014 (0,3 млн. зрителей). Кинопрокат в России: с 23 октября 2014.
Знаменитый фотограф Жак (Джонни Холлидей) непостоянен в любовных увлечениях, меняя жен и любовниц, как перчатки, и при этом не особо заботясь о своем многочисленном потомстве… Но вот в один прекрасный день он решает купить виллу в горах…
Драма «Мы тебя любим, мерзавец» отличается от многих лент Клода Лелуша тем, что там нет увлекательного действия, зато много персонажей и диалогов.
Это грустный фильм о подведении жизненных итогов, и он был обращен, скорее, к старшему поколению зрителей и к поклонникам харизматичного певца и актера Джонни Холлидея (1943-2017), находившегося в ту пору на закате своей карьеры...
Один + одна / Un + une. Франция, 2015. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Валери Перрен. Актеры: Жан Дюжарден, Эльза Зильберштейн, Кристоф Ламбер и др. Кинопрокат во Франции: с 9 декабря 2015 (0,9 млн. зрителей).
В этой романтической комедии Клода Лелуша некий кинокомпозитор Антуан оказывается в Индии, где знакомится с женой французского посла…
Сюжет фильма «Один + одна» во многом связан с тем, что в то время его возлюбленной была индуска. А сам режиссер говорил об Индии так: «Это страна, где хаос невероятно плодороден, а беспорядок - креативен. Это действительно та страна в мире, где люди живут, чтобы жить. Бедняки не так несчастны… В этом месте нам говорят, что смерти не существует. Это единственное место, где вам объясняют, что люди вечны. Мне это нравится, особенно в моем возрасте, сейчас, когда я приближаюсь к финишу».
Фильм на сей раз получился медитативным, неспешным, без каких-то особых лелушевских фирменных манков…
У каждого своя жизнь / 12 мелодий любви / Chacun sa vie. Франция, 2017. Режиссер и сценарист Клод Лелуш. Актеры: Джонни Холлидей, Кристофер Ламбер, Эрик Дюпон-Моретти, Надя Фарес, Жан Дюжарден, Антуан Дюлери, Томас Леве, Марианна Деникур и др. Кинопрокат во Франции: с 12 марта 2017 (0,3 млн. зрителей). Кинопрокат в России: с 8 января 2018 (4,5 тыс. зрителей).
…В небольшом французском городке проходит ежегодный фестиваль музыки, а в это время мужчины и женщины флиртуют, влюбляются, делают брачные предложения, изменяют и разводятся...
В фильме «У каждого своя жизнь» Клод Лелуш собрал ансамбль французских актеров пожилого возраста во главе с известным певцом и актером Джонни Холлидеем (1943-2017). Картина получилась очень разговорной, с печальным юмором, еще раз напоминающим зрителям о конечности любой жизни - даже, если у каждого она и своя…
В результате, как и фильм «Мы тебя любим, мерзавец», картина «У каждого своя жизнь» оказалась довольно сумбурной, «возрастной» и не заинтересовал молодежную аудиторию во Франции. А вот в России ее ждал просто оглушительный провал: в кинозалы пришли всего четыре с половиной тысячи зрителей…
Лучшие годы жизни / Мужчина и женщина: лучшие годы / Les plus belles années d'une vie. Франция, 2019. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Валери Перрен, Пьер Уйттерховен, Грегуар Лакруа. Актеры: Жан-Луи Трентиньян, Анук Эме, Антуан Сир, Моника Беллуччи, Суад Амиду, Тэсс Ловернь, Марианна Деникур и др. Кинопрокат во Франции: с мая 2019 (0,2 млн. зрителей). Кинопрокат в России: с 10 декабря 2020 (1,7 тыс. зрителей).
Осенью 2019 года на европейские экраны вышел фильм Клода Лелуша «Самые лучшие годы жизни» - заключительная часть легендарной трилогии о любви Мужчины и Женщины.
Своего рода прощание: персонажи уже по-настоящему постаревших Жана-Луи Трентиньяна и Анук Эме встречаются спустя много лет и вспоминают о своей любви.
Это грустный, трогательный и талантливый фильм стал последней актерской работой одного из самых знаменитых французских актеров: Жана-Луи Трентитьяна (1930-2022).
Добродетель непостижимого / La Vertu des impondérables. Франция, 2019. Режиссер и сценарист Клод Лелуш. Актеры: Стефан де Грод, Эльза Зильберштейн, Марианна Деникур, Беатрис Даль и др. Премьера на ТВ: 13 июня 2020.
Эту комедию Клод Лелуш в виде эксперимента снял на iPhone. И это истории о краже машины и собаки, ссорах и неверности…
В этом фильме снова много персонажей, звучит приятная джазовая музыка, но значительной работой режиссера эта лента, как мне кажется, не стала…
Из-за пандемии «Добродетель непостижимого» не вышла на экраны кинотеатров, а была показана только по телевидению.
Любовь лучше жизни / L'amour c'est mieux que la vie. Франция, 2021. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Пьер Леру, Грегуар Лакруа, Валери Перрен. Актеры: Сандрин Боннэр, Жерар Дармон, Ари Абиттан, Филипп Лелуш, Эльза Зильберштейн, Беатрис Даль, Робер Оссейн и др. Кинопрокат во Франции: с 19 января 2022 (0,2 млн. зрителей).
…Трое мужчин выходят из тюрьмы и задумываются над смыслом жизни…
Картина «Любовь лучше жизни» стала последней работой знаменитого актера Робера Оссейна (1927-2020)….
Итак, это ещё один фильм позднего Клода Лелуша со множеством пожилых персонажей и диалогов, с приятной музыкой и минимумом зрительского потенциала…
Увы, начиная с 1998 года, ни один фильм этого режиссера не смог преодолеть во французском кинопрокате барьер в миллион зрителей. Более того, чаще всего картины Клода Лелуша, которые в XXI веке в художественном плане становятся все более ординарными, вот уже около двадцати лет собирают во Франции аудиторию не более 200-300 тысяч. По-видимому, лучшие творческие годы Мастера уже далеко позади…
Наконец-то... или Безумие чувств / Finalement... ou La Folie des sentiments. Франция, 2023. Режиссер и сценарист Клод Лелуш. Актеры: Кад Мера, Рафаэль Мезраи, Клеменин Селарие и др. Кинопрокат во Франции: с 2023.
…Известный адвокат узнает о своей болезни и решает остаток жизни прожить без лжи, отправившись в путешествие из Парижа в Нормандию, на Мон-Сен-Мишель и Авиньон...
Клод Лелуш заявил, что этот фильм будет последним в его творческой биографии. Но как знать...